"Известия" 24 декабря 1947г., №302(9524), стр.1.
: 1. Во изменение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года считать день 9 мая - праздник победы над Германией - рабочим днем. 2. День 1 января - новогодний праздник - считать нерабочим днем.
S.N.Morozoff: к вопросу о точном цитировании и первоисточниках. Многие из вас наверняка читали книги В.Суворова. А если даже и нет, то читали или слышали о нем самом. И факты он подтасовывает, и гениально раскрывает коварные замыслы товарища Сталина... Но не об этом речь. Привожу цитату из книги В.Суворова "Последняя республика. Почему Советский Союз проиграл Вторую Мировую войну.", внимание:
"...никакого "дня победы" при Сталине установлено не было. Первая годовщина разгрома Германии - 9 мая 1946 года - обычный день, как все. И 9 мая 1947 года - обычный день. И все остальные юбилеи. Если выпадало на воскресенье, не работали в тот день, а не выпадало - вкалывали."
И вот перед нами газета "Известия" от 24 декабря 1947 года, в которой черным по белому написано, что только в декабре 1947 года Президиум Верховного Совета во изменение своего же Указа от 8 мая 1945 года постановил считать 9 мая рабочим днем. То есть и 9 мая 1945 (ну уж это святое, все равно никто бы не работал!), и 9 мая 1946 года, и даже 9 мая 1947 года были именно нерабочими днями. Для тех кто сомневается, дополнительно сообщаю, что в 1945-м году этот день приходился на среду, в 1946-м - на четверг и в 1947 - на пятницу. Я не буду в тысячу первый раз пенять В.Суворову за неточности или даже сознательную подтасовку фактов. Этого полно на любом военном форуме. Здесь же я хочу поговорить конструктивно. Итак, неточность номер раз. Дважды (в 1946-м и 1947-м годах) День Победы был праздником. Теперь далее: в той же главе той же книги следующий после процитированного абзац звучит следующим образом:
"Нечего было праздновать."
И снова это неверно. Дело, в конце концов даже не в том, что творилось в стране 9 мая 1945 года, если даже моя мать, которой было в то время меньше трех лет от роду смутно, но запомнила этот день!.. Обратите внимание: отмена Дня Победы совпала с официальным признанием праздника Новый год. Случайное ли это совпадение? Думается мне, что нет!.. Про Новый год рассказывают, что да, действительно, не было официально такого праздника. Но все равно ведь праздновали! Потихоньку, неофициально... Да, завтра на работу, никаких новогодних елок в Москве, подарков ребятишкам, праздничных радио- и телепрограмм и не менее праздничных продовольственных заказов... Но люди из года в год упрямо садились вечерком 31 декабря за небогатые столы, чтобы встретить, что называется, чем Бог послал Новый Год, Новую Надежду, Новое Счастье... А ведь хороший это праздник, правда? Уютный какой-то... Само собой разумеется, что на следующее утро с производительностью труда в стране были проблемы. Люди не выспались, да многие еще выпили на ночь, какая уж тут работа!.. И вот, устав видимо бороться с упрямым населением, Партия и Правительство подумали и решили: а и Бог с ними - пусть празднуют! В конце концов: во всем мире празднуют, а мы что - рыжие? Вот и появился у нас в календаре новый государственный праздник - Новый год. Но тут есть одна закавыка!.. Не будем забывать, что это 1947 год. Половина европейской территории страны все еще лежит в развалинах (достаточно прочесть заметку "В Минске" на второй полосе этой же газеты, там об этом прямо говорится.). Мужиков откровенно не хватает - слишком многие погибли на фронтах и в оккупации. Страна напрягает все силы, чтобы восстановить народное хозяйство, а восстанавливать было что! Обратите внимание: Минск был освобожден летом 1944 года, а в нем все еще не все дома восстановлены. И это Минск - столица третьей по значению республики в составе Союза! Что уж говорить о других, менее значимых городах и весях!.. В стране бандитизм - слишком много оружия осело у населения, на западных границах - бендеровцы. У американцев - атомная бомба, которой они уже угрожающе помахивают, значит хочешь, не хочешь, а на ядерную программу денег дай. Только-только отменили карточки. Да всего и не перечислишь!.. Я это все вот к чему: не считали Партия и Правительство, а также лично товарищ Сталин возможным ввести еще один государственный праздник просто так, за здорово живешь. Сейчас нам это кажется диким, а тогда это было нормальным. Поэтому, если празднуем Новый Год, значит не празднуем День Победы. Почему именно этот день исключили? А потому что это был совсем новый праздник. Это сейчас мы все привыкли, что у нас между первым и девятым мая фактически каникулы, это теперь у нас переносят дни туда-сюда, чтобы выкроить на майские праздники четыре(!) выходных и на День Победы - три, а тогда все не так было!.. Первое мая отгулял - и на работу! Как и на Новый год, кстати!.. Между прочим еще до середины 70-х это правило действовало! Если 2 января не суббота и не воскресенье - добро пожаловать на работу! Сам помню, как родители жаловались... К тому же, если мне не изменяет память, в те времена все еще действовала шестидневная рабочая неделя, так что суббота тоже не в счет. (20.11.2003. Память мне не изменяет. Шестидневка действовала еще в 60-х годах, причем даже во второй их половине! - S.N.Morozoff.) Не знаю как назвать то, чем сейчас занимается страна, а тогда она работала. И еще как работала! С трудом верится, что за три-четыре года Советский Союз смог преодолеть последствия колоссальной войны, да еще прокатившейся по самым чувствительным точкам: Донбассу, Днепрогэсу, Кавказу... Так вот, это был совсем новый праздник, праздновать его народ еще не привык. Да и с другой стороны: а какой праздник еще отменить, раз уж без этого мы не можем? 7 ноября? 1 мая? Или день Конституции? Кстати не факт, что этот день был нерабочим. Я как-то смотрел ежедневник на 1941 год и убедился, что "красных дней календаря" было очень мало - по пальцам одной руки можно пересчитать! (20.11.2003. Был! Не то 5-е, не то 7-е декабря - день Сталинской конституции! - S.N.Morozoff.) Вот и получается, что только День Победы и остается. А это в свою очередь означает, что и тут В.Суворов перегибает палку в своем стремлении доказать тезис о намерении Советского Союза напасть на Германию в 1941-м... Да и Бог с ним, с Суворовым! Напоследок, я хочу еще обратить ваше внимание вот на какую деталь: Указ Президиума Верховного Совета о празднике День Победы датирован 8 мая 1945 года. Это первый из известных мне случаев, когда знаменательная дата признавалась таковой до, а не после ее наступления. Ведь окончательная капитуляция Германии была подписана только в ночь с 8-го на 9-е мая, после полуночи. P.S. Мне тут подсказали, чем именно сейчас занимается страна. Она, оказывается, зарабатывает деньги! Таким образом, вышеупомянутую фразу следует читать в такой редакции: "Страна сейчас занимается тем, что зарабатывает деньги, а тогда она работала". Что называется, почувствуйте разницу!..
