Жемчуг и алюминий, пластик и серебро, янтарь и неон сочетаются в работах американского ювелира Лисы Вершбоу, чья персональная выставка открылась 21 июля в Музее янтаря.
Лиса - одна из членов-учредителей Вашингтонской гильдии золотых дел мастеров, но в последние годы ее жизнь тесно связана с Россией: ее супруг - посол США в Москве. В нашем музее выставлена первая "русская" работа ювелира - скульптура и брошь "Чайник".
- Русские всегда пьют чай, -уверена Лиса. - И я превратила игрушечную серебряную ложечку в брошь.
Огромное внимание она уделяет подаче работ: кольца парят на трубочках из бутылочек а-ля Фаберже, а браслеты украшают не тонкие запястья манекенов, а горлышки бутылок из-под шампанского.
Глядя на черные серьги Лисы с жемчужинами в центре, я не могу удержаться от вопроса:
- Лиса, чисто женское любопытство... Ваши серьги - вы их сами сделали?
- Да! - обрадованно восклицает Вершбоу. - И другие украшения. Серьги - анодированный алюминий и искусственный жемчуг, брошь - алюминий и янтарь.
- Почему такие "неблагородные" материалы - рядом с "признанными"?
- Мне такое сочетание кажется интересным и современным.
- А что это - бижутерия или все-таки ювелирные изделия?
- В английском нет различия между этими понятиями, у нас одно слово - jewel, украшение. Сейчас многие вещи, которые называются бижутерией, стоят дороже золотых украшений. Все зависит от того, кто и как их сделал.
- Как рождаются ваши идеи?
- У каждого изделия своя история.Например, "Ледяное боа" появилось, когда я смотрела на зимние сосульки. Его можно одеть на шею, но зимой оно висит на окне моего кабинета.
(На выставке таких боа четыре. Осеннее - с янтарем).
- Как вы подбираете названия для своих работ?
- Кто-то сказал, что эта брошь похожа на планету - ну ладно, пусть будет "Планета"... Я не слишком серьезно отношусь к названиям. Всегда привожу в пример бельгийского художника Рене Магриба. У него могла быть нарисована черная шляпа - и подпись: "Это не труба". Поколения критиков ломали головы: что бы это значило? А Магриб (как записано в его дневнике) просто сидел в кабачке с друзьями и называл картины, как кому в голову взбредет.
- А к чему вы относитесь очень серьезно?
- К достижению высокого уровня обработки изделия. Я не терплю небрежности. Когда вещь проста, она должна быть сделана идеально.
- Есть ли у вас изделия, которые вам не нравятся?
- Вам я их не покажу! - смеется Лиса.
Внезапно моим вниманием вновь завладевают серьги Вершбоу. Что-то в них не так... Да они же разные! Одна круглая, другая квадратная.
- Вы принципиальный противник симметрии?
- Нет, у меня есть и симметричные изделия. Главное - гармония. Вы ведь не сразу заметили, что они разные?
- Лиса, кто ваш любимый художник?
- Я обожаю русских авангардистов начала XX века.
- А ваша сережка - это не квадрат Малевича?
- Вы правы, у меня действительно немало изделий, сделанных под влиянием Малевича. Он открыл абсолютную простоту формы.
- Тогда закономерен вопрос: каково ваше отношение к постмодернизму?
- Я работаю именно в этом стиле.
- Лиса, можно ли на этом зарабатывать?
- Можно, но не очень много. Многие американские ювелиры работают на крупном предприятии, выпуская вещи на потоке и зарабатывая на жизнь, а вечером и ночью творят для себя.
- Сколько стоят ваши изделия?
- На ярмарках в Америке за них дают в районе $200. Многие из покупателей - коллекционеры. В США вообще ценится все, что сделано своими руками.
- Вы продаете свои изделия в России?
- Нет, этому мешает дипломатический статус, я ведь не плачу налоги. В России я их дарю.
Лиса Вершбоу нередко проводит в нашей стране мастер-классы и считает, что образование ювелира в Штатах отличает менее глубокий теоретический подход, зато большое внимание к практике. Поэтому американцы начинают работать с недорогими материалами. Кстати, отсюда и началось увлечение Лисы альтернативными материалами. - А еще у нас разный подход к браку. Русский мастер крикнет на ученика: "Вот безрукий!..". У нас смотрят, что из этого может выйти. Например, я как-то разозлилась на плохо поддающийся кусок янтаря, стукнула молотком и разбила его на мелкие кусочки. А потом запаяла в пластик и сделала брошку с пересыпающимся янтарем.
Лиса побывала на комбинате в Янтарном и провела мастер-класс для калининградских ювелиров. Один из них подарил ей янтарь уникальной текстуры - значит, следует ожидать от Лисы шедевра. Ведь всем известно, что Лиса Вершбоу делает с подарками: когда Музей янтаря подарил ей большой камень, она сделала на его основе уникальную шкатулку, преподнесенную в дар музею.
На открытии выставки присутствовал супруг Лисы, Александр Вершбоу.
- Вы здесь как посол или как супруг? - поинтересовалась я.
- На 99% как супруг и на 1 % - как посол, - признался Вершбоу, чьи рукава украшали запонки с янтарем работы супруги. - В первую очередь, конечно, хочу порадоваться успеху жены. Но Лиса - это мое олицетворение дипломатии с человеческим лицом. Если ее искусство поможет вам лучше узнать Америку, буду только рад.
Говорят, американской культуры как таковой нет...
- Она действительно очень молода, и с тысячелетними культурами сравнивать сложно. Но в современных видах искусства Америка не отстает.
- Вы не ревнуете жену к ее делу?
- Нет, я горд ее успехами. Тем более Лиса - прекрасная жена и мать. Наши дети интересуются политикой, но искусством, похоже, все-таки больше. Бенджамину 25, он бредит театром, Грегори 22, он фотограф. На выставке есть три броши - запаянные в пластик фотографии роз в нашем саду, сделанные сыном.
- Лиса, для современной жен-шины и в Америке, и в России стоит сложный выбор между семьей и карьерой. Что выбрали вы?
- И то, и другое. Приходилось меньше спать, но зато я -счастливая женщина.
- У вас есть хобби?
- Моя работа и есть главное хобби. Еще я люблю пэчворк (лоскутную технику), музыку и готовить.
- Что готовите?
- Наша семья любит острое, экзотическое.
- Ваш любимый праздник?
- Когда собирается вся семья. День благодарения, например.
- Готовите индейку?
- Конечно! - расцветает в улыбке супруга дипломата, добившийся признания художник и просто счастливая женщина.
Татьяна КИГИМ, фото автора