Автор книги "Размышления о Нетрадиционном театре, или Нетрадиционный театр как он есть" режиссер, педагог заслуженный деятель искусств, профессор А. Рубб, в 1960-1980-е годы был постановщиком массовых представлений, больших театрализованных концертных программ на стадионах. Его богатый опыт, подкрепленный основательно изученной историей предмета, определяет критерии оценок, сугубо личностную интонацию этого труда.
Народные празднества, спектакли под открытым небом, массовые действа, уличные и стадионные представления, карнавалы, спектакли "Звук и свет" и другие виды массовых зрелищных форм, большей частью не требующие привычной сценической площадки, подобные зрелищные формы он объединил новым для театроведения понятием "Нетрадиционный театр"
Книга состоит из двух частей. В первой исследуются истоки и корни современного Нетрадиционного театра: ярко описаны празднества Древней Греции и Рима, средневековые мистерии и городские карнавалы, массовые праздники Великой Французской революции. Рассмотрен вклад в развитие зрелищ и под открытым небом, и в многотысячных залах выдающихся режиссеров XX века: Г.Крега, Э.Пискатора, М.Рейнхарда, П.Брука. Как синтез массового представления и театрального зрелища рассматриваются постановки Робера Оссеина ("Броненосец "Потемкин" и др.).
Историю театра России автор ведет от календарных, церковных и бытовых праздников, различных игр и игрищ, скоморошества, от введенных в эпоху Петра I маскарадов-шествий, которые заканчивались фейерверками и массовыми гуляньями, и до советских спортивных праздников, ставших традиционными Дней города, больших театрализованных представлений на стадионах и др. Особое внимание уделяется первым послереволюционным празднествам. Среди создателей этих празднеств были выдающиеся отечественные режиссеры Н.Н.Евреинов, С.Э.Радлов, К.А.Марджанов, Н.В.Петров, художники Ю.П.Анненков, Н.И.Альтман, В.М.Ходасевич.
Нетрадиционный театр в советской России, как показывает автор, развивался неравномерно. Период затишья в 30-е годы сменился новым подъемом в 50-е, начиная с блистательно поставленного и организованного Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957). Сложным, красочным действом-зрелищем стало открытие и закрытие Олимпийских игр в Москве. Постановочная группа под руководством режиссера И.М.Туманова нашла художественно-образное решение протокольного ритуала.
Вторая часть книги "Особая или особенность?" посвящена драматургии и режиссуре массовых театрализованных представлений, которые А. Рубб рассматривает как одну из основных форм современного Нетрадиционного театра, непременную составляющую праздника.
В наши дни, когда вопрос современного состояния праздничной культуры становится предметом дискуссий и научных конференций, книга А.Рубба дает богатый материал молодым режиссерам. Нетрадиционный театр при всех его особенностях и отличиях представлен автором как одна из полноправных ветвей театрального искусства.