Как борются с терроризмом на Святой Земле
Самым крупным городом в мире, где совершается наибольшее количество терактов, был и остается Иерусалим. Здесь сосредоточены все министерства (кроме министерства обороны), канцелярия премьер-министра, Дворец президента, Главный штаб полиции, Центральный банк и другие учреждения. Внимание террористов привлекают также многочисленные торговые центры, автобусы, кафе, пешеходные зоны и кампус Еврейского университета на горе Скопус - то есть все главные точки города. Террористическая опасность Иерусалима состоит еще и в том, что в отличие от многих других он является многонациональным городом со значительной долей арабского населения.
Первое и главное оружие обитателей по существу прифронтового города - бдительность. Любой житель Иерусалима (речь, конечно, идет о евреях) наизусть знает номера нескольких полицейских телефонных линий, по которым в любое время суток можно доложить о подозрительных людях или явлениях. Находясь на улице или в другом общественном месте, ни один человек не оставляет без присмотра свой портфель, рюкзак, пакет, бумажную сумку с покупками - кто-нибудь немедленно доложит о том, что обнаружен "хефец хашуд" (подозрительный предмет), и саперы прибудут стремительно. Добровольными помощниками полиции так или иначе являются все горожане, в особенности шоферы автобусов, продавцы, дворники, разносчики пиццы и всякой прочей всячины, а также работники огромного штата мэрии, которым по долгу службы приходится день-деньской объезжать город. Звонок в полицию, привлечение внимания армейского, жандармского, полицейского патруля - не зазорны, это воспринимается не как "стукачество", а как осознанный гражданский долг, которому жителей Иерусалима начинают учить еще с детского сада. Правда, следует отметить, что израильтяне не боятся "человека с ружьем", как это зачастую происходит в России; полиции здесь доверяют, профессия полицейского уважаема в израильском обществе.
Полицейские и жандармы, постоянно проверяющие документы у людей с ярко выраженной арабской внешностью, - постоянная деталь городского пейзажа. Однако и другие лица, облеченные хоть малой толикой власти, в случае необходимости не чураются производить эту процедуру, нисколько не ощущая себя националистами или расистами. В еврейских кварталах Иерусалима (неоднократно становившихся мишенью для нападений экстремистов) подозрительных людей останавливают для проверки документов и краткого опроса (который, впрочем, может продолжиться в ближайшем полицейском участке) работники мэрии, сотрудники охранных агентств и даже должностные лица некоторых крупных корпораций. Особой бдительностью и даже въедливостью отличаются служащие транспортной компании "Эгэд", монополиста на рынке городского общественного транспорта (этой же компании принадлежат все автобусные линии, связывающие Иерусалим с Хайфой и Тель-Авивом, многократно подвергавшиеся нападениям террористов). В связи с этим надо особо отметить, что государство Израиль совершенно не боится обвинений в дискриминации "лиц арабской национальности". У арабов - граждан Израиля, арабов Палестинской автономии и иных "контролируемых территорий" удостоверения личности разные даже по цвету (то же самое касается и номерных знаков автомобилей). Более того, в таком удостоверении личности содержится множество пометок и особых знаков, из которых можно понять семейное положение владельца, его социальную принадлежность, имущественное состояние, уровень вовлеченности его самого и его близких родственников во "враждебную деятельность" и так далее. Эти отметки умеет распознавать и читать, как следопыт карту, практически любой израильтянин.
Поскольку 95% израильтян - как мужчин, так и женщин - служили в армии (причем воюющей армии), они хорошо подготовлены ко всяким тревожным и внештатным ситуациям. Во-первых, они постоянно, на подсознательном уровне, контролируют пространство вокруг себя (это происходит вследствие не только армейской выучки, но и воспитания вообще). Во-вторых, в силу исторических особенностей страны, постоянно ведущей борьбу за существование, средний иерусалимец и вообще израильтянин твердо знает, что террорист, решившийся на убийство мирных граждан, - не человек. Всеобщая декларация прав написана про кого угодно, только не про него, и препятствовать исполнению его планов следует всеми возможными способами. В 1993 году во время веселого праздника Пурим, обычно сопровождаемого карнавалом, некий еврейский юноша решил пошутить: он оделся в оливкового цвета армейскую куртку, какие носят палестинцы, закрыл лицо куфией, взял кухонный нож и выскочил из дома с криком: "Аллах акбар!" Его застрелил первый же проходивший по улице армейский офицер, не понесший, разумеется, никакого наказания. В-третьих, значительная часть населения носит оружие и умеет им пользоваться. Помимо пистолетов, на которые необходимо разрешение полиции, в оружейных магазинах свободно продаются ножи, кастеты, нунчаки, тонфа и другое холодное оружие. В-четвертых, иерусалимцы, много страдавшие от арабских бомб и ножей, твердо придерживаются принципа сегрегации, то есть раздельного проживания. Официально это не декларируется, однако автор этих строк своими глазами видел, как, когда в кафе "Ха-эвдель ха-ктана" ("Маленькая разница") на престижной иерусалимской улице Эмэк Рефаим ("Долина призраков", что начинается прямо от Гэйхэйном - урочища Геены Огненной) вошел вполне респектабельный араб, две хрупкие "польские" старушки поднялись со своих мест, и одна из них при молчаливом одобрении остальной публики произнесла: "Оставьте нас, наконец, в покое. Живите в своем Абу-Торе и Шуафате, но не лезьте в наши кварталы, чтоб вы вообще не вышли из могилы!" Наконец, горожанам, живущим в состоянии постоянной террористической угрозы, помогает сознание того, что государство - на их стороне, и случись что - оно в буквальном смысле слова вырастет за спиной гражданина в полный рост. Помимо всего прочего город насыщен полицейскими камерами слежения, наблюдающими не только за нерадивыми водителями, но и за общей ситуацией на улицах. Граждан, возмущающихся "полицейским произволом", ущемлением свобод и "проникновением в частную жизнь", находится смехотворно мало.