Сергей Муханов: в смутное постреволюционное время, наряду с прочими беспрецедентными идеями вроде национализации женщин и объявления их общественной собственностью, родилась (и вскоре умерла) идея об объявлении пережитком капитализма и запрещении детских сказок. Автор - Н. Крупская. Обоснование - последние формируют у детей в корне неверное восприятие мира. Эх, не все идеи того времени представляются мне безумными! Психологический анализ текстов практически ВСЕХ сказок указывает, как минимум, на неустойчивость психики автора, прикрывающегося псевдонимом "народ". (Народ добавлял детали, у идеи каждой сказки есть конкретный автор). Здесь можно упомянуть и однобокое наделение положительными качествами лишь представителей неимущих слоев населения, люмпенов, и наоборот, подчеркивание морально-нравственной убогости тех, кто обременен хоть какими-то средствами к существованию. Вообще, отношение к труду в сказках всегда довольно размыто: вроде как работать - добродетель, а иметь какие-то материальные блага - грех, который ничем нельзя замолить. Причем Октябрьская революция здесь не при чем - сказки с таким смыслом муссировались в народе задолго до нее… Здесь ребенок, читающий сказку, впервые в жизни сталкивается с различием в понятиях - "работать" и "зарабатывать деньги". Как говорилось выше, сказки дают однозначный ответ, что из этих понятий есть хорошо, что плохо. Хотя по логике должно быть наоборот - одобряться должен не работающий, а именно зарабатывающий человек! После же Революции, вместо предложенного запрещения, новые сказки расцвели пышным цветом. Вы никогда не обращали внимания на то, что муравьи в литературе для детей и юношества - это отдельная тема? Работают с утра до вечера - раз, живут в муравейнике (читай - в коммуне) - два, и т.д. В этом аспекте муравьи оказались идеальным примером в коммунистической пропаганде вообще, и в ее детско-юношеском крыле, в частности. При этом меня всегда удивляло игнорирование того факта, что в природе существуют такие существа, как ленивец, трутень и т.д., которые не делая ничего, прекрасно прошли естественный отбор и живут и поныне. Причем, не смотря ни на что, герои сказок периодически все-таки стремятся разбогатеть. Но если подвергнуть анализу предлагаемый в сказках способ обогащения, то бросается в глаза, что никакой связи с профессиональной деятельностью героя он не имеет. В свете всего вышеизложенного заслуживает внимания концовка 90% сказок: "И зажили они долго и счастливо". Хочется воскликнуть: А как именно? Работали и ничего не имели? Кто в таком случае присваивал создаваемую ими добавочную стоимость? Ребенку задавшему такой вопрос, придется объяснить понятие "олигархия". Но это тема другой статьи.
S.N.Morozoff: вот такое неожиданное продолжение темы!.. Ну что ж… Начну с конца. Весьма распространенная ошибка - навязывание животным (и не только) человеческой психологии. Это называется антропоцентризм. Следует помнить, что трутни и ленивцы - не люди! Я уж не говорю о естественном отборе и эволюции. Дело все в том, что мы не знаем (и может быть никогда не узнаем) каким образом возникли трутни. Мы знаем только, что они возникли. И, следовательно, была для этого какая-то причина. В естественном отборе все ведь довольно сурово и просто: либо ты приспосабливаешься к новым условиям, либо вымираешь. Когда-то пчелы приспособились вот так. Вымирать-то никому не хочется!.. Кроме того, трутни в пчелиных семьях совсем не бесполезные жители! (Для желающих даю ссылку). Собственно они-то и осуществляют размножение, а с точки зрения естественного отбора именно это есть краеугольный камень выживания вида. Ну и потом: срок жизни трутня невелик - один сезон, после чего они в подавляющем большинстве погибают. А если нет - то как правило у всей пчелиной семьи будут проблемы с зимовкой. Так что за все приходится платить и по-моему это справедливо. Во всяком случае, я трутням не завидую... Считайте, что то же самое относится и к ленивцу. Не следует подходить к поведению животных с нашими человеческими мерками, они этого, ей Богу не заслужили! Другое дело - использование образов животных в сказках. Мне думается, что здесь-то и кроются корни антропоцентризма. Лиса - хитрая, осел - упрямый, заяц - трусливый, муравей - работяга, медведь - так тот вообще косолапый и добродушный увалень... Ага!.. Тот, кто в это верит, просто никогда не встречался с живым медведем один на один. И не будем забывать - дети сказки воспринимают буквально, зачастую как реальность, и описанный выше стереотип в отношении тех или иных животных закрепляется на подсознательном уровне. А это в свою очередь означает, что этот стереотип будет работать и дальше, когда дети вырастут и станут взрослыми, серьезными людьми. Он будет работать именно потому, что человек не отдает себе отчета в том, почему, собственно, он так думает. То же самое можно сказать и о борьбе производительных сил с производственными отношениями, отраженном в сказках. Здесь вообще тема необъятная!.. Вот к примеру: вопрос об авторстве сказок. Действительно ли кто-то конкретный сочинил ту или иную сказку? Сложный вопрос. Не будем касаться великих: Г.