Главная >> 5 >> 33

Разрез "Кангаласский": без четверти век!

День рождения - это всегда грустный праздник. 75 лет - не такой уж большой возраст для угольного разреза. Всего четырех директоров пережил он до сегодняшнего дня. Когда-то здесь кипела работа, одна за другой уходили груженые углем машины, не затихал гул экскаваторов. Тогда казалось, что поселок Кангалассы только начинает свою новую, бесконечно счастливую и богатую жизнь...


Самая главная нынешняя проблема разреза - отсутствие крупного потребителя. То ли дело раньше: все жилые дома, больницы, школы, бани, тюрьмы Якутска и пригорода отапливались исключительно на угле. Нынешняя непопулярность добываемого сырья привела к тому, что жители самих Кангалассов до сих пор не имеют горячей воды. Хотя с теплом, по идее, здесь напряженки быть не должно.


Дело в том, что с таким конкурентом как газ особо не поспоришь. По программе сельской газификации ветка дотянулась уже до Кангаласс. В следующем году установят распределительную станцию. Вместе с радостью, кангалассцы не могут скрыть тревоги:


- Что будет, когда газ так же легко войдет в каждый дом?


После однообразного пейзажа долины Туймады, поднимаясь на Кангаласский мыс, чувствуешь, что глаз радуется. Извилистая дорога, горки, сосны. Особенно хорошо, когда почти по-весеннему пригревает солнце.


Первым делом меня везут на горный участок. В управлении гостеприимно встречает начальник участка Николай Козаренко. Во всем огромном двухэтажном здании мы сидим совершенно одни - ждем машину. Раньше под этой крышей соседствовали целых два, самых крупных и многочисленных участка: горный и бульдозерный. Почти в четыре раза сократился коллектив разреза со времен пика своего развития.


Теперь от многочисленной армии работников в распоряжении начальника горного участка остались 17 экскаваторщиков-бурильщиков, слесарь, сварщик, токарь и инженерно-технический персонал. На другом не менее важном участке - транспортном остались менее 30 человек.


Сам Николай Козаренко оказался открытым и общительным человеком. Без всяких утаек рассказал он о своих заботах.


- Если объемы добычи падают, то люди остаются без работы. На автотранспортном участке недавно сократили нескольких белазистов и бульдозеристов. Сегодня люди увольняются, а завтра, когда нужно будет коллектив нарастить, - попробуй найди! Это же не автоводители, которых можно обучить за месяц-другой. Это же экскаваторщики, бурильщики, взрывники, электрослесари!


Иной раз руководству приходится голову ломать, чтобы определить подряды для своих оставшихся экскаваторщиков и бурильщиков. Как их сохранить, если они видят, что в следующем году бурение вскрыши даже не планируется? Профессионалы без дела не остаются - уходят, в основном, в алмазную отрасль. Некоторые из тех, что не уезжают из поселка, пытаются работать в городе (до Якутска 40 километров), но зимой особо не наездишься.


По горам, по долам...


С мая по август добычи угля практически не ведется. Выполнение следующего заказа разреза - загрузка семи тысяч тонн на баржу - начнется лишь 6 сентября, а частные потребители засуетятся к холодам. Поэтому работа сегодня ведется неторопливо - с толком, с расстановкой готовятся угольщики к новому сезону.


В том месте, где уголь добывается сейчас, междупластие качественной белой глины составляет три метра, верхний пласт угля - десять, а нижний - пять.И таким образом слои простираются, в принципе, до Тикси. Казалось бы, одно из богатейших угольных месторождений: бери - не хочу! Только вскрыши угольщики разреза давали миллион 200 тысяч тонн. Годовой объем добычи раньше достигал почти 600 тысяч, а нынче не превышает и 160 тысяч. Горный участок перешел на разработку правого берега ручья Золотинки - там поверхностного почвенного слоя нужно вскрывать значительно меньше.


Свой 70-метровый шагающий экскаватор ЭШ-10/70 с ковшом в 10 кубов работники разреза называют кормильцем. "Сколько наработает, столько мы и освоим", - говорят они. ЭШ-10/70 - единственный на разрезе, поэтому отдыхать ему не приходится. Остальная техника большей частью, особенно в межсезонье, простаивает. В том числе новые подстанции для питания и три буровых станка СБШ-200. Законсервирован один из экскаваторов ЭКГ-5А. Обидно то, что все в отличном состоянии и получает должный уход, - только нет нужды для применения.


