Главная >> 4 >> 27 >> 1

Специальное оборудование для освещения деловых зон

 


 



По большому счету организация освещения деловых зон подобна тому, как это происходит для концертного зала или кинотеатра. Главное отличие лишь в выборе самого оборудования и некоторой инженерно-проектной специфике. Тут обязательно присутствует детерминация по величине и категории помещений и строгое зонирование объектов подсветки. Важны, также, основные принципы организации подсветки выбранных объектов или зон, например, бестеневая подсветка докладчика или равномерная фоновая подсветка стен зала ну и т.п. Однако, в большей степени приоритетны дизайнерские требования, особенно к внешнему виду приборов и подвесных конструкций. В предыдущей статье на приведенных иллюстрациях легко рассмотреть несколько достаточно сложных схем развески оборудования в залах, предназначенных для проведения различных мероприятий включая семинары, презентации и конференции. При проектировании были учтены пожелания заказчиков и дизайнеров. Основная, отличительная особенность подсветки деловых зон от оснащения других объектов – это акцент на декоративность. Как правило, такого рода освещение используется в определенные моменты мероприятия, для усиления зрительного эффекта или для заполнения пауз между докладами. Хотя все зависит от организаторов действия, а тут могут быть любые идеи. Если на объектах шоу индустрии свет если не самая важная часть действия, то уж, по крайней мере, наиболее важная. В нашем же случае освещению отводится сугубо второстепенная роль, и все же, именно по этой причине, что любое отклонение в сторону недо- или пере- чревато уничтожению всей художественной идеи. В этом смысле, тоже в отличие от других объектов, полную функциональную универсальность системы получить не удастся, как правило, для деловых зон приемлемо только строго подобранное освещение под конкретные задачи. Тут есть некий дуализм, освещение рабочих зон – это одновременно и инструмент психофизического воздействия на слушателя и дизайнерское оформление самого зала или его определенных элементов. Хотя, безусловно, доля театральности есть и в этом случае. Итак, подводя черту сказанному, имеет смысл, традиционно, привести основные принципы выбора оборудования для освещения деловых зон:



  • Дизайн приборов (внешний вид и размеры) должен вписываться в общую концепцию зала.

  • Оборудование по возможности должно как можно меньше шуметь (шум могут издавать различные элементы приборов такие как, например, вентиляторы охлаждения лампы, импульсные преобразователи тока и напряжения, механизмы поворота корпуса, цветовых дисков и т.п.)

  • Способы крепления или установки оборудования также накладывают свои ограничения на использование некоторых типов приборов.

  • Источники светового излучения приборов (лампы) должны быть наиболее долговечными, это связано с возможно затрудненным регламентным обслуживанием оборудования.

  • Очень важно и разумное сочетание денежных затрат на такое оборудование, поскольку смысловое назначение его все же второстепенно.

Как и любое другое осветительное оборудование подразделяется на статическое и динамическое, второе в свою очередь может быть с полным и с ограниченным набором динамических функций. Динамическая функция – это некая изменяемая техническая опция прибора. В самом общем случае самыми известными являются следующие понятия:




    • Изменение положения корпуса или сканирующего зеркала (Pan, Tilt)

    • Изменение цвета луча (Color Changer)

    • Изменение трафарета-маски (Gobo Changer)

    • Размытие луча (Frost)

    • Изменение геометрии луча, ирисовая диафрагма (Iris)

    • Фокусировка луча (Focus), иногда это функция движения объектива (Zoom)

    • Размножение образа трафарета, призма (Prism)

    • Опциональное вращение (Rotation Gobo, Color, Prism)

    • Функция полного перекрытия луча (Blackout)

    • Функция динамического перекрытия луча (Shutter)

    • Функция стробоскопированя (Strobe)

    • Функция изменения интенсивности светового излучения, может быть электронным или механическим способом (Dimmer)

    • Функция изменения световой температуры излучателя (Light Temperature)

    • Эффект смешения цветов, иногда эффект «радуги» (Color Mix)

    • Эффект наложения трафаретов-масок (Gobo Mix)