Х.Андерсена или Ш.Перро. Даже правдивые истории со временем обрастают таким количеством выдуманных по тем или иным причинам подробностей, что зерно правды искать становится бессмысленным. Что уж говорить об изначально придуманных!.. Ну да, кто-то первым рассказал в меру своих сил и способностей на ночь своему ребенку сказку про колобка. Внимание, вопрос: как вы думаете, сильно она была похожа на современный вариант? Да и то сказать: те, у кого есть маленькие дети, наверняка встречали даже в современной литературе разные версии этой сказки. Канва одна и та же, а вот слова употреблены разные. Понимаете, что я хочу сказать? Автор с несомненностью был, но!.. 1. Зерно должно упасть на благодатную почву, то есть тема должна быть востребованной другими людьми. 2. Сказка множество раз пересказывалась, переделывалась и приукрашивалась совершенно разными людьми и вряд ли мы сейчас в состоянии восстановить первоначальный текст. Так что термин "народная сказка" все же имеет право на существование. Да ладно сказки! Чего так далеко ходить?! Все знают марш "Прощание славянки". А кто мне назовет автора этого марша не залезая в словари и интернет? Неоднократно проверял и выяснил: немногие! То-то и оно! А ведь маршу еще и ста лет не исполнилось! (Для справки: автор марша В.Агапкин, дата написания - 1912г. В.Агапкин дирижировал на параде 7 ноября 1941 года, а также участвовал со своим оркестром в Параде Победы 24 июня 1945 года). Ну и наконец, касательно бедных и богатых. Касательно слов "работать" и "зарабатывать". На самом деле, большинство людей все-таки совмещают эти два понятия. Они и работают, и зарабатывают. Непримиримость в этих вопросах в реальной жизни встречается нечасто. Мало того, в большинстве своем общество вполне ценит мужчин, приносящих в дом деньги. То есть зарабатывающих. Другой вопрос, каким именно путем деньги заработаны. Мне часто приходится слышать от людей старшего поколения примерно такие заявления: "Можно ли честным трудом заработать миллион долларов?" И их же ответ: "Нет". Ключевые слова здесь "честным" и "трудом". Что считать "трудом" и что считать трудом "честным". Пока мы не договоримся о точках отсчета, продолжать разговор бессмысленно. Те, кто так говорит, подразумевают под честным трудом работу у станка или за кульманом. Согласен, если токарь или чертежник начнет зарабатывать миллион долларов... Это сколько ж должен получать директор завода в таком случае?!. И какая прибыль должна быть у предприятия в целом! Да, в советские времена все было не так, как сейчас. Да, многим из нас претят те или иные из нынешних методов "зарабатывания" денег, нам надоели откормленные и холеные лица "слуг народа", как в телевизоре, так и в реальной жизни. Все это так и как раз в отношении чиновничества политика Сталина давала совсем неплохие результаты! (см., например, комментарий к статье "Не пора ли прекратить ночные сидения"). Однако дело-то все в том, что изменились сами стандарты! Еще не в головах, но уже в системе. Может быть изменились они и не в лучшую сторону, но пока мы этого внутри себя не поймем, мы все равно не сдвинемся с мертвой точки. В сказках же, с моей точки зрения, реализовано подсознательное стремление к халяве и, вообще говоря, именно сказки выдают подсознательное представление человека о счастье, а именно: "Чтоб у нас все было и нам бы за это ничего не было". Причем это интернационально. Эти мотивы встречаются и в европейских, и в восточных и даже в дальневосточных сказках. Так что в вопросе формирования неадекватного представления об окружающей действительности Надежда Константиновна не так уж не права. Но! Без этих сказок мы через пару поколений перестанем быть тем, чем являемся - русскими, если речь идет о русских сказках, немцами, если речь идет о немецких и так далее. Мы не вымрем, но перестанем быть теми, кем были раньше. И что самое интересное - все равно появятся новые сказки, по тем же причинам, по которым так и не удалось истребить в народном сознании праздник "Новый год". P.S. Я тут поговорил с людьми старшего поколения на тему 1 января и 9 мая и мне ответили знаете что? "Да, мы помним, было такое. День Победы действительно праздновался 1-го января".
