В ВОСКРЕСЕНЬЕ В МОСКВЕ ОТКРЫВАЕТСЯ V ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
Столица уже привыкла, что в Светлый праздник выдающийся дирижер Валерий Гергиев привозит в Москву в рамках Пасхального фестиваля не только свой оркестр и солистов Мариинского театра, но и мировых звезд. Хоры лучшего качества, представляющие древнейшие народные и богослужебные песнопения, бесплатно выступают в храмах, поражая тем, как древние века оживают в устах носителей изустной традиции. В Москву съезжаются лучшие звонари России - многие и многие колокольни далеко разносят целебный (как говорят) звон.
"Вечерка" предлагает путеводитель по основным событиям Пасхального фестиваля.
23 АПРЕЛЯ
Торжественное открытие. Римский-Корсаков, "Светлый праздник". Стравинский, "Жар-птица". Симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер - Валерий Гергиев.
Большой зал консерватории, 21.00.
В честь первого юбилея Гергиев повторяет программу первого фестиваля. "Светлый праздник" (1888), воскресная увертюра на темы из обихода, по замыслу Римского-Корсакова, рассказывает о явлении ангела мироносицам с вестью о Воскресении, дает картину ликования на небе и земле. "Разве русский православный трезвон не есть плясовая церковная музыка, инструментальная музыка?" - писал в "Летописи" композитор, объясняя несколько языческий характер веселья. "Жар-птица" (1910) написана Стравинским для "Русских сезонов" Дягилева в Париже и связана с именами хореографа Михаила Фокина, артистов Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной, художника Александра Головина. "Жар-птица" стала триумфом 28-летнего Стравинского в Европе, а мировая критика считает сюиту жемчужиной в репертуаре симфонического оркестра Мариинского театра.
24 АПРЕЛЯ Концертное исполнение оперы Дмитрия Шостаковича "Нос". Солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер - Валерий Гергиев. В главных партиях: Вячеслав Сулимский, Алексей Тановицкий, Татьяна Кравцова, Андрей Попов, Сергей Семишкур, Геннадий Беззубенков.
Большой зал консерватории, 19.00.
"Нос" по повести Гоголя - одна из самых успешных работ оперной Мариинки последних лет. Гергиев посвящает ее представление в Москве 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Спектакль в постановке Юрия Александрова получил огромный международный резонанс после гастролей труппы Мариинского театра в Париже в ноябре 2005 года - но Москве вместо этой постановки покажут концертный вариант.
25 АПРЕЛЯ Шостакович, Симфония N 1.
Прокофьев, Фортепианный концерт N 5. Шостакович, Симфония N 15. Симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер -Валерий Гергиев. Солист - Александр Торадзе.
Большой зал консерватории, 19.00.
Симфонии Шостаковича разделены дистанцией в 40 лет. Первая, прославившая 19-летнего композитора на весь мир, написана для выпускного экзамена в консерватории. Последняя, Пятнадцатая (1970), считается итогом всего симфонического творчества Шостаковича. Первую часть он загадочно назвал "Игрушечный магазин", вторая носит траурный характер, третья вновь возвращает в мир марионеток, схематичных образов и чувств. Финал же открывается лейтмотивом из вагнеровского " Кольца нибелунга"... В пандан к этим сочинениям прозвучит Пятый фортепианный концерт другого корифея советской музыки, Сергея Прокофьева.
27 АПРЕЛЯ
Хор "Мистерия болгарских голосов". Художественный руководитель и дирижер - Дора Христова.
Московский концертно-театральный центр Павла Слободкина на Арбате, 19.00.
Хор, лауреат "Грэмми", считается жемчужиной болгарской музыкальной культуры. Многоголосные народные песнопения отличает причудливый ритм. Хор исполняет также духовные сочинения болгарских и русских композиторов, сложные современные произведения. В Москве "Мистерия болгарских голосов" представляет фольклорную программу, сочетающую хоровое пение, танцы и виртуозную игру на народных инструментах.
28 АПРЕЛЯ
Женский хор "Гори" (Грузия). Художественный руководитель и дирижер - Шалва Мосидзе.
Мужской хор "Рустави" (Грузия). Художественный руководитель - Анзор Эркомаишвили.
Московский концертно-театральный центр Павла Слободкина, 19.00.
Богатейшая, любезная русскому слуху грузинская хоровая традиция будет представлена этими двумя хорами с мировым именем. Программы подготовлены специально для Московского Пасхального фестиваля. "Гори" исполнит сочинения современных грузинских авторов -Иосифа Кечакмадзе, Георгия Члаидзе, Мераба Гагнидзе. "Рустави" -народные напевы из различных областей Грузии.
30 АПРЕЛЯ Хоровой гала-концерт. Концертный зал им. П. И.Чайковского, 19.00.
Одно из центральных событий Пасхального фестиваля. Выступит восемь хоров, включая "Рустави", "Мистерию болгарских голосов", ансамбль "Оптина пустынь", исполняющий уникальные духовные песнопения Средневековья, камерный хор Московской консерватории и ансамбль "Сирин", работающий на пересечении академической и фольклорной традиций.
