Кроме наступающего в этот выходной профессионального праздника, Домодедовское пассажирское автотранспортное предприятие отмечает еще и свой собственный юбилей. В этом году исполнилось 25 лет с момента его образования. Оно появилось на свет после слияния Видновского филиала ПАТП и филиала Подольской автоколонны, который находился в Барыбине. К тому моменту Домодедовскому району, отделившемуся от Подольского, уже исполнилось 10 лет, здесь открывались новые предприятия, строились дороги, количество жителей постепенно увеличивалось. При этом качество транспортного обслуживания населе-ния оставляло, как говорится, желать много лучшего. Одним словом, время и обстоятельства настоятельно потребовали, чтобы в районе работало свое собственное автотранспортное предприятие.
Для нового ПАТП выделили поначалу только территорию с левой стороны от железной дороги, на которой были расположены крытая стоянка, и административное здание. Но там нужно было строить цеха для ремонта, обслуживания автобусов, решать вопросы с подводом коммуникаций и так далее. Сегодняшний директор Домодедовского ПАТП Александр Иванович Красильников пришел на предприятие через несколько лет после его образования, он был главным инженером и принимал самое активное участие в процессе его развития.
Для ремонта автобусов тогда было устроено всего три смотровых канавы. Но автобусов работало много и специально предусмотренных для их ремонта мест, конечно, не хватало. Слесарям и водителям приходилось ремонтировать машины прямо на улице, причем вне зависимости от погодных условий и температуры воздуха.
Все последующие годы ПАТП занималось развитием своей технической базы. В 1982 году построена собственная подстанция, и предприятие получило устойчивое электроснабжение. Потом возвели производственный корпус, в который перевели ремонтные мастерские. Там организовали специализированные цеха и участки для ремонта подвижного состава. Затем началось строительство автомойки. Раньше мойка автобусов проводилась на улице с помощью шланга. Резервуаром для хранения воды служила огромная цистерна, в зимнее время вода в ней подогревалась. В новой механизированной мойке можно мыть не только автобусы, но и легковые автомашины.
Позже была построена собственная автозаправочная станция.
До 1986 года здесь работали три угольных котельных. С момента ввода в эксплуатацию производственного корпуса встал вопрос о нормальном теплоснабжении пред-приятия. Его стала отапливать котельная завода ЖБИ. Но в тяжелые 90-е годы этот завод остановился, и ПАТП пришлось взять в аренду заводскую котельную. Потом было решено построить собственную котельную. За полгода газовая котельная была построена, она сейчас отапливает не только свое, но и одно из соседних предприятий. В 2002 году построена крытая автостоянка для легковых автомобилей. В прошлом году сделана пристройка к администра-тивному корпусу, сейчас там размещаются все дежурные службы.
В 1992 году на центральной площади города появилась новая автостанция. До этого водители и кондукторы в промежутках между рейсами отдыхали в маленьком вагончике. В помещении автостанции разместились службы ПАТП, столовая для работников.
Происходили положительные изменения и в филиале ПАТП, расположенном в Барыбине. В начале 90-х годов проведено обустройство площадки для стоянки автобусов, построен производственный комплекс. Этот филиал сегодня обслуживает 11 маршрутов - все сельские населенные пункты, находящиеся в южной части района.
Сейчас Домодедовское ПАТП - современное, постоянно развивающееся предприятие. На его балансе находится 157 единиц подвижного состава, из них 102 автобуса, 37 специальных и легковых машин, 18 грузовых автомобилей. На предприятии работает транспорт самых разных марок, в том числе импортные автобусы "Мерседес", "Штаер", "Ман", "Сетра". Поставка на предприятие новых автобусов осуществляется за счет областных бюджетных средств. За последние два года за счет области получено 36 автобусов большой вместимости, 11 микроавтобусов "Газель". Автобусы малой вместимости - "Газели" и "ПАЗы", предприятие покупает за собственные деньги. Недавно ПАТП приобрело новый "ПАЗ".
Предприятие обслуживает 25 регулярных автобусных маршрутов, 4 из них - городские, 21 - пригородные. Общая протяженность маршрутов - 400 километров. На территории района расположено 157 населенных пунктов, автобусное сообщение установлено со 127 из них. Ежедневно автобусы ПАТП выполняют 1350 рейсов и перевозят больше 40 тысяч пассажиров.
В нынешнем году увеличено количество рейсов автобусов на маршруте N 404. На маршруте N 466 заменен подвижной состав, количество рейсов на нем увеличено, организовано движение по этому маршруту от микрорайона "Дружба". Увеличивалось количество автобусов и на многих других маршрутах.
Ежедневно 4 автобуса выполняют школьные перевозки - ребятишки доставляются в школы из отдаленных сельских населенных пунктов и обратно.
Заказы на автотранспорт, поступающие от Домодедовской центральной районной больницы и амбулаторий, расположенных на территории района, также выполняет ПАТП. К слову, парк автомобилей, выделяемых на эти цели, постепенно обновляется.