S.N.Morozoff, 05.12.2003: в продолжение темы празднования Нового года. Привожу фрагмент из книги Ю.Жукова "Иной Сталин" (М., "Вагриус", 2003), стр.198-199:
"Приближавшийся 1936г. казался на редкость счастливым, вызывавшим лишь оптимистические настроения... О наступающих переменах возвестила не одна лишь отмена карточек. Восстанавливалось празднование Нового года с традиционной елкой. Были возвращены гражданские права тому празднику, с которым, как религиозным, партия и государство боролись все последнее время весьма решительно, даже запретив - для начала циркуляром наркомзема РСФСР от 11 декабря 1928г. - рубку елей. Кандидат в члены ПБ, второй секретарь ЦК КП(б) Украины П.П.Постышев вдруг предложил повсеместно организовать, правда, лишь для детей, в дни зимних каникул новогодние праздники. Первым подхватил инициативу МК ВЛКСМ. Разослал телеграммы по всем своим организациям, рекомендуя провести елки в парках, домах пионеров, школах. Вслед за тем как-то просто, естественно вспомнили и о взрослых. За десять дней до наступления Нового года газеты опубликовали предельно скромную, всего в три строки информацию: "По предложению ВЦСПС Совнарком Союза ССР постановил выходной день 30 декабря перенести на 1 января". ("Правда", 21 декабря 1935г., 29 декабря 1935г.). А в ночь с 31 декабря на 1 января впервые за все годы советской власти прошли ногодние балы в московском доме союзов, ленинградском Александровском дворце, во многих клубах, домах культуры страны."
Вот такая вот история у этого праздника!..
09.05.2004 Возвращаясь к тому далекому теперь дню - 9 мая 1945г. - хочу поведать рассказ очевидца о том, что же творилось в этот день в г. Москве. Ощущение было непередаваемое. Радость. Упоение. Счастье. Трудно подобрать слово, чтобы однозначно описать то, какое настроение овладело жителями города после выступления по радио Сталина. Люди выбегали на улицу, незнакомые прохожие на улицах обнимались друг с другом, целовались, поздравляли всех и вся. И это при том, что Победы, вообщем-то, ждали. Все знали - дни войны сочтены. Та женщина, что рассказывала об этом, почему-то решила пойти на Красную площадь. Захотелось. Потянуло. И она пошла. Так вот: чем ближе - тем толпа становилась гуще и гуще. И в какой-то момент она просто поджала ноги и толпа ее понесла. И заметьте: никаких эксцессов, как на похоронах Сталина, не было. Никого не задавили, не растоптали и не искалечили.
17.11.2004 А.Ф.Рар: 1) Вначале о нерабочих днях на заре советской власти. Вот какой список нерабочих дней выписал я когда-то из сборника первых советских декретов:
1 января – Новый год 6 января – Крещение 27 февраля – Годовщина революции 25 марта – Благовещение 1 мая – Праздник труда 15 августа – Успение Богородицы 14 сентября – Воздвижение 25-26 декабря – Рождество Кроме того: пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, Вознесение (40-й день после Пасхи), Второй день Троицы (51-й день после Пасхи)
Заметим, что на новый стиль ещё не перешли. И церковь от государства ещё не отделили, так что все праздники, кроме двух революционных и Нового Года, – православные. Но и "День революции" какой-то непривычный – в честь февральской революции. Однако несколько лет его праздновали, есть об этом смутные воспоминания в литературе. Потом постарались забыть и не вспоминать. Зато первую годовщину "октябрьских беспорядков" (так одна старушка их называла и в 70-е годы) отметили с шумом. И до сих пор продолжают. Появился ещё праздник 18 марта – день Парижской коммуны. Тоже, должно быть, был нерабочим, но это я неавторитетно. Было ещё 22 января. До 1924 года в этот день отмечалась годовщина "кровавого воскресенья" (9 января по старому стилю). Не знаю, был ли этот день нерабочим. А в 1924 как раз 21-го умер Ленин. И 22-е стало двойным траурным днём. И нерабочим. После смерти Сталина его верные ученики и продолжатели дела стали изничтожать