Главная >> 5 >> 35 >> 3

Александр Абдулов: "Нужно, чтобы по мне соскучились"

КОДЕКС МОЛЧАНИЯ


Александр Абдулов всю жизнь играл любимца женщин. Однако, по словам актера, ему больше по душе отрицательные роли. Но от внешности, как говорится, и тут никуда не денешься. Если уж мошенник - то гениальный и соблазнительный, если убийца - то роковой. Вот и выходило, что и по "отрицательному" Абдулову женщины просто сохли. Сегодня "главный любовник русского кино" (как окрестили актера в прессе) мечтает сыграть Коровьева из "Мастера и Маргариты". Интересно, а вдруг и в таком обличье Абдулов сможет покорить слабую половину?


10-23 февраля - 29 февраля


***


"Я жалею, что прогнулся и пошел сниматься в сериалы. Но за первый "Next" мне нестыдно. Он снят по законам кино. Но много сниматься в сериалах позволять себе нельзя. Сейчас у меня будет большой-большой перерыв".


- В последнее время на фотографиях в различных изданиях у вас или грустный, или жесткий взгляд. Вам действительно невесело?


- Думаю, что веселиться сегодня незачем, не о чем и ни к чему. Но взгляд у меня всегда такой. Наверное, я грустный клоун.


- Некоторые считают, что вы специально такой имидж себе создаете.


- Я не занимаюсь созданием имиджа. Наоборот, стараюсь всегда быть разным. Какой есть - такой есть, иначе не скажешь.


- А может быть, вы просто устали держать оборону, что у вас, мол, все хорошо?


- Об отрицательной стороне жизни никогда не надо говорить зрителю. Зритель не должен видеть, что тебе плохо или тяжело. Я за всю жизнь еще никого не разжалобил. Наоборот, пытался показать, что мне легко, хорошо, красиво жить. Работал на то, чтобы люди думали: "Как же они живут! Вот артисты, вот профессия! Сплошной праздник!" И дай бог, пускай себе и дальше так думают! Однако мы те же люди. Тоже болеем и умираем. И умираем часто раньше других. Ведь артисты в своей профессии тратят весь свой организм, все свое здоровье, все свои эмоции.


- Вас легко рассмешить?


- Недавно я был членом жюри в КВН. Там выступали ребята из Пятигорска просто фантастического юмора! От их импровизации я смеялся как ребенок! В любом случае рассмешить меня может лишь что-то внезапное, неподготовленное.


- А вы сами умеете рассмешить до слез?


- Судя по зрительному залу - могу. На знакомых тоже получается.


- Вам принадлежит фраза: "Артист-это не профессия, это диагноз. Чем больше расстроена нервная система артиста, тем он лучше". Как часто вы срываетесь? Кому больше достается?


- Конечно, срываюсь. Но это все быстро проходит. Я не злопамятный человек. Могу накричать, а потом подойти и извиниться. Ведь я кричу вовсе не потому, что хочу обидеть человека, просто это реакция моего организма. А чаще достается близким. Больше всего маме.


- А есть люди, на которых вы не можете повысить голос?


- На режиссера. Отношения учителя и ученика - для меня это святое. Как можно кричать на учителя?


- Среди известных людей очень много любителей женщин. Однако, судя по прессе, вы просто суперплейбой. Как вы считаете, с чего бы это? Кому это на руку?


- Я не читал ничего такого про себя и поэтому не могу судить о том, что вы мне сейчас говорите. Кому это надо? Уж точно не мне. Я не просил писать их об этом.


- Может быть, вы сами хотите таким выглядеть?


- Я вообще не хочу, чтобы обо мне писали. Давать интервью надо только тогда, когда у тебя есть что-то новое и есть желание выговориться. А перед моим недавним юбилеем только разве утюг не выходил с моим именем. Я вообще хотел завязать с прессой на ближайший год. Надо же, чтобы зрители по мне соскучились. Вот только вы как-то сумели меня тихонько-тихонько достать, так в уголочек зажали - и вот мы здесь, и я даю вам интервью. А так, честно говоря, я бы с него соскочил.


- Но раз уж я вас "достала", скажите прямо: вам льстит такой имидж?


- Какой имидж?


- Имидж дамского любимца.


- Вы мне какие-то новости сейчас выдаете! Оказывается, где-то пишут, где-то меня называют! О чем я в принципе и не знаю! Но к женщине надо всегда относиться серьезно. Иначе - это как три вокзала и проститутка. Да и к проститутке надо относиться серьезно. Женщина есть женщина.


- А вот когда вам говорят это в лицо, вы как-то морщитесь... О чем думаете при этом?