2 МАЯ
Краус, Увертюра к спектаклю "Олимпия". Моцарт, Коронационная месса. Моцарт, Реквием. Камерный хор Шведского радио и Таллинский камерный оркестр. Дирижер - Фредрик Мальмберг.
Большой зал консерватории, 19.00.
ЗМАЯ
Краус, Увертюра к спектаклю "Олимпия". Моцарт, Литания, К 243. Моцарт, Реквием. Камерный хор Шведского радио и Таллинский камерный оркестр. Дирижер - Фредрик Мальмберг.
Концертный зал им. П. И.Чайковского, 19.00.
Оба коллектива - ведущие специалисты по музыке XVIII века. Моцартовская программа отсылает к нынешнему 250-летнему юбилею композитора. Литания - духовное песнопение на канонический текст, исполнявшееся между Пасхой и Вознесением. Коронационная месса написана по случаю вхождения на престол австрийского императора
Франца-Йозефа. Исполнение Реквиема Камерным хором Шведского радио считается в Европе эталонным. В программу обоих концертов включена также пьеса Йозефа Мартина Крауса (1756-1792), немецкого композитора, большую часть жизни прожившего в Швеции и окрещенного "шведским Моцартом". Краус родился в один год с Моцартом и умер от чахотки на год позже него.
6 МАЯ
Вагнер, "Валькирия", III акт (концертное исполнение). Солисты и симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер -Валерий Гергиев. С участием Брина Терфеля (бас-баритон, Великобритания).
Большой зал консерватории, 20.00.
Один из самых прославленных певцов мира выступит в Москве впервые. Он приглашен лично Гергиевым. В опере "Валькирия" Брин Терфель год назад с огромным успехом дебютировал на сцене Лондонской Королевской оперы. Темпераментная, экстравагантная манера пения и блестящие актерские способности позволяют считать Терфеля неповторимым оперным артистом.
7 МАЯ
Корнгольд, Скрипичный концерт. Шопен, Фортепианный концерт N 1. Шуман, Симфония N 2. Симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер - Валерий Гергиев. Солисты: Николай Цнайдер (скрипка, Дания-Израиль); Рафал Блехач (фортепиано, Польша).
Большой зал консерватории, 19.00.
Концерт представляет три лика романтизма. Наряду с известными сочинениями XIX века он включает и постромантический опус века XX, принадлежащий перу австрийского композитора Эриха Корнгольда. Ра-фал Блехач - лауреат I премии Международного конкурса им. Шопена в Варшаве. Николай Цнайдер уже успешно выступал на наших Пасхальных фестивалях и стал любимцем московской публики.
8 МАЯ
Барток, Фортепианный концерт N 2. Прокофьев, фрагменты из балета "Ромео и Джульетта". Шостакович, Симфония N 10. Симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер - Валерий Гергиев. Солист - Ефим Бронфман (США).
Большой зал консерватории, 19.00.
Программа объединяет сочинения трех гениев XX века - Белы Бартока, Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева. Сравнительно мало известный в России Второй концерт Бартока принадлежит к числу самых блестящих его произведений, а пианист Ефим Бронфман завоевал мировую известность именно своими интерпретациями музыки XX века. Грандиозная Десятая симфония Шостаковича (1953) - одно из самых автобиографичных сочинений композитора. В ней и бесчеловечность времени ГУЛАГа, и надежда, и цитата из "Бориса Годунова", и аллюзия на Малера, и зашифрованный автограф композитора в финале.
9 МАЯ
Благотворительный концерт Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра.
Поклонная гора, 13.00.
Никому у нас, кроме Гергиева, так не удаются концерты для широкого слушателя на открытом воздухе. Тысячи людей, не имеющие возможности попасть в академические залы, приобщаются к классической музыке. Для этого концерта каждый раз строится специальная сцена, выставляется партер для ветеранов и почетных гостей, налаживается трансляция через динамики. Слушатели же рассеяны по всему огромному пространству Поклонной горы. Число их доходит до 100 тысяч. Гергиев исполняет популярные произведения русской и западной музыки, щедро прибавляет бисы.
9 МАЯ
Торжественное закрытие фестиваля. Дмитрий Шостакович: Скрипичный концерт N 1, Симфония N 9, Сюита из оперетты "Москва-Черемушки". Симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер - Валерий Гергиев. Солист - Вадим Репин.
Московский международный дом музыки, 19.00.
Завершающий фестиваль концерт посвящен 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. После трехлетнего перерыва в Москву возвращается Вадим Репин - один из лучших скрипачей мира, признанный интерпретатор музыки Шостаковича. Девятая симфония композитора - сочинение недлинное - всего 25 минут. Сразу после войны от него ждали гимна победе, а он написал нечто изящное, легкое, блестящее, простодушное, но только на первый взгляд... Сюита из оперетты "Москва-Черемушки" представит Шостаковича как блистательного мелодиста.