культ своего недавнего бога. Стали думать: а что с днём 5 марта делать, ведь отмечать народ будет? И прекрасная мысль пришла в их светлые головы: а не отмечать дни смерти, отмечать дни рождения. Как-нибудь с 5 марта 54-го перекантуемся, 20 апреля отметим, а к декабрю о Сталине вообще вспоминать не будем. И громко заявили (статья в "Правде", кажется, так называлась): "Ленинизм – вечно живое учение". Раз вечно живое, то и о смерти лучше не вспоминать. А как всё же с первой годовщиной смерти Сталина обошлось? Кто-нибудь о нём вспомнил? Будете смеяться: вспомнил "Новый мир" Твардовского, вспомнил Валентин Овечкин. В мартовском номере была очередная часть поэмы "За далью даль" и очередная глава "Районных будней" (или их продолжения). И в обоих произведениях – о смерти Сталина. Верные-то сталинцы сразу примолкли, как инструктаж получили. Впрочем, я опять неавторитетно – может, и другие журналы откликнулись, я-то их не читал. Теперь о днях принятия конституций. Про конституцию 1924 года ничего определённого сказать не могу. Сталинская конституция была принята 5 декабря 1936 года; это был нерабочий день, но какой-то неубедительный. Особенно уже без Сталина. Люди просто нетвёрдо помнили, что этот день нерабочий. За год успевали забыть, а потом спрашивали друг друга: "А пятого работаем?" В 1977 году праздничным Днём конституции стало 7 октября и тоже без всякого энтузиазма этот день проходил.. Приступим к Новому году. Личных воспоминаний до 36-го года и первых "законных" ёлок у меня нет. Но вот роман Бруно Ясенского "Заговор равнодушных" начинается с того, что заводские комсомольцы празднуют Новый 1935 год. Ночью происходят разные события, а утром директору завода докладывают, кто из рабочих и служащих опоздал из-за встречи. Потом, как правильно отмечено, стали ежегодно правительственным постановлением переносить ближайший выходной на 1 января. В декабре 1941 года подходит новый год, а постановления всё нет. В воскресенье 28-го утром радио сообщает: Нерабочий день перенесён на 1 января, сегодня день рабочий. (В Хабаровске время отличается от московского на 7 часов, москвичей успели пораньше предупредить.) Понятно, время военное, не успели спохватиться, не до того было. Как видим, 1 января было де-факто праздничным днём и лишать праздничного статуса 9 мая ради введения официального новогоднего праздника ОСОБОЙ необходимости не было. Мне кажется, что целился Сталин всё же на день победы. Конечно, не по причине, изложенной Резуном, а по другой, более глобальной. Но это требует более обстоятельного разговора и изложения моих личных оценок, которые в письменном виде я ещё никогда не представлял Вся умело, и даже гениально, организованная Сталиным система пропаганды (по сути зомбирования) была направлена на воспитание людей в духе оптимизма, в духе движения вперёд, всё к новым и новым победам. Победа в Великой войне была, конечно, славным делом, достойной похвал (особенно по адресу главнокомандующего), но зацикливаться на этом не хотелось. И не хотелось особенно напоминать про разрушения на оккупированных территориях. А особенно про судьбы изувеченных на войне. О чём писала, о чём трещала наша пресса? Когда я, десятилетия спустя, обратился памятью к тем временам, я не мог вспомнить газетного шуму про восстановление разрушенной части страны. Правда, заглянув как-то в старые газеты, увидел, что об этом писалось и систематически. Но в какой форме? Рапорты любимому вождю от обкомов о восстановлении очередных заводов и т.д. Но такие рапорты ТОГДА проходили мимо внимания. Как-то это считалось само собой разумеющимся. Война кончилась, всё должно быть хорошо. А о чём же говорили газеты, в ярком, захватывающем виде? Не о восстановлении старого, что уже было, а о гидростанциях на Волге, о высотных зданиях в Москве (столь обезобразивших столицу – моё мнение, извините), о новых метростанциях в той же Москве (с жутким перебором по части кондитерских украшений по сравнению с пристойно-красивыми довоенными - опять же моё мнение). Может быть, это только у меня такое выборочное воспоминание? Может быть. Но я делился этими моими впечатлениями с некоторыми своими сверстниками, и они сразу же соглашались со мной. А о чём свидетельствует история с романом Симонова "Дым отечества"? Идею романа можно выразить в двух словах: "у нас столько разрушений, а американцы-гады радуются". Вот привлечение внимания к первой части этого диптиха и было, думаю я, НАСТОЯЩЕЙ причиной сталинского гнева. И, может быть, вторая часть фильма "Большая жизнь" (о восстановлении Донбасса) из-за этого же была ошельмована? А что мы, горожане (особенно молодые и глупые, как я), знали о положении в деревне? С одной стороны, "Кубанские казаки" и "Кавалер Золотой Звезды". Успехи, успехи, изобилие. С другой, люди, бывавшие в деревне, шёпотом говорили: развал, полный развал. Это противоречие раздирало душу. Но сейчас-то я с удивлением думаю об этих моих терзаниях. А почему за столь короткий срок всё должно было прийти в норму? После такой-то войны! После того, как столько мужиков выбито на этой войне! Чему ж я тогда удивлялся? Почему сомнения в мудрости партии и правительства подспудно возникали? А вот именно потому, что трудности замалчивались, а победные крики раздавались. Тут я спорю со своей собственной фразой о гениальности сталинской пропаганды. Ожидание обязательных, на блюдечке принесённых, успехах, сопоставляемое с реальной жизнью, оборачивалось другой стороной, било по творцам радостных картинок. Теперь о фронтовиках, об инвалидах, безногих, безруких, просивших милостыню на улицах. Ведь их было страшно много! Страшным издевательством кажутся мне сейчас слова песни (Фатьянова, кажется):
"Мы тебе хороший дом построим, И дощечку прикрепим к окну: Здесь живёт семья российского героя, Грудью защитившего страну."
Если б таких героев было всего пара тысяч, то могли бы каждому дом построить, а если их были миллионы? Ну и как при всех таких обстоятельствах привлекать внимание к дню победы? Приглушивали, приглушивали в послевоенное время военную тематику. (Не глушили, - приглушивали, стараюсь быть точным в формулировке.) Тем более, новые враги появились (недавние друзья – Америка, Черчилль, де Голль, Тито), к ним ненависть надо возбуждать. Новые песни придумала жизнь, одним словом. Но вот пришли брежневские годы, и о Войне вспомнили с новой силой. А что, фронтовиков-то осталось не так много. Можно о них позаботиться. И материально, и особенно морально. И тут о Дне Победы вспомнили, сделали его одним из главных праздников. Правильно, конечно. Всё естественно, всё по жизни.
S.N.Morozoff: а мне недавно рассказали, как мой дед под Новый год "огородами" таскал домой ногодние елки, потому как было это небезопасно. Вроде и не запрещалось, но судя по всему и не приветствовалось. Жаль, так и не смогли вспомнить, когда именно это было - до войны или уже после. И все-таки есть разница - переносить ближайший выходной или официально отпечатывать в календарях дату красным цветом. Последнее как-то... узаконивает. Хорошо сказал? О терминах. С моей точки зрения, что "пропаганда", что "зомбирование" - хрен редьки не слаще. И не только в нашей стране. Сталинская пропаганда была хорошо организованной, привязанной к уровню подготовленности населения и все такое прочее. И действенной. Но чем дальше, тем больше получался разрыв между тем, о чем писали газеты и тем, что думало население. Классикой этого явления может служить эпоха Брежнева и шесть противоречий социализма, ходивших в народе: 1. У нас безработицы нет - никто не работает. 2. Никто не работает - план перевыполняется. 3. План перевыполняется - в магазинах ничего нет. 4. В магазинах ничего нет - дома все есть. 5. Дома все есть - все недовольны. 6. Все недовольны - все голосуют "за".