- Когда начинают вешать ордена и регалии - это всегда неприятно, особенно за глаза. А отношения между мужчиной и женщиной - это слишком тонкий вопрос, чтобы обсуждать его на людях. В принципе это даже с третьим человеком не обсуждается, а уж публично - это и вовсе неприлично. Поэтому, когда такое все же спрашивают, - я морщусь.


- Однако в интервью вы любите рассказывать о романтических отношениях с известными и богатыми женщинами, а вот об остальных помалкиваете, даже скрываете. Почему? Считаете, что они не соответствуют вашему звездному статусу?


- Кого вы имеете в виду?


- Например, танцовщицу Таню, к которой вы летали на гастроли только для того, чтобы подарить ей букет цветов. И еще про вице-президента банка "Рокфеллер" рассказывали, из-за любви к которой у вас в свое время были проблемы с КГБ.


- Таня - это моя первая жена, с которой, когда я был свободен, у меня были очень романтические отношения. Но и об этом я не специально рассказывал. Каюсь, в порыве эмоций проговорился. Я виноват, я не должен был этого делать.


- Во многих фильмах вы играли привлекательных и соблазнительных мужчин. А в жизни вы ощущали себя таковым?


- Трудно сказать. Я себя уродом никогда не считал, а об остальном - это судить женщинам. Вот как вы считаете, так я и буду думать. Я нормальный мужик в жизни. Но вы не правы, если думаете, что я играл только положительные и романтические роли. Отрицательных у меня намного больше. Например, "Гений", "Шизофрения"...


- Но в "Гении" вы тоже соблазнительный и привлекательный мужчина, в которого влюбилась героиня.


- В "Гении"? Да я мошенника играю! Если в вашем понятии мошенник - это положительный герой, то тогда - да.


- Мошенник, который нравится женщинам...


- Вот в "Тюремном романсе" я играю убийцу, который понравился женщине. Опять я такой?!


- Конечно, роковой мужчина...


- Тогда о чем мы с вами говорим?! Этот вопрос не ко мне. Это уже воспитание людей.


- В одном из интервью вы сказали, что можете простить женскую измену, а в другом - что нет. Откуда такое непостоянство?


- Смотря что стоит за словом "измена". Постель - это еще может быть и не измена. А вот когда она об этом подумала - вот это уже измена. Все дело в том, в какой форме это происходит и что за этим идет дальше. Есть масса вариантов.


- То есть вы не относитесь к тем мужчинам, которые говорят "никогда не прощу"?


- "Никогда не прощу" - это глупость. Надо понять, почему это произошло и можно ли простить. Если я сам виноват в этом, то тогда прощу.


- Правда, что вы никогда не общаетесь с бывшими женщинами? Что мешает остаться хорошими знакомыми?


- Это чушь. Вот с Алферовой мы не только играем в спектакле любимых людей, но и вместе ездим на гастроли. Созваниваемся, разговариваем. Да и с остальными женщинами я общаюсь нормально. А что, мы должны рычать друг на друга и пилить холодильник? Типа: "Я с тобой больше общаться не буду! Э-э-э!" Что поделать, ну так случилось в жизни.


- В вашей жизни были две журналистки, которые, по мнению многих, хотели при помощи вас сделать себе имя. В случае с Дарьей Асламовой вы сказали: "Хочу купить лицензию на отстрел журналистов", а в случае с Ларисой Штейман никак не прокомментировали ее интервью. Что вы думаете по этому поводу сегодня?


- Это я сказал не Даше, а Насте Ниточкиной. Мы с ней поспорили на ящик виски. Я сказал, что опубликую статью под названием "Хочу купить лицензию на отстрел журналистов", а Настя заявила, что ни в одной газете Советского Союза никогда ничего подобного не будет. В конце концов, статья вышла, но ящик виски я до сих пор от нее не получил. Вот при чем здесь Даша Асламова, да еще в моей жизни? Я вообще не понимаю! Какая Даша Асламова в моей жизни? Я видел ее всего раза два. И какое еще интервью? Я его не читал. А почему я должен его комментировать?


- Но говорят, что зла вы на них не держите...


- А почему я должен держать на них зло? Кто они мне? Жены? Про Дашу я вообще ничего не понимаю. Она приходила ко мне и извинялась за то, что написала. Не по голове же ее бить. Я сказал: "Бог с тобой, девочка, иди. Прощаю". А что я должен был еще сделать? Убить? Зарезать?


- Еще говорят, что друзья у вас высокопоставленные и что если надо, то можете быстро с неугодным человеком расправиться. Действительно так опасно быть вашим недругом?


