Главная >> 5 >> 44

ЗНАМЯ ИДЕОЛОГИИ

Власть готовится использовать мифологию великой Победы


Российский организационный комитет "Победа" , в заседании которого на днях было поручено участвовать лично вице-премьеру Александру Жукову, в скором времени может стать главным идеологическим штабом российской власти. В отсутствие любви и веры, для подтверждения чего даже никакая социология не нужна, в ситуации стопроцентного идеологического тупика, что стало слишком очевидным после пресс-конференции президента, заблудившееся в трех соснах либерализма, чекизма и национализма российское начальство получит год или хотя бы полгода передышки. На знаменах путинской России будут начертаны слоганы великой Победы. Возражать против этого не поднимется рука ни у кого. Положение критиков власти будет осложнено тем, что получивший инъекцию воспоминаний о войне патриотизм получит моральное право на использование риторики "холодной войны" (см. пассажи Владимира Путина о двойных стандартах, "голубых" революциях, Грузии, сидящей на зарплате у Сороса, и Польше, изнывающей от безработицы).


Эта идеология нащупана, с одной стороны, интуитивно. А с другой, этот пиаровский набор инструментов уже однажды использовался, и вполне умело. С тех пор, как в 1965 году фронтовик Брежнев начал праздновать День Победы, превратив его в нерабочий день, а в стране стал выстраиваться культ ветеранов войны, мифология Великой Отечественной оказалась идеологической базой всего брежневского периода российской истории. Она не хуже нефтедолларов обеспечивала его устойчивость, позволяла сохранять четкие политические ориентиры, ею власть прикрывалась, как крестным знамением, от всех попыток поставить под сомнение свою состоятельность.


Праздник и в самом деле святой, а по некоторым определениям социологов -единственное "легитимное" событие в советской истории, то есть тот исторический факт, по поводу чрезвычайной важности которого ни у кого нет серьезных разногласий. Чрезмерное злоупотребление этой идеологией, впрочем, привело в брежневскую эру к окончательному бронзовению единожды отлитых мифологических скульптурных, литературных, художественных форм, к ее ритуализации, превращению в придворный церемониал. В ряде случаев передозировка военно-патриотической тематики имела своим следствием усиление позиций русского национализма или даже частичную реабилитацию имени Сталина (в логике: главное - Победа, а не репрессии). Впрочем, при Брежневе эти процессы жестко контролировались и умело регулировались - крайности отсекались, избыточное увлечение ролью генералиссимуса в крупных военных победах не поощрялось, а иной раз и просто пресекалось. Волгоград во всяком случае остался Волгоградом.


Ровно те же риски - сталинизм, национализм, переписывание истории - содержатся в надвигающемся идеологическом цунами. Однако для президента 60-летие Победы - просто подарок, возможность передохнуть от борьбы кланов, поднять личный рейтинг благодаря использованию соответствующей риторики и соблюдению пышных церемониальных действий. Согласно исследованиям Левада-Центра, в народном сознании в иерархии самых важных исторических событий Победа стоит на первом месте, опережая полет Гагарина. Грех этим не воспользоваться, а заодно в 2006-м поднять на щит мифологию освоения космоса и величия российской инженерной и вэпэкашной мысли по случаю 45-летия старта первого космического корабля с человеком на борту.


Собственно, в выборе удачных идеологических приоритетов кремлевская власть не одинока. Военная мифология, празднование 60-летия Варшавского восстания позволило полякам более или менее безболезненно пережить непростые процедуры и последствия вступления в Европейский союз. В Польше, правда, не злоупотребляли ортодоксальным национализмом, потому что официальная идеология немедленно подняла на щит (и правильно сделала!) трагическую историю Варшавского гетто. Нам бы столько такта и чувства меры...


С соразмерностью праздничных мероприятий все предсказуемым образом будет плохо. О чем красноречиво свидетельствуют "репетиции" - замена Волгограда на Сталинград на поминальной плите в Александровском саду, шествие на Красной площади по случаю "некруглой" 63-летней годовщины парада 7 ноября 1941 года и личное участие Путина в праздновании 28 октября 60-летия освобождения Украины. Впрочем, другой идеологии, истории, традиций эту самую историю извращать у нас нет...


...В своей еще самой первой инаугурационной речи Джордж Буш, зачитывая труд спичрайтеров - мастеров поспекулировать на американском патриотизме, сказал: "Я поставлю ценности истории на службу нашему времени". Тем же самым и займется его заокеанский партнер из России. Однако у нас, дорогих россиян, осталась лишь одна безусловная историческая ценность -Победа. Что еще, скажите на милость, остается ставить на службу власти?


Можно было бы говорить о своего рода "американизации" российской официальной идеологии. Только вот этот процесс наверняка пройдет у нас без соответствующих лоска, изящества и сдержанности: национальные комплексы не позволят чествовать ветеранов без истерик столь масштабных, что всем, кто усомнится в логичности торжеств, непременно станет стыдно. И за пошлость праздничных мероприятий, и за свое не слишком пафосное отношение к ним. Праздник-то и в самом деле святой, светлый, объединяющий нацию со времен царя Гороха, то есть Леонида Ильича.


Впрочем, у фестивалей, фейерверков и праздников есть одно свойство: они проходят. Великая Победа вовсе не отменяет необходимости что-то делать и определяться с тем, куда России двигаться дальше. Передохнем немного - и снова вместе с высшим руководством задумаемся о выборе пути.