Главная >> 5 >> 7

ПОЧЕМУ ЖЕНА ПОСЛА НОСИТ РАЗНЫЕ СЕРЬГИ?

Жемчуг и алюминий, пластик и серебро, янтарь и неон сочетаются в работах американского ювелира Лисы Вершбоу, чья персональная выставка открылась 21 июля в Музее янтаря.


Лиса - одна из членов-учредителей Вашингтонской гильдии золотых дел мастеров, но в последние годы ее жизнь тесно связана с Россией: ее супруг - посол США в Москве. В нашем музее выставлена первая "русская" работа ювелира - скульптура и брошь "Чайник".


- Русские всегда пьют чай, -уверена Лиса. - И я превратила игрушечную серебряную ложечку в брошь.


Огромное внимание она уделяет подаче работ: кольца парят на трубочках из бутылочек а-ля Фаберже, а браслеты украшают не тонкие запястья манекенов, а горлышки бутылок из-под шампанского.


Глядя на черные серьги Лисы с жемчужинами в центре, я не могу удержаться от вопроса:


- Лиса, чисто женское любопытство... Ваши серьги - вы их сами сделали?


- Да! - обрадованно восклицает Вершбоу. - И другие украшения. Серьги - анодированный алюминий и искусственный жемчуг, брошь - алюминий и янтарь.


- Почему такие "неблагородные" материалы - рядом с "признанными"?


- Мне такое сочетание кажется интересным и современным.


- А что это - бижутерия или все-таки ювелирные изделия?


- В английском нет различия между этими понятиями, у нас одно слово - jewel, украшение. Сейчас многие вещи, которые называются бижутерией, стоят дороже золотых украшений. Все зависит от того, кто и как их сделал.


- Как рождаются ваши идеи?


- У каждого изделия своя история.Например, "Ледяное боа" появилось, когда я смотрела на зимние сосульки. Его можно одеть на шею, но зимой оно висит на окне моего кабинета.


(На выставке таких боа четыре. Осеннее - с янтарем).


- Как вы подбираете названия для своих работ?


- Кто-то сказал, что эта брошь похожа на планету - ну ладно, пусть будет "Планета"... Я не слишком серьезно отношусь к названиям. Всегда привожу в пример бельгийского художника Рене Магриба. У него могла быть нарисована черная шляпа - и подпись: "Это не труба". Поколения критиков ломали головы: что бы это значило? А Магриб (как записано в его дневнике) просто сидел в кабачке с друзьями и называл картины, как кому в голову взбредет.


- А к чему вы относитесь очень серьезно?


- К достижению высокого уровня обработки изделия. Я не терплю небрежности. Когда вещь проста, она должна быть сделана идеально.


- Есть ли у вас изделия, которые вам не нравятся?


- Вам я их не покажу! - смеется Лиса.


Внезапно моим вниманием вновь завладевают серьги Вершбоу. Что-то в них не так... Да они же разные! Одна круглая, другая квадратная.


- Вы принципиальный противник симметрии?


- Нет, у меня есть и симметричные изделия. Главное - гармония. Вы ведь не сразу заметили, что они разные?


- Лиса, кто ваш любимый художник?


- Я обожаю русских авангардистов начала XX века.


- А ваша сережка - это не квадрат Малевича?


- Вы правы, у меня действительно немало изделий, сделанных под влиянием Малевича. Он открыл абсолютную простоту формы.


- Тогда закономерен вопрос: каково ваше отношение к постмодернизму?


- Я работаю именно в этом стиле.


- Лиса, можно ли на этом зарабатывать?


- Можно, но не очень много. Многие американские ювелиры работают на крупном предприятии, выпуская вещи на потоке и зарабатывая на жизнь, а вечером и ночью творят для себя.


- Сколько стоят ваши изделия?


- На ярмарках в Америке за них дают в районе $200. Многие из покупателей - коллекционеры. В США вообще ценится все, что сделано своими руками.


- Вы продаете свои изделия в России?


- Нет, этому мешает дипломатический статус, я ведь не плачу налоги. В России я их дарю.


Лиса Вершбоу нередко проводит в нашей стране мастер-классы и считает, что образование ювелира в Штатах отличает менее глубокий теоретический подход, зато большое внимание к практике. Поэтому американцы начинают работать с недорогими материалами. Кстати, отсюда и началось увлечение Лисы альтернативными материалами. - А еще у нас разный подход к браку. Русский мастер крикнет на ученика: "Вот безрукий!..". У нас смотрят, что из этого может выйти. Например, я как-то разозлилась на плохо поддающийся кусок янтаря, стукнула молотком и разбила его на мелкие кусочки. А потом запаяла в пластик и сделала брошку с пересыпающимся янтарем.


Лиса побывала на комбинате в Янтарном и провела мастер-класс для калининградских ювелиров. Один из них подарил ей янтарь уникальной текстуры - значит, следует ожидать от Лисы шедевра. Ведь всем известно, что Лиса Вершбоу делает с подарками: когда Музей янтаря подарил ей большой камень, она сделала на его основе уникальную шкатулку, преподнесенную в дар музею.


На открытии выставки присутствовал супруг Лисы, Александр Вершбоу.


- Вы здесь как посол или как супруг? - поинтересовалась я.


- На 99% как супруг и на 1 % - как посол, - признался Вершбоу, чьи рукава украшали запонки с янтарем работы супруги. - В первую очередь, конечно, хочу порадоваться успеху жены. Но Лиса - это мое олицетворение дипломатии с человеческим лицом. Если ее искусство поможет вам лучше узнать Америку, буду только рад.


Говорят, американской культуры как таковой нет...


- Она действительно очень молода, и с тысячелетними культурами сравнивать сложно. Но в современных видах искусства Америка не отстает.


- Вы не ревнуете жену к ее делу?


- Нет, я горд ее успехами. Тем более Лиса - прекрасная жена и мать. Наши дети интересуются политикой, но искусством, похоже, все-таки больше. Бенджамину 25, он бредит театром, Грегори 22, он фотограф. На выставке есть три броши - запаянные в пластик фотографии роз в нашем саду, сделанные сыном.


- Лиса, для современной жен-шины и в Америке, и в России стоит сложный выбор между семьей и карьерой. Что выбрали вы?


- И то, и другое. Приходилось меньше спать, но зато я -счастливая женщина.


- У вас есть хобби?


- Моя работа и есть главное хобби. Еще я люблю пэчворк (лоскутную технику), музыку и готовить.


- Что готовите?


- Наша семья любит острое, экзотическое.


- Ваш любимый праздник?


- Когда собирается вся семья. День благодарения, например.


- Готовите индейку?


- Конечно! - расцветает в улыбке супруга дипломата, добившийся признания художник и просто счастливая женщина.


Татьяна КИГИМ, фото автора