Приборы, обладающие большинством перечисленных возможностей, принадлежат категории с полным набором динамических функций. В практике работы с объектами деловых зон чаще применяются осветительные средства с ограниченным набором динамических функций. Это опять же связано со строгостью выбора. Излишки тут крайне вредны, если зал не универсален. Сразу определимся, универсальным следует считать зал, предназначенный для проведения различных мероприятий, включая выступления артистов, музыкантов, просмотр кинофильмов и т.д. Кстати сказать, такая категория объектов сейчас очень популярна. Данное обстоятельство совершенно размывает границу между деловыми и развлекательными объектами. Рассуждение об этом достойно отдельной статьи. Мы же остановимся на техническом обеспечении объектов предназначенных только для проведения деловых мероприятий. Из всех видов динамического оборудования самыми известными можно назвать приборы с полным движением корпуса (Moving Heads), сканирующие приборы (Scanners), приборы изменения цвета (Color Changers), объединенных понятием интеллектуальная группа (Intelligent Groups). Отдельной группой приборов выделяется специальное проекционное оборудование. Есть еще группа динамических эффектов, активизируемых от звука или музыки, но в нашем случае их выбор нежелателен (причина этого отмечена в предыдущей статье). К статическим относятся все приборы заливающего, профилированного и направленного света, различные прожекторы (Spots, Wash, Fennel, Profile, и т.д.) Ну и конечно, гигантский класс интерьерных светильников различного назначения, которые широко представлены в магазинах категории «Свет». Такие осветительные средства используются исключительно для интерьерной подсветки или реализации нормативного освещения. Они всегда есть на любом объекте, любой категории и назначения. Выбор их – исключительно дизайнерская задача, лишь бы форма и технические характеристики сочетались с другими системам освещения. В рамках технического оснащения деловых зон выбор динамических приборов обусловлен возможностью создавать эффектное освещение, например, создавать направленное движение луча, изменять цветовую картину, проецировать логотип фирмы и т.п. Статические же приборы используются, как правило, для постоянной, декоративной подсветки элементов зала или представляемых на презентации изделий. Особенно их применение оправдано, если есть четко выделенная зона докладчика (сцена с трибуной или кафедрой), чтобы акцентировано выделить эту зону осветительные приборы располагаются подобно тому, как это происходит на театральной или концертной сцене. Тут применима схема размещения приборов с учетом расположения элементов акцентирования. Необходимо осветить докладчиков или президиум сверху, сбоку, а главное спереди, чтобы были видны лица выступающих. Важно организовать, так называемое бестеневое освещение. Очень правильно обеспечить контровое освещение задника сцены, там может быть размещен логотип фирмы или какая либо другая декорация, посвященная проводимому мероприятию. Все эти рассуждения справедливы, в основном для достаточно больших залов, где есть четкое разделение на функциональные зоны. Для малых же способы размещения оборудования не подчинены такой строгой схеме. Класс приборов, используемых для подобных объектов, представляет особенный интерес, т.к. они созданы под конкретные задачи и отличаются от традиционных приборов конструкцией и техническими особенностями. Тут в большей степени влияние оказывает художественное оформление. Именно такая градация выставляет критерий выбора специального освещения по основным техническим и внешним характеристикам. На рынке России существует достаточное количество фирм продающих подобное оборудование, хотя ассортимент его мог бы быть и больше. Пока, к сожалению, использование современных средств освещения, предназначенных для деловых зон в нашей стране еще в зачаточном состоянии. Связано это, прежде всего с традиционной инертностью нашего рынка и недостаточной компетентностью менеджеров. И все же отрасль развивается и рано или поздно все придет в норму. Среди некоторых производителей, выпускающих сугубо специализированное оборудование, представленных в России можно выделить такие фирмы как ETC Irideon (США, http://irideon.com), Martin Light (Дания, http://www.martin.com), Robe (Чехия, http://www.robe.cz), Universal Lighting (Россия, http://www.uplighting.ru), DM Lighting (Россия), Rosco Lab (Англия, http://www.rosco.com), Teclumen (Италия, http://www.teclumen.it), Color