Сегодня в Домодедовском ПАТП трудится больше 540 человек. Это государственное предприятие и его работники в полном объеме пользуются предусмотренными законодательством гарантиями и льготами. Заработная плата выплачивается стабильно и ежегодно повышается.
Заканчивая беседу о прошлом предприятия и его сегодняшнем дне, директор Домодедовского ПАТП Александр Иванович Красильников не стал акцентировать внимание на рассказе о проблемах: ему не очень-то хотелось омрачать такими разговорами праздник. Но, тем не менее, проблемы, на предприятии, конечно, существуют. Самая сложная из них - старение автопарка. Сегодня требуют замены 11 автобусов марки "Лиаз - 677" и 6 автобусов марки "Икарус - 260". Они капитальному ремонту не подлежат. Предприятию не хватает работников, оно готово принять еще 20 водителей и 20 кондукторов. В прошлом году с участием транспорта предприятия произошло 31 дорожно-транспортное происшествие, в 15 случаях были виноваты водители автобусов.
Есть у ПАТП немало и других забот, с которыми его работники сталкиваются ежедневно и стараются с ними справляться. В числе планов на будущее - совершенствование транспортной работы на маршрутах, обновление парка автобусов большой вместимости, раз-витие производственной базы.
А еще совсем скоро на предприятии откроется новый спортивный зал, где можно будет играть в большой теннис, баскетбол, волейбол и футбол. В этом же помещении разместятся тренажерный зал и зал для занятий шейпингом, раздевалка, душевые комнаты.
Строится новый автовокзал
Пассажирам, ожидающим на станции города свои автобусы и поезда, пока не очень везет. Время до прихода долгожданного транспорта им приходится коротать под навесом, продуваемом всеми ветрами и защищающем разве что от дождя. В случае непогоды здесь навесом холодно и неуютно. Но совсем скоро все, кто становится пассажирами общественно-го транспорта, получат прекрасный подарок. На станции начато строительство нового автовокзала. Средства на возведение этого автовокзала выделены правительством Московской области.
Это будет современное двухэтажное здание, как раньше любили говорить, из стекла и бетона.
На первом этаже разместится зал ожидания, диспетчерский пункт, кассы по продаже проездных билетов на автобусы, кафе, банкомат, а также торговые точки, в которых ожидающие автобусы и электрички горожане смогу сделать мелкие покупки. На втором этаже расположатся комнаты отдыха водителей и кондукторов и другие помещения.
До наступления морозов планируется закончить строительство цокольного этажа здания, а к концу года его должны подвести под крышу. Весной запланировано проведение внутренних отделочных работ. Ну, а потом новый автовокзал распахнет свои двери для домодедовцев.
ЛИАЗу - кувалда,
импортной технике -
деликатный подход
Валерий Иванович Шевченко пришел на Домодедовское автотранспортное предприятие в 1958 году, когда оно еще было "чужим" филиалом. Тогда в Домодедове только начали проводиться автобусные перевозки. Несколько десятилетий он проработал водителем на автобусе. Рядом с ним трудилась его супруга, она была кондуктором - такой вот получился семейный экипаж. Валерий Иванович занимал и другие должности.Теперь официально его должность называется заведующий промежуточным складом. Как вполне справедливо замечают его товарищи по работе, про запасные части, хранящиеся на этом складе, он знает буквально все. Валерий Иванович - уже пенсионер, но расставаться с работой пока не собирается. "Буду, говорит, работать, пока не выгонят!". По крайней, мере, 50-летие своего трудового стажа он собирается отмечать на предприятии, действительно ставшем родным.
А Валентин Петрович Сотников работает здесь всего на полгода меньше, чем Валерий Иванович. За руль автобуса он сел, когда вернулся из армии. Весь автобусный парк тогда составлял из 12 единиц четырехколесной техники. А рейсов было всего два - в жилпоселок и в "Елочки". Однажды, вспоминает Валентин Петрович, он забыл, в какую сторону ему надо ехать, и повернул на "Елочки", хотя должен был ехать в жилпоселок. Правильный маршрут ему подсказали возмущенные пассажиры, которые поехали совсем не в ту сторону, в которую ехать собирались.
На автотранспортном предприятии Валентин Петрович трудится до сих пор, только занимается уже другой работой. Раньше он на автобусах ездил, а теперь их "лечит". Он прекрасно знает, что наши старые "Лиазы" можно было ремонтировать буквально с помощью кувалды. Автобусы импортного производства, которые работают на ПАТП сегодня, хоть и надежные, и грамотно сделаны, но тоже иногда ломаются, а во время ремонта с ними приходится обращаться гораздо деликатнее, чем с нашими "Лиазами". Впрочем, по словам Валентина Ивановича, работники Домодедовского ПАТП науку ремонта импортной техники освоили полностью.
На работу в Домодедовское пассажирское автотранспортное предприятие за последние годы пришло немало молодых специалистов. Так что герои нашего сегодняшнего рассказа стали для молодежи не только коллегами, но и наставниками, которые могут и опытом поделиться, и хороший совет вовремя дать. Мы желаем Валентину Петровичу и Валерию Ивановичу новых трудовых успехов.