Медведь и граммофон

Грэмми

В своих оценках очередной церемонии вручения премии "Грэмми" российские критики были удивительно единодушны. Никаких сюрпризов премия в этом году не преподнесла, все было вполне ожидаемо и предсказуемо.

В заголовках на все лады обыгрывается имя Михаила Горбачева: первый президент СССР, кажется, сам того не ожидая, получил золотой граммофончик. В компании вместе с Софи Лорен и Биллом Клинтоном он принял участие в записи "Петя и волк" Жана-Паскаля Бейнтуса. В номинации "Лучшая детская аудиосказка" оказались награждены и Российский национальный оркестр, и дирижер Кент Нагано, и, надо полагать, Сергей Прокофьев. Борис Барабанов в "Коммерсанте" не без едкости размышляет, дадут ли Клинтону "Золотой граммофон", а статья в "Комсомольской правде" просто посвящена одному Горбачеву, прочие лауреаты не упоминаются в ней вовсе.

С российских победителей, по понятным причинам, начинает свою статью Ринат Архипов ("Российская газета"): в "классической" номинации один из призов достался Мстиславу Ростроповичу и Максиму Венгерову - за запись скрипичного концерта Бриттена и альтового концерта Уолтона. Обозреватели "Времени новостей" Юлия Бедерова и Александр Беляев в детальном отчете о результатах церемонии прокомментировали это награждение так:

"Любопытно, что в борьбе за "Грэмми" Ростропович конкурировал с самим собой. И немного жаль, что откровенно кокетливое искусство Венгерова полюбилось премиальному жюри больше скрытных интерпретаций Михаила Плетнева - среди номинантов премии значилась запись концертов Рахманинова и Прокофьева с участием Ростроповича и Плетнева".

В то время как сам Ростропович в интервью "Известиям" говорит следующее:

"Я пришел к убеждению, что Концерт Бриттена - это один из величайших концертов для скрипки. По художественным качествам он равен и Шостаковичу, и Прокофьеву, и Брамсу. А выше этого уровня я ничего не знаю. Концерт Бриттена кончается таким пронзительным монологом скрипки, что я плачу, как ребенок <...> А потом <...> скрипач Венгеров фантастически сыграл альтовый Концерт Уолтона, и мы успешно закончили запись нашего CD. Я очень горжусь этим диском".

Этот год на церемонии "Грэмми" был признан критиками годом r'n'b - рекордное количество номинаций в этом стиле обратило на себя внимание всех музыкальных критиков.

"Учитывая пять призов Бейонс, четыре Вэндросса да еще три штуки для хип-хопперов из OutKast, налицо явное доминирование черной музыки на этой академической церемонии. А также - триумф музыки R&B, современного варианта старого доброго ритм-н-блюза", - пишут Илья Овчинников и Александр Зайцев ("Газета").

Победы вокалистов Бейонсе Ноулз и Лютера Вандросса (в частности их совместная победа в номинации "Лучший r'n'b' дуэт") вызвали у критиков единодушное одобрение. А по поводу лучшего дебютанта мнения разошлись:

"Все думали, что лучшим дебютантом будет признан рэппер и бывший криминальный элемент 50 Cent, но граммофон выделили металлистам из Evanescenсe, предводимым пышнотелой готической красавицей", - это просто "Газета".

"Открытием года была названа американская группа Evanescence, играющая готик-рок. Этого следовало ожидать - практически весь прошлый год их звукозаписывающий лейбл активно (даже чересчур активно) продвигал эту молодую группу из Арканзас", а это - "Российская газета".

В остальном же расхождений практически нет. Все "посмертные" награды (Джорджу Харрисону, супругам Джун Картер Кэш и Джону Кэшу и всей группе The Beatles), приз за лучший джазовый альбом, врученный Уэйну Шортеру и Майклу Брекеру (великим мастерам дружески-творческих проектов), а также победа Говарда Шора - автора саундтрека к "Властелину колец" нареканий не вызвали.

Не забыли газеты упомянуть и тот факт, что церемония транслировалась каналом CBS с пятиминутным опозданием - если главную героиню свежего скандала - Джанет Джексон - от участия в церемонии отстранили, то ее пособник - Джастин Тимберлейк - никуда не делся и даже получил премию за лучший мужской поп-вокал. И здесь мы изящно переходим к следующей теме недели.

Берлинале

Прописную истину о том, что один из самых беспроигрышных пиар-ходов - демонстрация обычно скрытых под одеждой частей тела - получила подтверждение не только в случае с Джанет Джексон. Если верить нашим газетам, едва ли не главный предмет обсуждения на Берлинском кинофестивале - зад Джека Николсона. Некоторую часть газетной площади, если можно так выразиться, ему уделяют и "Известия", и "Российская газета", и "НГ". Более того, Екатерина Барабаш из "НГ" и вовсе делает зад Николсона (так уж точно нельзя выразиться) лейтмотивом своих берлинских публикаций, отправным пунктом для рассуждений о судьбах российского кино:

"Николсону хорошо, ему есть чем гордиться. А мы вот сильно взгрустнули. И было отчего - посмотрели наш фильм, отобранный в "Панораму". Сняли его молодые клипмейкеры Ольга Столповская и Дмитрий Троицкий (последний, к слову, известен в Берлине как продюсер нашего известного реалити-шоу на ТНТ, которое здесь и снималось). Честно говоря, нет уже сил страдать по поводу нашего ежегодного позора на Берлинале. Хочется только одного - посмотреть в глаза тому человеку, чей, очевидно, температурный бред родил мысль привезти такое".

"Изумительным чудовищным трешем" воздерживается от комментариев Юрий Гладильщиков ("Известия").

Наиболее строг и четок в расстановке акцентов Алексей Медведев ("Время новостей"). В статье со все объясняющим названием "Конкурс банальностей" он отказывается от описания фестивальной тусовки (атмосферы, конъюнктуры и пр.) в пользу собственно кинематографа:

"..."Самаритянка" корейца Ким Ки-Дука и "Перед закатом" американца Ричарда Линклейтера, последние на данный момент премьеры берлинской конкурсной программы, которые по долгу службы приходится смотреть вашему обозревателю. Эти фильмы не то что бы несопоставимы с шедеврами из ретроспектив, снятыми, кстати, не так уж и давно. Они словно сняты на другой планете, где глупость, инфантилизм и удручающая посредственность являются респектабельной нормой. Но это не кризис кино, это кризис фестивального движения. В очередной раз один из трех ведущих европейских фестивалей на собственном примере и ценой собственной репутации доказал, что собрать двадцать с лишним приличных, стопроцентно "авторских" фильмов если не невозможно, то очень-очень трудно".

Невесел тон и других кинокритиков, и если Андрея Плахова ("Коммерсант") "утешает сам факт того, что радикальные арт-фильмы пытаются конкурировать в конкурсе Берлинале с голливудским мейнстримом", то Антон Долин ("Газета") мрачно констатирует:

"Берлинале отрабатывает свою репутацию самого политизированного кинофестиваля мира. В прошлом году здесь превалировали картины о тяжелых судьбах беженцев, а теперь бал правят фильмы, посвященные межрасовым контактам и конфликтам".

Одно радует - каким бы ни был фестиваль, среди приехавших знаменитостей всегда находятся интересные собеседники. Посему - читайте интервью: Джона Бурмена, Энтони Мингеллы и Сандрин Боннер - "Известиям".