Тост о русских народных сказках

Русские народные сказки отличаются прямо-таки безудержным позитивным настроем, чего многие обычно не замечают. Толкуют о какой-то там магии, политике, скрытых смыслах и прочей чепухе. Хотя настоящий смысл народных сказок лежит, как говорится, на поверхности.

Как начинаются многие русские сказки? «Жили-были старик со старухой, и не было у них детей». Как это понимать? В таких сказках данный факт подаётся как нечто неординарное, ненормальное, это обстоятельство, из-за которого разворачивается весь сыр-бор – со змеями-горынычами, лешими, ведьмами, нечистью, кровью… То есть, очевидно, в нормальной ситуации у старика и старухи должны быть дети. Следовательно, в те годы, когда складывались эти сказки, население отличалось долголетием, отменным здоровьем и неиссякаемым любовным потенциалом.

Порой в стремлении продолжить род русские крестьяне пытались использовать все средства – и возможные, и невозможные. И иногда даже во втором случае у них получалось. Бабка с дедом испекли Колобка, предварительно «поскребя по сусекам». Пускай и одна голова, без туловища, зато – живое, разумное существо, поёт и пляшет, к тому же не стал докучать своим родителям и сразу, с молодых ногтей, самостоятельно выбрал себе дорогу в жизни. Он проявил себя как независимый и смелый деятель, который не прогнулся под зайца, волка и медведя. И только лиса – единственный персонаж женского рода, встретившийся на пути Колобку, - съела-таки отважного путешественника. Вот так – все проблемы на Руси были из-за женщин, они околдовывали и лишали жизненной силы даже таких богатырей, как Колобок. С другой стороны, круг замкнулся: Колобок встретил свою половинку, и теперь они, уединившись в избушке, будут печь своего Колобка.

Как известно, сказки А. С. Пушкина были поэтическим переложением русских народных сказок, которые без труда можно обнаружить в «изначальном» варианте, например, в сборнике Афанасьева. Юному полу-эфиопу русские народные сказки рассказывала, конечно же, Арина Родионовна, знакомя его с исконно русской культурой и русским менталитетом. Так вот, «Сказка о царе Салтане» - не исключение, это тоже народное произведение. В связи с этим обращают на себя внимание некоторые обстоятельства этого рассказа.

«Только вымолвить успела - дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь…». Спрашивается, что делал царь «поздно вечерком» в квартале для простолюдинов? Видимо, не просто так ошивался он в этом районе. Примечательно, что пока две первые девицы говорили про еду и тряпки, ничего не происходило; царь вошёл, когда услышал про секс. Затем, посмотрев на всех троих и взяв в жёны ту, третью, первых двух сестёр он тоже забрал с собой, сказав в своё оправдание – типа «будь одна из вас ткачихой, а другая поварихой». Нет нужды объяснять, что кроется за этой завуалированной формулой. Потом, правда, и эти две дамочки сделали из царя тряпку, однако он сумел преодолеть их «чары» и показать им, кто в доме (то есть во дворце) хозяин. Именно этот момент можно считать хеппи-эндом всей истории, а всё последующее – так, добавления, поэтическое украшение. Об участи Гвидона вообще глупо сокрушаться: в сказке он представлен как независимый собственник, обладатель собственного острова, независимого от верховной власти, да и с Лебедью ему было хорошо, даже когда она была в своём «животном» состоянии.

Многие сказки, как мы помним, заканчиваются фразой «И я там был, мёд-пиво пил». Где там сказано про водку?! Мы видим, что даже в случае грандиозного торжества русские пили исключительно «лёгкие» напитки, не напиваясь до свинского состояния. Проблемы пьянства на Руси, получается, как бы и не было. Иногда дальше шло выражение «По усам текло, в рот не попало». То есть даже такую мизерную дозу алкоголя рассказчик отказывался в себя вливать. Видимо, за рулём был… И при этом, заметьте, рассказчики всегда отличаются бурной фантазией, что начисто разбивает миф о том, что для пробуждения творческой энергии нужно хорошо напиться. Таких «закидонов», которые сочинялись раньше на трезвую голову, нынешние россияне не смогут придумать даже на пьяную.

Так выпьем же за то, чтобы жизнь наша действительно была как в сказке. Как в русской народной сказке…