Главная >> 5 >> 18

Традиция

Когда в празднике душа народная...


Чуваши затягивают родовую песню. Есть в ней что-то от векового и магического. Ее слог - как клятва на верность. И идут сельчане по кругу в хороводе, как их предки хаживали во время ритуальных таинств. Каждый ощущает руку своего собрата, а в сердце вселяется полнота чувства, которое зовется просто - счастье...


Нынче ежегодный (уже двенадцатый по счету) республиканский фестиваль чувашской культуры Уяв собрал 34 коллектива, в том числе восемь ансамблей из-за пределов Татарстана, а также из Эстонии. Гости из Прибалтики, которые привезли сразу два творческих коллектива - чувашский и эстонский, удивили прежде всего одеждой. Таких колоритных костюмов, по всеобщему признанию, еще не было на наших фестивалях. В свою очередь эстонцев живо интересовали все детали поволжской культуры, поэтому они поневоле превратились в самых привередливых участников фольклорного шоу, происходившего в день Ивана Купалы в Нурлате.


Беседуем с одним из родоначальников фестиваля Уяв Аркадием Харитоновым. Молва утверждает, что его питомцы - фольклористы из аксубаевского села Старое Тимошкино - излучают на концертах необыкновенную энергию. В 1993 году они-то и стали открытием первого татарстанского Уява в селе Нижняя Кондрата Чистопольского района.


- В моей родной деревне Медянке, что неподалеку от Старого Тимошкина, народ издавна хранил множество старинных обрядов, поверий, песен, - рассказывает Аркадий Харитонов. - Это и подвигло меня всерьез заняться сбором фольклора. Сам я никакого отношения к филологии не имел, преподавал в обычной сельской школе физкультуру. Но когда в 1976 году объявили конкурс фольклорных коллективов Татарии, мы с представителями местной интеллигенции пошли по домам искать голосистых певуний и певцов. Так и родился наш коллектив.


На зональном смотре в Нурлате мы тогда заняли первое место и получили путевку на заключительный смотр-конкурс в Казани. Как сейчас помню, вышли мы на сцену театра имени Качалова. Волнение перехлестывало через край, но выступили мы, как говорили, блестяще. И среди самодеятельных коллективов снова стали первыми, - вспоминает Аркадий Алексеевич. - У нас появились друзья среди фольклористов-татар, удмуртов, чувашей, марийцев. И с тех пор столько времени прошло, а связей с ними не теряем. Недавно, на тридцатилетие нашего коллектива обзавелись красивыми костюмами - помог глава нашего района. А еще всем миром отметили четверть века чувашского фольклорного центра в Старом Тимошкине...


Круговерть фестиваля вторгается в наш разговор. От сцены невозможно оторвать взора. И вскоре уже сам Харитонов оказывается на ней вместе со своим коллективом.


Знакомлюсь с юными участниками ансамбля "Соловушки" из Димитровграда.


- Мы создали чувашский коллектив при детской школе искусств, - поясняет руководитель ансамбля Светлана Кочнева. - Сами изучаем национальное чувашское искусство, сами воплощаем его образцы в выступлениях.


А вот к выходу на сцену готовятся исполнители из Набережных Челнов. Народный ансамбль "Чекес", который недавно отметил свое пятнадцатилетие, с первого дня возглавляет Елена Кондюкова, уроженка аксубаевского села Урмандеево. Сама она поет не только народные, но и эстрадные национальные песни. Выступать приходится много и часто - среди чувашей она настоящая поп-звезда. Между прочим, в прошлом году Елена со своей сестрой взяла главный приз на республиканском празднике "Чувашский соловей", исполнив песню, спетую им в детстве матерью.


Кондаковы увлеченно рассказывают, как в Аксубаевском районе празднуют Уяв.


В вечер на Николу, 21 мая, на лужайке собираются молодежь и старики. Все они записывают заветные пожелания - как правило, в песнях. Обычай соблюдается на хорошем чувашском языке. В притчах-песнях люди говорят о колосистых полях ржи, о ясных деньках в дни страды - в них своя житейская вековая мудрость и просьбы к Создателю. Этих песен много, и спеть их нужно обязательно. Ведь потом много дней делать это будет уже нельзя, иначе на деревню беду и болезни накличешь... А через месяц проходит дневной Уяв. Тут поются веселые песни, каждый вечер выходят на околицу с припевами и просят у неба, чтобы был урожай и чтобы стихии миновали нашу землю. Празднование совершается в ночь на Петров день, 13 июля. Бога праздника провожают всей деревней за околицу - такова основная традиция. При этом выходят обычно в ржаное поле через специально построенные ворота.


- А у нас в нурлатской деревне Андреевка, - к разговору подключается глава тамошнего сельского поселения Владимир Тарасов, - жители нижней и верхней улиц собираются на Уяв на главной площади. Идут к ней с противоположных концов деревни двумя колоннами. А потом все встают в хоровод и обязательно организуют знатное угощение для всех собравшихся и гостей.


Расположились мы с собеседниками возле избы, поставленной андреевцами на импровизированной "деревенской улице", где каких только чудес нет. Торговые лавки заставлены старинной утварью, посудой, сувенирами, игрушками. Есть тут прялка, полотенца со старинными чувашскими орнаментами, старинное расшитое платье, детская люлька... Рядом - котел, в котором по старинному рецепту уже сварена стерляжья уха. От гостей, желающих ее отведать, нет отбоя...


Не отстают и соседи в других деревенских срубах. Там на столах - разнообразные яства, и многочисленные гости с удовольствием просят то кваску налить, то пивка, а то и пирожком угоститься. Если пройти по рядам, можно увидеть удивительные предметы народных промыслов. Свои сундуки, шкатулки, резные напольные часы привезли Никанор Калугин и Алексей Гурьянов из нурлатской деревни Чувашский Тимерлик. А вот - художественная вышивка, матрешки, лапти, национальные костюмы. Одна из изб украшена на тему чувашской свадьбы. Здесь особенно много любопытных, которые расспрашивают деревенских о тонкостях обычаев. Среди гостей, кстати, много татар и русских.


Кульминацией Уява стала праздничная увертюра с элементами фольклорных выступлений. Ее авторы - уже знакомые нам фольклористы из аксубаевского Старого Тимошкина. Постановка была похожа на ожившую легенду.