Kinetics (США, http://www.colorkinetics.com), LDI (Германия, http://www.leddesigninnovation.com), Optikinetics (Англия, http://www.optikinetics.com ). Самым, пожалуй, совершенными из приведенных приборов можно назвать, заслуженно AR5, AR6, AR500 фирмы ETC Irideon. Это одни из первенцев динамического оборудования специально предназначенного для интерьерной подсветки. Первые модели AR5 и AR6 появились около 10 лет назад, и уже тогда они технологически были совершеннее многих малогабаритных приборов. AR5 и пришедший ему на смену AR500 можно отнести к категории приборов с ограниченным числом динамических функций, у них были полное движение корпуса и система синтеза цвета RGB, позволяющая получать огромное число чистых цветов и оттенков. Малошумящая механика, пластиковый корпус, оригинальный дизайн (по тем временам), «долгоиграющая» недорогая лампа, дистанционная система управления по собственному протоколу с возможной перекодировкой в DMX 512. Ну а главная технологическая особенность, система синтеза цвета, технологически непревзойденна до сих пор ни одной фирмой. Прибор достаточно дорогой, особенно модель AR500, но очень эффектный и эффективный, именно то, что надо для художественной подсветки деловых зон. По классу своему занимает нишу динамических приборов малого класса. Применяется в помещения с освещаемыми линейными расстояниями до объектов подсветки не более 5-8 м. Диаграмма направленности достаточно широкая, позволяет равномерно залить светом поверхности порядка 2-3 м2. Прибор красив и может устанавливаться на потолок или стены без специальных подвесных конструкций и кронштейнов. AR6 – это сканер, разработанный фирмой, специально для потайной установки в подвесные потолки типа Angstrom, Borisol и др., тоже отличный вариант для нашего случая. Система управления подобна AR5 и AR500. У него уже несколько больше динамических функций, есть еще система смены масок, эффект стробирования и поворачивается не весь корпус, а только зеркало, что несколько ограничивает зону «прострела» световым лучом. Довольно успешная фирма Martin Light, недавно освоила линейку приборов исключительно для интерьерного использования, серия Alien представляет собой различные варианты встраиваемых светильников и устанавливаемых на штанги с системой смены цвета и поворотом корпуса с ручной фиксацией. Дизайн выполнен в стиле «хай тек». Линейка Ciclo – это светильники с системой синтеза цвета RGB, в которых используются линейные, люминесцентные лампы. Они также встраиваются в потолок и могут использоваться для подсветки протяженных объектов (стен, панелей и т.п.). Управляются централизованно по протоколу DMX 512. Martin Light выпускает еще и приборы с полным набором динамических функций малого класса, вполне применимые для освещения различных презентационных и конференц- залов, это линейка Mini Mac. Это универсальная серия, применимая как для больших, так и для малых залов со сценой и без. Похожее оборудование освоила и молодая фирма Robe, особенно интересны приборы с полным движением корпуса, встраиваемые в стандартные панели подвесных потолков. Это серия Reccessed. Российские производители Universal Lighting и DM Lighting, пожалуй, единственные, кто поставляет на внутренний рынок интерьерные динамические приборы. Главная особенность, которых, весьма привлекательная цена и вполне приемлемое качество. Тут можно отметить такие приборы, как Diver, Fars, Colorchanger, проектор Mercury, Twister, Magma (DM Lighting). Все это оборудование различного назначения – для заливки объектов, для создания оригинальных спецэффектов и для художественного оформления помещений. В особую категорию следует выделить изделия Rosco Lab, выпускающую множество специальных насадок для установки на стандартные прожекторы, позволяющие управлять и изменять цвет, направление луча или трафареты. Занимаясь, изначально, производством пленочных фильтров и красителей, сейчас Rosco Lab успешно заняла свою нишу и в производстве специзделий для освещения интерьеров. Итальянская кампания Teclumen выпускает очень неплохие приборы с системой изменения цвета CMY Punto Color, встраиваемые Floor Color, заливающие Vary Color и PAR Color с системой RGB и малогабаритный Colochanger Beam 250. Примечательные, также и небольшие приборы с полным вращением корпуса – PAR Color tm, Punto Color tm на базе одноименных colorchangers. Есть и осветительные приборы с полным набором динамических функций Spot 160, Spot 150, Wash 150. Ими можно освещать объекты на расстояниях порядка 10 м.


