Повествование о "земле обетованной"
(Окончание. Начало в NN 121, 124). По кому звонит колокол?
Заходите к нам на огонек...
В Черемшанку, в дом, ставший нам гостевым, мы вернулись затемно. Тетю Валю решили не утруждать приготовлением позднего ужина, так как затарились кой-какой мясной едой в местной лавке и не менее традиционным к такой закуске напитком. Сидеть в душной комнате не хотелось, и мы развели костерок на краю двора, чтобы, наконец-то собравшись вместе, переварить впечатления.
Среди участников пресс-тура не было сторонников учения Виссариона, а после увиденного днем не нашлось и противников. Эмоции сыпались из нас, как из рога изобилия, конечно, были сомнения, подозрения, опасения, но они разбивались, наткнувшись на картину праздника: улыбки людей, их доброжелательность, открытость, вежливость.
Даже в нищей стране можно устроить шикарный карнавал, нарядить людей и заставить их изображать радость на лицах, но глаза - это зеркало души - все равно будут пусты и печальны. В глазах же единоверцев читалось одно: мы счастливы, или, по крайней мере, мы будем счастливы когда-нибудь, Бог даст!
Священник Сергей Чевалков ранее был полковником Ракетных войск.
К нам на огонек я попросил зайти общинника с 1995 года Марка Большого, заглянувшего по делам в информационный центр, в котором несмотря на поздний час кипела работа. В начале 90-х Марк был довольно весомой фигурой в шоу-бизнесе, стоял у истоков группы "Любэ", продюсировал Ольгу Кормухину и Владимира Кузьмина. Благодаря его усилиям зажглась звезда Светланы Владимирской, с ней-то он, будучи законным мужем, продав свою московскую квартиру, и перебрался к Виссариону.
В Черемшанке они купили свой дом, здесь Светлана родила ему троих славных девочек. Года три назад их брак, однако, распался, но Марк остался в общине, более того, работает с "Последним заветом" Виссариона и готовит справочную книжку, по которой можно быстро отыскать высказывания учителя по интересующим темам.
"Я пришел дать вам слово!"
- Здесь мне пришлось постигать новую жизнь, связанную с землей, - пояснил нам Марк. - Например, учиться вести крестьянское хозяйство, потому что основная цель учителя - построить новое общество, общину, в которой каждый будет выращивать себе все необходимое. В каких-то случаях обмениваться, чтобы обходиться без денег. Я этому долго обучался. И второй момент. Основным здесь является работа со своим внутренним миром, желательно, чтобы не шла в сознание подпитка извне.
Я сознательно, даже имея возможность, избегаю просмотра телеканалов, так как оттуда идут потоки негативной информации, я подключаюсь к ним, и чувствую, что начинаю подпитываться отрицательными эмоциями... Уже в начале 90-х я видел уход духовности из культуры. Взявшись за проект Светланы Владимирской, я хотел противопоставить жизненным вкусам зрителей новый, чистый, интеллигентный образ. Это удалось, другое дело - не удалось этот образ закрепить и развить, в связи с настойчивым решением Светланы уехать в Сибирь. А на тот момент, стало быть, оставить карьеру. Я рад, что Владимирская возвращается на эстраду, где так не хватает духовности!..
В августе остров превращается в место паломничество арабов.
Далеко за полночь, когда последние искры костра улетели в небо, как наш привет звездам, мы пошли укладываться спать, раскладывая по полочкам впитанную за день информацию. Многое было непонятно, но совершенно ясно одно: ученье - свет, а неученых - тьма!
Виссарион - сын плотника
И вот самый главный день праздника, день благодарения Бога. В этот день тринадцать лет назад впервые открыто прозвучало слово Виссариона - "Предвозмездие" - о великом пути, ведущем к жизни, который пролегает ныне пред стопами чад Божиих. С 1992 года в Минусинск стали съезжаться последователи, и началось их постепенное расселение на восток, по селениям реки Казыр до озера Тиберкуль, в основном это Курагинский район. Эти места в Минусинской котловине и объявлены "землей обетованной". Виссарион уверяет, что точного числа прибывших за эти годы единоборцев не знает и он, мол, не ведет такой статистики, люди свободны в желании как приехать, так и уехать. Знающие люди называют такую пропорцию общинников: три тысячи, как минимум, пять тысяч, как максимум.
Два козерога.
Как религиозное объединение "Церковь последнего завета" официально зарегистрирована на уровне края и России. В общине (и на празднике это было особенно заметно) много детей. В деревнях строятся новые общинные школы, в которых будут организованы не только учебные классы, но и мастерские по различным видам ремесел и искусств. Имеется лицензия на ведение общеобразовательной деятельности.
Тридцать два штатных дипломированных сотрудника насчитывает региональный центр профилактической медицины. Медцентр осуществляет медицинскую деятельность, проводит профилактические осмотры детей и взрослых. При желании можно воспользоваться услугами районной больницы, например, для родов. Продолжаются начатые еще в середине 90-х годов исследования характера питания и состояния здоровья членов общины московским вегетарианским обществом и Институтом медицинских проблем Севера СО РАМН.
"Пробуждение" парня из Краснодара произошло в Сибири.
Можно сказать, что жизнь общины на виду. Здесь охотно принимают журналистов, издают свою газету, имеют сайт в Интернете. В то же время есть лишь обрывочные сведения о самом Сергее Торопе, до его перевоплощения в Виссариона, когда с глаз его "упала повязка", и он, ощутив невероятный всплеск внутренней духовной силы, понял, что "все знания об Отце я имею в себе".
Взяв себе новое имя, Виссарион ("дающий жизнь"), принялся строить Новый Иерусалим. Благо он родился в семье строителей под Красноярском. Отец по плотницкой работе был мастер, он сейчас живет отдельно, в Красноярске. Мать - инженер строительных рабо, на пенсии, живет в общине, "консультирует и подгоняет строителей на общинных объектах".
Семилетний Сергей вместе с родителями переехал в Сибирь. Юность прошла в Минусинске. В школе увлекся химией. Слыл веселым парнем с простым характером.
На встречу с учителем идут те, кто ищет брод.
Отслужил в армии, опять же в строительных войсках, в Монголии. Вернулся в звании сержанта. Пробовал себя в разных профессиях. Три года трудился на одном из заводов. Потом, по совету друзей, поступил на работу в Минусинский ГОВД, чтобы иметь возможность... рисовать. По ночам дежурил, а днем брал в руки кисть и краски. По одним данным, он трудился инспектором ГАИ, по другим просто водителем, так или иначе за несколько лет службы в милиции имел лишь благодарности по службе.
По словам самого Виссариона, он очень хотел рисовать, но не мог продавать свои картины, чтобы существовать на них, а уже появилась семья. Он женился на местной девушке Любе. Она до сих пор его единственная жена (вопреки гуляющим слухам о том, что у Виссариона много жен), живет с ним в "небесной обители" на горе Сухая, у озера Тиберкуль. У Виссариона пятеро детей.
Там же на горе, или в городе Солнца, в своем доме живет младшая сестра Виссариона - Ирина, у них разница в десять лет, она замужем. Братом своим всегда гордилась.
А вот жители края и власти никак не могут понять, гордиться им соседством с мессией или нет? "Земля обетованная" на территории края - как государство в государстве. И то ладно, что живут мирно и не требуют отдельного статуса. Хотя могли бы побороться за статус религиозного заповедника, как ни крути, а это самая большая в мире община со своим уставом и вождем. Бледнолицые когда-то потеснили индейцев, а виссарионовцы - староверов. Многие семьи староверов не потерпели соседства, но и враждовать не стали, а снялись с насиженных мест и перебрались посевернее.
Каждый видит мир по-своему. А слово Виссариона попало в подготовленную почву: Советский Союз рухнул, а с ним и многие незыблемые устои и истины. Остро стоял вопрос: "Что же будет с родиной и с нами"? А неуверенных, сомневающихся и жаждущих спасения души именно среди интеллигенции было тогда более чем предостаточно. Их "SOS" услышал "мессия" и пришел дать ответ через слово Отца своего и собрать под знамена свои, чтобы спасти. Если я, ровесник Виссариона, не вижу причин себя от чего-то спасать, то и духовный наставник мне ни к чему. А земля обетованная мне интересна, как сказка, которая рядом, как мираж, к которому можно прикоснуться. Про НЛО тоже сколько спорят, но так и не ясно, миф это или реальность.