- Если вы мне назовете хоть одного человека, с которым я расправился, то будем говорить дальше. И какие у меня высокопоставленные друзья?


- Вот вы как-то сидели с друзьями и пошутили: "А существует ли какая-нибудь проблема, которую мы не могли бы все вместе решить?"


- (Смеется.) Я имел в виду только то, что 30 лет назад мы дружили и были никем, а сегодня каждый из нас чего-то добился. Я стал народным артистом, кто-то стал тем-то. Круг моих друзей очень широкий. Это и архитекторы, и бизнесмены, и коллекционеры, и т.д. И я дружу с ними вовсе не потому, что мне это выгодно. А то, что если мы все вместе чего-то захотим, то сможем свернуть горы, - так я этим горжусь! Мы не зависим, друг от друга, но мы одна команда, и мы дружим.


- Чего вы бы не смогли простить самому лучшему другу?


- Предательство есть предательство. Иначе не скажешь. В свое время в театре на меня писали анонимки, и долгое время я был невыездной. Я знаю, кто это делал, и все равно выхожу с ними на сцену, мы здороваемся, улыбаемся. Что же мне теперь, кричать на них: "А! Сволочь какая!" Зачем же мне тратить на них свое здоровье? Предал - дело твое, но больше не подходи. Такие люди превращаются для меня в пустоту.


- В свое время вы заявили, что ни за что не станете сниматься в сериалах. Что заставило вас изменить мнение и стать в прошлом году лучшим сериальным актером?


- Костлявая рука голода. Нужны были деньги, надо было зарабатывать, и я, к сожалению, прогнулся.


- Жалеете?


- Жалею. Хотя за первый "Next" (за него меня и наградили) мне не стыдно. Он снят по законам кино. Но много сниматься в сериалах позволять себе нельзя. Сейчас у меня будет большой-большой перерыв.


- А как так получается, что один из самых востребованных актеров в России говорит, что ему приходится зарабатывать себе на кусок хлеба съемкой в сериалах?


- А не снимают никакого другого кино. Вот я снялся год назад по Чехову у Соловьева. С тех пор жду выхода. А за это время сериалов могло бы уже штук шесть выйти. Я как столяр. Нет заказов на резную мебель - делаю пока табуретки.


- А может быть, дело не в деньгах, а в том, что вы не любите сидеть без дела?


- А почему не в деньгах? И в деньгах тоже! Мне надо зарабатывать на нормальную жизнь. Надо содержать машину, семью, квартиру. А кроме меня, извините, пока некому.У меня нет доброго дяди, и мне ничего не падает сверху.


- Но вы же должны хорошо зарабатывать...


- С чего вы взяли? Ну-ка скажите, сколько я получаю? Мне интересно. Я могу сейчас бухгалтера привести, чтобы она мне зарплату все-таки выдала. А то она у меня сегодня от камеры рванула. Подходит и говорит: "Ты зарплату получать будешь?" А я: "Снимайте, снимайте. Нина Ивановна сейчас на всю страну покажет, какую я зарплату получаю". Она от этих слов как рванет от меня с зарплатой и кричит уже на расстоянии: "Я тебе покажу!" (Смеется.)


- Ваш друг Леонид Ярмольник от подобного вопроса не открещивается и говорит, что за свою жизнь он достаточно натрудился, чтобы жить хорошо...


- Леонид молодец. Он может, а у меня не получается.


- Не получается так сказать?


- И сказать, и получать так не получается.


- А есть ли что-нибудь такое, чего вам бы очень хотелось, но вы не можете себе позволить?


- Мне много чего хочется, и у меня нет сбережений. Что зарабатываю - то и трачу. Ну не могу я себе позволить пойти в казино и оставить там за вечер 100 тысяч. А кто-то может. Но это же не значит, что я хуже их!


- О том, что вы азартный человек и любите играть в казино, многим известно. А насколько вы игрок в жизни?


- Я люблю игру в любом проявлении. Жизнь - это игра.Но я встаю утром не для того, чтобы играть. Жизнь сама предлагает мне варианты, и я их использую.


- Вы достаточно прямой человек. Вам это помогает или мешает в жизни?


- Помогает. Врать бессмысленно - все становится явью. Оправдываться потом намного дольше и противнее, чем в чем-нибудь признаться.


- Неужели никогда не врете?


- Вру, конечно. Но стараюсь как можно реже.


- А врете с удовольствием или с чувством стыда?


- Если уж врать - то красиво. Тогда это в удовольствие. "Что так поздно пришел?" - спрашивает она. Можно ответить: "Пробка", - а можно: "Чего-чего... задний мост!". И пусть она гадает, что такое задний мост. Это же намного веселее, чем банальная пробка или троллейбус!


- Вам всегда верят, когда вы говорите правду?


- Иногда не верят. Поэтому, если я трижды повторил и мне по-прежнему не верят, я начинаю врать.


- Может быть, из-за прямоты у вас непростые отношения с журналистами?


- Девяносто процентов наших журналистов - это безграмотные люди. Вот мне звонят из отдела культуры и просят об интервью. Я говорю: "Приезжайте ко мне на работу". "А где вы работаете?" - раздается в трубке. Я отвечаю: "В "Ленкоме". Пауза. "А где это находится?" Как дальше разговаривать с таким человеком да еще из отдела культуры? Какая тут прямота?


- Я читала, что вы не видели больше половины своих фильмов. Как же так?


- Есть фильмы, за которые мне стыдно, а есть картины, которыми я горжусь. А всего их у меня за 150 перевалило. Не может быть каждая роль удачей или победой. Это такая профессия. Если за всю жизнь у артиста было 2-3 роли, которые необыкновенно удались, случились, - то это большое творческое счастье. За остальное не должно быть стыдно.


- А фильмы, за которые вам не стыдно, смотрите?


- Бываю на премьерах. Если в ресторан не уведут - сижу в зале. А что мне его смотреть? Я же в нем играл.


- То есть поверхностно относитесь к своему кинотворчеству.


- Вы говорите о картине или о процессе творчества? Я трепетно и с большой самоотдачей отношусь к процессу творчества. А когда ты отснялся, то от тебя, к сожалению, не зависит уже ничего. Дальше все в руках режиссера. Снимали комедию - он может смонтировать трагедию.


- Но неужели не интересно посмотреть то, что получилось?


- Я иногда смотрю. А иногда - глаза бы мои не видели. Может что-то не получиться в процессе, могу не сойтись с режиссером. Тогда бы мне только досняться, зажмуриться и скорее в кассу.


- Какие кассеты держите дома?


- Это не я собирал, а мои друзья. Знаю, что точно есть "Гений", "Чудо", "Шизофрения", Трех"...


- Раз вы так с трудом вспоминаете, то, значит, давно не смотрели свои фильмы.


- Давно. Друзья очень любят мне говорить: "А ну-ка, поставь нам что-нибудь из своего!" Есть такие артисты, которые любят показывать свои картины. Но я не из их числа. А вот показом "Бременских музыкантов своих друзей я просто замучил, сделал из них подопытных кроликов. Сажал у экрана и смотрел их реакцию: здесь они улыбнулись, а здесь скучают. Но это когда я делал кино.


- А почему не любите смотреть свои фильмы?


- В прошлое не хочется заглядывать, лучше смотреть в будущее. Это сложно объяснить, но возвращаться не хочется.


- Как-то вы хотели сыграть Коровьева, но из-за того, что Балаян и Соловьев сказали, что не подадут вам руки, если вы согласитесь, - вы отказались от роли...


- Почему как-то? Я всегда хотел сыграть Коровьева. Мог сыграть и в первой версии у Юрия Кары. Помню, Кара сидел и всю ночь уговаривал меня, чтобы я сыграл у него Коровьева. Однако я нашел в себе силы и отказался, хотя это моя любимая роль. После я подошел к друзьям и сказал, что хочу у Кары сыграть. На что они заявили, что не подадут мне руки. И тут я сказал: "Я понял". Потом мне предложили у Элема Климова сниматься. А не так давно Бортко утвердил меня на долгожданную роль, но картину закрыли. Продюсер Гусинский оказался в розыске. Обидно. До сих пор я очень хочу сыграть Коровьева.


- Тогда почему не пользуетесь случаем и все чего-то ждете?


- Завтра сантехник Вася начнет снимать "Белую гвардию" и скажет: "Давай играй у меня". Я очень хочу сыграть в "Белой гвардии", но надо же понимать, кто режиссер, кто оператор, какие партнеры. Сняться в "Мастере и Маргарите" - такое один раз в жизни бывает. Тут уж надо наверняка идти.


***


"Я мечтал снять "Снежную королеву". Но мечта так и осталась мечтой. Для этого нужно много денег. А я пока не могу их найти".


***


"Быть популярным для меня очень приятно. Это замечательно, когда тебя узнают на улице! И не верьте тем людям, которые говорят об этом обратное.


Я ведь и работаю для того, чтобы меня узнавали, любили, чтобы ко мне уважительно относились. Это моя профессия".


***


"Профессия режиссера оказалась для меня весьма трудной и выжала из меня все соки. А сегодня пока второго дыхания не появилось"