Рассмотренное оборудование, в основном, в качестве источников света использованы лампы галогеновые или газоразрядные. Как было не однократно сказано, они имеют ряд существенных недостатков, ограничивающих возможности их использования на объектах делового пространства. Главные - это их недолговечность, дороговизна и сильный разогрев в рабочем режиме. Всех этих недостатков лишены светодиодные источники (LED технология). В современной промышленности все чаще и чаще используются такие осветительные системы. Их бесспорное преимущество по долговечности, надежности, цене, малым размерам, низкой рабочей температуре и возможности электронного управления освещенностью, цветом свечения и пр. и пр. ставит их на взлетную полосу будущего. Скорее всего, они почти полностью заменят источники света, применяемые, по крайней мере, в интерьерном и архитектурном освещении. Производители Color Kinetics и LDI типичные представители одними из первых освоившие новые технологии. Уже сейчас ассортимент осветительного оборудования малого и интерьерного класса так велик, что полностью можно посвятить отдельную статью каждой фирме. Появление подобного оборудования настоящее счастье для дизайнеров и проектировщиков практически любых отраслей, начиная от проектирования квартир до освещения архитектурных объектов городского назначения. Еще одно важное преимущество – это возможность унификации деталей составляющих те или иные приборы. Иначе, появляется возможность комбинировать необходимые конструкции для определенных целей в соответствии с художественными замыслами, поскольку и источники и системы управления самими приборами малогабаритные, не требующие громоздких систем охлаждения. Пожалуй, пока единственным недостатком таких систем по сравнению с обычными, можно назвать недостаточную мощность излучателей. Но это, скорее всего, будет решено в будущем. Некоторые, в том числе и отечественные разработчики уже близки к решению этой задачи и уже на последних отраслевых выставках появляется оборудование сравнимое по мощности излучения с традиционными источниками в общепринятых стандартах. Для организации освещения в деловых зонах уже вполне достаточно имеющихся технических возможностей LED источников и приборов на их базе. По этой причине совершенно уверенно можно признать их лидерство на данном рынке. Английская фирма Optikinetics разрабатывает и производит серии специализированных проекторов и наиболее успешна в своих начинаниях среди других «брэндов», хотя почти все фирмы, проектирующие отраслевое оборудование представляют те или иные модели таких проекционных систем. При проектировании объектов все же правильно использовать разумное сочетание технических средств всех категорий и видов. Именно такой подход к решению любой задачи залог успеха. Оснащая зал с явно выделенной сценой, сразу надо разбить все специализированное освещение на функциональные зоны – группы. Прежде всего, нужно отдельно спланировать свет на сцене, тут лучше применить классические осветительные приборы (статические и динамические) с достаточно мощными лампами (выбор их зависит от геометрических размеров сцены и всего помещения, как впрочем, и в любом другом случае). Потом приступить к проектированию интерьерного освещения самого зала. В этом случае лучше, по возможности, применить LED источники. Это, кроме богатства выбора позволит еще, и сэкономить денежные средства. Мощность источников не должна перекрывать общую освещенность сцены, в противном случае это вызовет неизбежный дискомфорт слушателей. Если мы имеем дело с залом сравнительно небольшим, тут вообще не стоит применять классические приборы, по причине их размеров и банальных форм. Очень хорошо, если все оборудование будет либо спрятано от глаз посетителей за декоративными либо архитектурными элементами или их форма будет идеально соответствовать общему дизайну. И теперь несколько слов об управлении всем осветительным хозяйством зала. Существует несколько самых известных систем управления осветительным оборудованием. Прежде всего, это две большие и основные категории – аналоговое и цифровое управление. Аналоговый протокол (D54)- уже архаизм, т.к. его применение чревато технологическими сложностями, а трасса управления разрастается пропорционально количеству установленных приборов. Его применение оправдано в случае, если оборудование управляются синхронно (по функциям) или его количество единицы. С появлением цифровых стандартов, все проблемы прошлого сведены на нет. Существует довольно много разных стандартов и протоколов цифровых систем. Самые известные на сегодняшний день CMX, PMX (RS232), DMX 512, Ethernet. Наименования следуют по порядку их появления. По сути, это всего на всего лишь усовершенствование предыдущих систем. Главный смысл остается неизменным передача управляющих кодов по низковольтному, помехозащищенному кабелю к осветительному прибору. В приборе сигнал декодируется в форму понятную управляющим электромеханическим узлам приборов. Главная задача любого управления – это обеспечение гибкости системы. В определенный момент оператор или управляющая программа может вмешаться в процесс формирования световой картины, что и создает визуальную динамику мероприятия. Безусловно, каждый из представленных протоколов имеет свои преимущества и недостатки, но это оговаривается при проектировании и выборе оборудования, вопрос этот сугубо технологический. Современные средства управления (пульты) имеют возможность работать с двумя или более цифровыми протоколами. DMX 512, PMX, CMX – используются в концертно-театральной технике, дискотеках, клубах и т.п. Ethernet чаще в системах «умный дом». Десятки фирм производят пульты управления различного назначения, включая и фирмы рассмотренные ранее. Развитие техники управления пришло к преимуществу универсальных компьютерных систем с программным обеспечением Show Cad, Star Draw, Sun Lite, DAS Light, Wisiwig и т.д. Все они фактически заменяют стандартные театральные или концертные пульты, но в силу работы в нереальном времени используются весьма ограниченно. Для нашей же ситуации компьютерные системы подходят идеально. Как правило, подобные программы имеют еще и встроенные графические редакторы, что позволяет виртуально прописывать презентацию или другое мероприятие, не выходя из офиса, а это безусловное преимущество. Для правильного управления всей системой необходим оператор, который согласовывает свои действия с докладчиком (прописывается партитура) и включает световые эффекты четко и своевременно. Организация деловой зоны – это сложное, передовое, комплексное архитектурное, дизайнерское, техническое, технологическое, психофизическое решение, направленное на усиление эффективности восприятия необходимой информации. Оба фактора и человеческий и технический одинаково важны и настолько взаимосвязаны, что требуют специальных инженерных знаний и научных исследований.