Главная >> 5 >> 1

Если вовремя платить за услуги

Если вовремя платить за услуги, то это позволит, во-первых, не повышать тарифы, во-вторых, внедрять новые стандарты качества водо-, газо-, теплоснабжения. Так считает руководитель «Донских коммунальных систем» Юрий Погребщиков. С ним беседует наш корреспондент.


— ДКС начали свою практическую деятельность на Дону с начала зимы, в Ростове — с 1 января. Наверное, о каких бы то ни было результатах говорить еще рано?


— Почему же? Мы отработали самый сложный для коммунальщиков период — зиму. И за это время ни одной аварии, связанной с нашей компанией, не произошло. Можно уже говорить и о финансовой стороне дела: выполнили свои обязательства перед бюджетами всех уровней, произвели отчисления во внебюджетные фонды, сократили имевшуюся до нашего прихода задолженность. Предполагаем, что по Ростову даже прибыль получим...


— А мы привыкли, что коммунальное хозяйство и прибыль — две вещи несовместимые, оно больше ассоциируется с разрухой, «черной дырой», хроническим безденежьем и изнуряющей бедностью.


— Существует расхожее мнение, что мы плохо живем, потому что пришли рыночные отношения. Как раз наоборот: мы плохо живем потому, что все еще цепляемся за старое, а рынку изо всех сил сопротивляемся. Всего несколько месяцев работы позволили выявить (впрочем, все это было известно и раньше, сейчас просто видится более четко, выпукло), что рыночные преобразования, реформы последних лет меньше всего затронули деятельность муниципальных предприятий, занимающихся вопросами жизнеобеспечения населения.


— Ив чем это выражается?


— В финансировании, к примеру. Типичная ситуация: компании необходимо производить регламентные работы. Наступает новый финансовый год, и уже в это время пора готовить мероприятия к следующему осенне-зимнему периоду, предусматривающие, в частности, равномерную разбивку затрат, необходимых для капитальных профилактических и ремонтных работ. Но январь-февраль — самый тяжелый для любой теплоснабжающей организации период: компания предоставляет услуги тепла в полном объеме, и финансирование основной деятельности осуществляется за счет кредитов, потому что действует так называемый кассовый разрыв, когда население платит 1/12 от общего объема потребляемых услуг. Таким образом, для осуществления своей деятельности, в том числе и приобретения материалов, которые понадобятся только летом, муниципальные предприятия были вынуждены пользоваться самыми «дорогими» деньгами, которые берутся в банке под необоснованные проценты (22-25%) при кредитной ставке Центробанка 14%. Разве рачительный хозяин позволит себе подобное?


— А как строят работу Донские коммунальные системы?


— Наша цель на данном этапе — оптимизация издержек нерыночного управления сферой ЖКХ. Российские коммунальные системы (ДКС, напомню, — филиал российской компании) — это классическая инвестицион-но-инжениринговая компания. Мы должны так распорядиться средствами наших акционеров, чтобы, вложив их в эффективно и стабильно работающий бизнес, иметь постоянные доходы. В этом наше отличие от конкурентов, которые, вложив деньги в какой-либо проект, хотят сразу же их вернуть, и поэтому перекладывают нагрузки на тарифы, повышая их. Вы можете спросить, а почему бы нам тоже не ограничиться лишь инвестированием средств в какой-либо конкретный проект? Дело в том, что в этой ситуации мы не будем знать, действительно ли наши деньги будут направлены на развитие предприятия, а может, их просто-напросто забрал один из многочисленных (иногда сомнительных) кредиторов муниципального предприятия. Мы пришли не чужие долги оплачивать, мы пришли развивать и совершенствовать систему жилищно-коммунального хозяйства.


— И какие же наиболее острые проблемы обозначились?


— Самая большая проблема — долги по оплате коммунальных услуг. Именно это нас сейчас особенно беспокоит. Объясню, почему.


Я уже говорил, что МУПы до сих пор еще не сориентированы на работу в условиях рынка. Но вокруг-то рынок. Со своими законами. И он нам, в частности, строго диктует: платите за потребленные энергоресурсы вовремя. Например, энергетики требуют от нас: 1-го, 10-го, 20-го числа каждого месяца оплатить потребленную электроэнергию. Где нам брать деньги, если платежи и от предприятий, и от населения в полном объеме не поступают? Ответ до банальности прост: брать кредит. Последствия же до банальности тяжелы. За счет чего будем погашать и его, и проценты? И тяжелы не потому, что нет ответа на этот вопрос, он-то как раз есть. Но отвечать придется потребителям, это по ним в первую очередь ударит вынужденное повышение тарифа, в который включены возвраты кредитов. Вот такой получается замкнутый круг: не хочешь платить сегодня — завтра заплатишь вдвойне. ДКС вошли в коммунальную сферу Ростова и области не только с коммерческими целями, мы пытаемся решать большие и сложные социальные задачи региона, осуществив переход к новым стандартам в предоставлении услуг ЖКХ. И повышение тарифов — не наш стиль, не наша задача. Мы не хотим этого делать. И не будем, если потребители коммунальных услуг станут вовремя и сполна платить. Ну как объяснить людям, что и от них будет во многом зависеть принятие такого непопулярного решения, как увеличение тарифов?!


Хронические неплатежи заставляют нас идти на крайние меры: мы вынуждены отключать тепло. Все переговоры с должниками уже прошли, уговоры не помогают.


Придется проявлять твердость, надо учиться жить по экономическим законам, которые диктуют рыночные отношения. Не мы их придумали. По ним весь мир живет. И в отличие от нас процветает.


Хочу быть правильно понятым: наша задача — предоставлять новое качество обслуживания, новые стандарты взаимоотношений. Мы обеспечиваем теплом потребителей, потребитель платит за качественно предоставленные услуги. Как просто и как пока сложно!


— Юрий Борисович, мы беседуем с вами в преддверии профессионального праздника коммунальщиков...


— Это самый массовый праздник, он объединяет тех, кто трудится в этой сфере, и тех, кто потребляет коммунальные услуги. Для всех нас лучшим подарком будут вовремя внесенные платежи за потребленный свет, газ, тепло... В этом случае работники коммунальной сферы будут с заработной зарплатой, потребители — с теплом, а в целом наша жизнь будет улучшаться, а это именно то, ради чего мы и пришли в коммунальную сферу Ростовской области.


***


фото: