Накануне Дня защитника Отечества разнокалиберный московский бомонд чествовал Никиту Джигурду. После нескольких лет поиска смысла жизни и духовного совершенствования актер представил альбом своих новых песен на стихи Высоцкого. Теперь строчки Владимира Высоцкого звучат в ритме хард-рока.
Роман ЩЕРБЕНКОВ (фото)
Актер Никита Джигурда активно пропагандирует творчество Владимира Семеновича Высоцкого уже больше двух десятков лет. А поет его песни и того больше - практически с детства, лет с тринадцати - с того момента, когда впервые взял в руки гитару. Первой песней, которую выучил Никита, стала "На братских могилах". А дальше пошло-поехало... И из театрального института его за это исключали, и в милицию забирали после очередного концерта на Октябрьской площади, и пальцы в КПЗ ломали, чтобы играть на гитаре было несподручно, а он все равно пел! А когда в 1983-1984 годах Джигурда записал цикл песен Высоцкого, многие даже решили, что это на самом деле -неизвестный ранее домашний концерт певца.
За подобные изыски его недолюбливали не только органы правопорядка. Джигурду то и дело обвиняли в конъюнктуре и спекуляции вечными ценностями, но актер делал и делает это так искренне, что почти все интеллектуальные оппоненты через какое-то время утомились и поверили: а может, он действительно должен продолжить дело, начатое Высоцким? Да и своим девизом, о котором Джигурда не устает напоминать, он взял знаменитое "Еду вертикально проводам". В особо экзальтированных кругах даже стали ходить разговоры о переселении душ. Вот вам, пожалуйста, и объяснение, почему Джигурда говорит голосом Высоцкого, и с каждым годом это чувствуется все больше и больше. Вот вам и лучшая иллюстрация к известной всем чуть ли не наизусть песне о том, какую хорошую религию придумали индусы! Последняя история о переселении душ, конечно, относится к области недоказуемого. Но то, что Высоцкий для Джигурды - ум, честь и совесть, - это факт.
Отчасти именно благодаря Высоцкому Джигурда стал известен и московским театралам - это случилось после того, как в "Театре у Никитских ворот" Никита сыграл в его автобиографическом "Романсе о девочках".
"Так сложилась моя судьба. Для меня никогда не стоял вопрос подражания. Высоцкий был для меня спасением. Спасением моей души против фарисейства жизни", - кратко объясняет Никита Джигурда свои отношения с ВВ. По этой же причине после "бархатной революции 1991 года" (выражаясь терминологией Джигурды), когда за исполнение песен Высоцкого уже перестали ломать пальцы, публично он его петь перестал. И ушел к новым горизонтам. Лет на пять погрузился в философию - даже думал открыть на Алтае школу философии. Год голодал. Вел практически отшельнический образ жизни. И только пару лет назад вновь вернулся в мир, решив, как и Гессе, "оплодотворять светское сознание".
Очередным шагом к этому стал выпуск альбома на ранее не исполнявшиеся песни Высоцкого. Презентация нового альбома Джигурды "Раздвигая горизонты" стала практически первым большим светским приемом, который актер устроил за последние несколько лет. Да еще и в компании с сыном Высоцкого Никитой, с которым он наконец-то познакомился (не так давно, перед началом работы над диском), и при знакомстве огорошил признанием, что решил спеть Высоцкого в стиле хард-рок. Никита (который Высоцкий), узнав об этом, чуть не упал, но услышал - и успокоился. Понравилось. Впоследствии даже признался, что и Джигурда, -и то, как переложил на песни стихи его отца, стало для него открытием.
На этот раз презентацию своего диска Никита Джигурда решил провести не на Красной площади, как это было в 1992 году с первым альбомом "Лунная женщина", а традиционно, банкетом, фуршетом и концертом для небольшого круга друзей в ресторане гостиницы "Украина".
Впрочем, концерт больше был похож на капустник или дружеские посиделки, разве что поющий выходил на сцену. И это неспроста. Музыкальный шоу-бизнес Джигурду практически не замечает. Он его тоже. Никита так и заявляет: "Я не отношу себя к миру шоу-бизнеса". Не любит он его законы и старается держаться в стороне от его нравов! Видимо, поэтому, даже представляя свой альбом, Джигурда не смог удержаться от шпилек в сторону расцветшего махровым цветом гей-сообщества и рассуждений о том, как мало осталось настоящих мужиков. С особым интересом его тираду слушали непревзойденный знаток быта и нравов шоу-бизнеса Бари Алибасов и его подопечные из "На-На". Как выяснилось впоследствии, другие подшефные Бари Каримовича, еще из "Интеграла", помогали Джигурде и Высоцкому-младшему в работе над альбомом.
За исключением засвидетельствовавших свое почтение и быстренько исчезнувших "на-найцев" и припозднившейся, но зато остававшейся до конца певицы Анастасии, остальные гости больше относились к кругам артистическим, чем к шоу-бизнесу. Все - давние знакомые Джигурды. Актер и телеведущий Олег Марусев, актрисы и актеры Елена Кондулайнен, Лариса Лужина, Татьяна Конюхова, Татьяна Бронзова и Борис Щербаков, Андрей Анкундинов, Владимир Епископосян, поэт Симон Осиашвили, сатирик Владимир Вишневский, телеведущий Лев Новоженов... Между ними то и дело сновала "официальный фотограф" мероприятия - жена Джигурды Яна, уже не первый год серьезно увлекающаяся фотографией.
В кулуарах гости делились впечатлениями от диска: от "Я впервые заслушался чьим-то альбомом" до "Меня этот диск выворачивает наизнанку". Виновник торжества подошел к вечеринке с пониманием: поговорили - и хватит, пора и отдохнуть. "Главное, что я могу сделать для гостей, - это не отвлекать их от поглощения пищи. И я постараюсь, чтобы вы поглощали ее с радостью" - на этих его словах официальная часть закончилась, не успев начаться, и Джигурда взял в руки гитару, сетуя на то, что древние стены "Украины" могут не выдержать его жесткого хард-рока. Но, видимо, хард-рок показался стенам довольно мягким.
После сорокаминутного выступления Джигурды смогли выступить, спеть и сказать добрые слова еще многие. Татьяна Конюхова предложила поднять бокалы за недавно родившегося у Джигурды сына, Анастасия вспомнила, как они вместе учились, Епископосян - выпить просто за то, что Джигурда такой хороший парень, что "у него очень подготовленный мужской организм - по-русски говоря, тело, да и женщина его всегда лучше, чем та, которая рядом с ним, Епископосяном, стоит". ("Это потому, что постоянная!" - парировал польщенный Никита".) Елена Кондулайнен после долгой эскапады о том, что она его постоянно соблазняет - но только на сцене, - предложила всем гостям выпить за жену Яну и за постоянство в любви
- и к жене, и к Высоцкому, после чего неожиданно сообщила "мужчинам на заметку", что она теперь свободная женщина. Симон Осиашвили после долгих воспоминаний о совместных поездках на Север, приложив руку к левому карману пиджака, поближе к сердцу, чуть ли не на коленях признался, что более настоящего мужчину, чем Джигурда, он не знает - и в свете 23 февраля устроенный им праздник символичен вдвойне . Владимир Вишневский против обыкновения молчал. Зато Анкундинов сразил всех перлом в стиле "Вишневского сада": "Джигурда! И я вернулся! Только очень лжи!". Под конец праздника, когда все гости сказали, что хотели, на сцену поднялся и не любимый виновником торжества шоу-бизнес. Но борьбы миров не возникло. Вначале в свете софитов минут десять потопталась некая стильно одетая блондинка с песнями про любовь (как тут же зашептались на галерке, - победительница конкурсов "Мисс Москва" какого-то года и
"Мисс туризм" года еще более непонятного). Ее хореография и вокальные данные оставили публику равнодушной, и гости потянулись кто куда: кто к выходу, а кто к столам. Зато следующий пункт концертной программы - три фигуристые участницы группы "Отель" в золотистых пляжных костюмах обстановку оживили: под их "аккомпанемент" и все не заканчивавшиеся и не заканчивавшиеся соленья, овощные, мясные, рыбные и прочие нарезки, всякие рулетики и традиционный набор напитков - водка, вино, шампанское и минералка - шли особенно хорошо. Под эти незатейливые песни и закончился праздник. Джигурда так расчувствовался в ответ на поздравления золотистых девушек, что даже посетовал, почему же они не выступили в самом начале - тогда бы гости разогрелись гораздо лучше, чем за фуршетом.