Главная >> 5 >> 1

О роли реки в жизни человека

Евгений Камынин: Когда этой весной с Волги сошёл лёд, для вас это было событием?


Марьян Спеглянин: Для нас, судостроителей, это всегда событие. Потому что в зимний период мы строим суда и, как правило, к весне завершаем это строительство и с нетерпением ждём их пуска на воду.


Андрей Зленко: Для меня это тоже всегда событие. Я помню, в детстве мы ждали 16 апреля — обычно в это время шёл ледоход. Прошёл ледоход — и уже в природе намечается поворот к лету. К теплу, к отдыху, к каникулам.


Е.К.: А вы, Марьян Францевич, родились на реке?


М.С.: Я родился на крупном озере — Свирь. В Белоруссии, в военные годы. Поэтому вся моя жизнь связана с водой. В пору моего детства озеро было кормильцем людей. Во-первых, там ловили рыбу. Во-вторых, заливные луга были отменными пастбищами для скота.


Лариса Сбитнева: Прошлым летом я отдыхала в Кадыйском районе. Там есть село Завражье. Оно стоит на Волге, причём река в этом месте очень широкая. Когда-то здесь был рыбозавод — люди ловили рыбу, коптили и продавали её. То есть жили за счёт реки. А потом всё это заглохло. Село экономически стало жить отдельно от реки. И хочется понять, что это: объективный процесс или несуразность? М.С.: По этому поводу могу сказать следующее. Это не люди сами отделяются от реки, а наше излишне запретительное законодательство отделяет их от реки. Что же касается конкретно села Завражье, то я лет десять назад был депутатом по этому округу и хорошо знаю тамошнюю проблему. Дело в том, что в этом месте границу между Ивановской и Костромской областями провели по нашему берегу и фактически отделили Завражье от Волги.


Е.К.: Кроме экономической связи человека с рекой существует ещё между ними и духовная связь. Когда Никита Михалков снимал в Костроме фильм "Очи чёрные", я брал интервью у него. И он привёл мне такой пример. Как плыл на пароходе по Волге и увидел мать с детьми, ждущих на берегу парома. Они, по его словам, покорно ждали парома и в своём ожидании полностью слились с рекой, с простором, с берегом. Вот такой созерцательности, такого глубокого погружения в природу, сказал он, и не хватает современному человеку. Когда я подготовил это интервью к печати, эти его слова очень не понравились цензору (а тогда ещё была цензура). И он сигнализировал о "крамоле" в обком партии. Там в идеологическом отделе это интервью стали править. "Какая ещё созерцательность?! — возмущался ответственный работник этого отдела. — Людей надо звать к ратным и трудовым подвигам, а не к глубокому погружению в природу"... Ну, а у вас, уважаемые директора, река, озеро, простор над водой вызывает желание глазами и душой погрузиться во всё это?


А.З.: Такое состояние — это неотъемлемая часть нашего российского менталитета. Особенно тех людей, которые родились и живут на Волге. В Костроме снималось много фильмов. Но именно съёмки фильмов, связанных с Волгой, в частности рязановского "Жестокого романса" по произведению Островского, где главную роль исполнил уже упомянутый Никита Михалков, вызывали у костромичей наибольший интерес. Мы школьниками специально бегали на берег, чтобы посмотреть на колёсную "Ласточку", где развивались самые драматические эпизоды фильма... Хотя, надо сказать, нынешнее состояние берегов Волги, их замусоренность от созерцания просторов реки как-то отвлекает. Л.С.: Слава Богу, что ещё по Волге снова стали ходить теплоходы. А то было время, сразу после начала реформ, когда даже моторки на ней было не увидеть.


Е.К.: Зато Волга после этого стала гораздо чище. Даже пескари, которые живут только в чистой воде, в ней опять появились.


М.С.: А мне всё-таки больше по душе река-труженица. И постепенно эта роль к Волге возвращается. С ростом промышленности у нас снова появились заказы на баржи. Так что жизнь нормализуется.


Л.С.: С другой стороны, уже который год ведутся разговоры о превращении Костромы в туристический центр. Однако каких-то проектов на этот счёт, где бы была задействована Волга, в реальной жизни почему-то не наблюдается.


А.З.: Я слышал, что существует идея построить у нас такую галеру, которая изображена на гербе города. И использовать её как раз для привлечения туристов.


М.С.: Да, такая идея существует. Более того, уже прошли переговоры о строительстве корпуса этой галеры у нас на заводе.


Л.С.: Я бываю в других городах и знаю, что, к примеру, в Великом Новгороде и Петрозаводске на набережной, у воды, постоянно проводятся грандиозные массовые праздники. А наши праздники всё больше перемещаются в сухопутную часть города.


Е.К.: Не только праздники, но и реальная жизнь. Лет пять-шесть назад, когда я ещё работал в "Костромских ведомостях", мы проводили такую акцию. В центре города, на остановке автобусов, идущих в Заволжье, было вывешено объявление: "Граждане, у кого нет денег на проезд или кто хочет сэкономить, вас совершенно бесплатно перевезёт на тот берег лодка, которая стоит у Московской заставы". Действительно, у Московской заставы стояла лодка с нашими корреспондентами, готовая совершить, если понадобится, не один рейд на другой берег. Так вот, никто на наше объявление не откликнулся. Чтобы акция уж совсем не закончилась пшиком, наши корреспонденты с трудом уговорили одну из парочек, прогуливающихся по набережной, просто покататься на лодке. Причём эта парочка, если я не ошибаюсь, была даже не из Костромы.


М.С.: Да, действительно, человек с трудом возвращается к жизни на воде. Нами, к примеру, разработан проект плавучей дачи. Осадка её всего сорок сантиметров, скорость до сорока километров в час, ей никакой пристани не надо, в любое место может пристать. Рекламу на этот счёт давали, но никаких заказов так и не получили.


Е.К.: А может быть, человек уходит от реки, потому что пристани на остановках убрали. Ведь пристани на Волге — это были места, где бурлила жизнь. С пристаней рыбачили, к их мосткам чалили лодки, там был пристанщик, который знал все последние новости, там люди общались.


А.З.: Даже когда уже был мост через Волгу, но ещё действовала переправа — ходил теплоходик на тот берег, многие специально, часто семьями, переправлялись через Волгу таким способом. Не на автобусе, не на троллейбусе. А именно на теплоходике. Чтобы вначале ощутить обаяние жизни, сложившейся вокруг пристани, а затем погрузиться в ауру реки.


Е.К.: Хорошо, что у нас ещё остались пристани на берегу у набережной. И я думаю, что это можно использовать, как сейчас говорят, в позиционировании города. Ведь если бы у нас построили речной вокзал, Кострома была бы ещё одним волжским городом с речным вокзалом. А так мы являемся ГОРОДОМ С ПРИСТАНЯМИ!!! Мне представляется, что один этот факт при должной рекламе и должной организации жизни на пристанях может сделать наш город знаменитым и привлекательным для туристов.