Слово к народу: "Мужайтесь!"
У Виссариона свой народ и свое к этому народу слово. И слово его для этого народа имеет реальное значение, оно буквально на вес золота. Послушать золотые слова учителя в день благодарения Бога собираются единоверцы чуть ли не с разных частей света, а уже свои, раскиданные в три десятка деревень района, приезжают целыми делегациями, со своими знаменами. На полотнищах вышиты названия, поди-ка всех поселений района, отчего рождается чувство, что ты находишься на районном празднике.
Вот только вряд ли какому главе района даже в фантастическом сне может присниться, что его будут встречать с таким ликованием, стоя на коленях и с замиранием сердца ждать возможности коснуться руки.
Для детей тут просто рай.
Для Виссариона это явь вот уже тринадцать лет. Его выход к народу через ликующий людской строй в несколько сот метров, с осыпанием лепестками роз, сравним, на мой взгляд, с триумфом Юрия Гагарина, который перевернул сознание всего человечества, побывав там, где, казалось, живут боги. Учение Виссариона тоже переворачивает сознание, и народ тянется к нему, словно он новый Христос.
Величественно пройдя сквозь восторженное людское море, Виссарион водрузился на импровизированный трон и негромким, размеренным голосом поприветствовал всех собравшихся. Приведу вкратце основные тезисы его получасовой речи, то, что успел записать в блокнот.
"Вы не все до конца понимаете, не до конца вам ведома вера ваша. В начале пути вы были одинаковы. Обретя свечу горящую, ее нельзя прятать.
Вы обязаны, вы должны быть творящими свет, добрыми, но надо убрать то, что мешает вам.
Благодать и соблазн движутся бок о бок. Отвернешься чуть-чуть от благодати - и соблазн вас найдет.
Если вы веруете, вы должны достойно пройти отрезок пути, чтобы взойти на ступень. Выбор будет возникать вновь и вновь.
Мужайтесь, я верю в вас, вы дороги мне все. Я даю вам крест, страх свой бросить к ногам своим.
Будьте совершенны, как Отец. Не может быть преград непобедимых.
Мира вам, любви. Мы его вкусим вместе, но до этого надо пройти еще немало трудностей. На вас надежда, больше надеяться не на кого. Вы пришли на этот путь, чтобы каждый день вызывал радость, чтобы в каждом лице видеть понимание.
Отбросьте гордыню! Вы должны быть мудрыми и по-детски наивными.
Желаю вам твердой поступи, чтоб сила вливалась в мысли ваши!"
А затем великий праздник -
Дивно таинство Христа.
Океан любви пролили
Вновь на нас Его уста!
Такие песни поют общинники вслед уходящему через тот же людской животрепещущий поток Виссариону. Простые, на первый взгляд, истины. Настроение у последователей радостное. Земля-матушка, похоже, в тартарары в ближайшее время не провалится. Про апокалипсис ни намека, и то правда, с этим можно подождать. Есть работа, которую надо исполнить и слово новое до чад Божиих донести.
В последней 100-страничной книжке Виссариона "Время поворота" слово гораздо сложнее, есть даже схемы и графики. Обращение это тянет на научный трактат про таинство огненного крещения. Не всегда хочется менять старые привычки, даже если понимаем, что настала для этого пора. Огненное крещение предполагает выжигание всего инородного в человеке, очищение от гордыни и эгоизма и т.п. Когда слушаешь Виссариона, невольно ловишь себя на мысли, что внутренне соглашаешься с большинством из сказанного им.
Современный человек кучкуется в мегаполисы, а жизнь в них не сахар, приходится работать локтями, проходить через ложь, злобу, ревность. В общем, мерзости хватает. Но назад в деревню массовое возвращение человека уже невозможно. Он стал слишком слаб, чтоб жить на земле и отказаться от благ цивилизации. Для кого-то, в силу жизненных коллизий, Вера - путь к спасению, если не можешь жить по принципу "помоги сам себе". А кто не хочет спасаться, тем, не иначе, гореть в геенне огненной, ибо не будет пощады! А впрочем, "нам не дано предугадать..." Мужайтесь!