С поставленными плановыми задачами на первое полугодие ОАО "Разрез "Кангаласский" справился уверенно. Для него такие объемы, что для великана жареный поросенок, - на один зуб. При запланированных 114 тысячах угля тонн добыли и доставили до потребителей 131 тысячу. По отношению к прошлогоднему результату это составляет 116%. Предприятие выполнило все качественные показатели по производительности труда и уложило свои расходы в себестоимость выпускаемой продукции. Даже получена небольшая экономия.


Когда начнется новая жизнь?


Кангаласский уголь в основном потребляют пригород Якутска, Горный, Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский и Намский районы. Из запланированных 160 тысяч тонн примерно 100 тысяч составляет правительственный госзаказ, а оставшиеся 60 тысяч как бы зависают: приедет покупатель или не приедет. Сегодня он взял уголь, а завтра, может, дровами будет пользоваться.


В отличие от других богатых месторождений Якутии разрез "Кангаласский" не имеет за пределами республики или по близости какого-либо постоянного потребителя, например, в лице тепловой электростанции. Свои самые большие надежды угольщики связывают с приходом железной дороги. Тогда можно рассматривать вопрос о том, чтобы везти уголь до Приморья, где его не хватает. Правда, в последнее время вблизи Алдана открылось множество разрезов, осваивающихся небольшими частными предприятиями, - весьма бойкими конкурентами холдинга "Якутуголь".


В свое время старая Якутская ТЭС съедала до 200 тысяч тонн, но потом ее перевели на газ. И это притом, что тонна угля стоит всего 300 рублей. Скажем, за рубежом до половины объема электроэнергии производят именно тепловые станции - так называемые "ТЭС на борту", которые без большого плеча транспортировки получают топливо из рук в руки. Нынешнее руководство разреза видит в развитии этого сектора промышленности большие перспективы. Остается только ждать конкретного заказчика объемов.


Сегодня на предприятии работают порядка 160 человек. То есть по человеку на тонну ежегодного плана. К основным участкам предприятия: горному, автобульдозерному, а также вспомогательным - строительному, тепловых сетей и котельной, с прошлой осени добавились участки вспомогательного производства. С ними разрез может быть спокоен за свое будущее...


Так битум или глина?


Кангаласский угольный разрез входит в состав холдинговой компании "Якутуголь" в качестве одного из дочерних предприятий, поэтому его не оставляют один на один со своими трудностями. Много внимания уделяется со стороны генерального директора ХК "Якутуголь" Владимира Филипповича Петрова. Помимо поддержки материальным снабжением, помощь сыграла важную роль при организации акционерного общества, когда был заморожен долг разреза перед "Якутуглем".


Гендиректор холдинга принимает непосредственное участие в развитии новых производственных направлений. Так, удалось диверсифицировать рабочий процесс, открыв цех по изготовлению строительной и тротуарной плитки, а также цеха по производству питьевой воды. Под гарантию "Якутугля" выдан кредит на приобретение оборудования.


В настоящий момент прорабатывается технико-экономические обоснование производства брикетов, - так сказать, выясняется во всех деталях, на какой конечный итог можно рассчитывать. Идея-то родилась еще в 80-х. Тогда планировались реконструкция разреза под ежегодную добычу в миллион тонн угля и строительство брикетной фабрики, выпускающей 400 тысяч тонн продукции в год. Но всему этому суждено было остаться мечтами. Как знать, может быть, сейчас пришло время для их осуществления?


Единственная плохая черта угля состоит в том, что со временем он сыреет и распадается. Брикетирование - это как раз закрепление сырья так, чтобы оно в компактном и упакованном виде без энергетических потерь доходило до потребителя. Существуют различные технологии производства брикетов. Один из его видов, при котором уголь закрепляется на основе битума, будет качественнее, но дороже, другой - на основе глины - немногим хуже, но значительно дешевле. Можно и вовсе обойтись без связующих - просто спрессовать уголь - и все.


В каком-то смысле такое топливо вполне сможет конкурировать с газом, ведь не до всех дойдет труба, да и в некоторых районах уже образовались целые проплешины диаметром в несколько десятков километров, где все деревья вырублены на дрова. На севере Якутии брикеты стали бы альтернативным источником тепла. Единственный вопрос: как туда доставлять?


Что касается тротуарной плитки, то ее производство на разрезе идет полным ходом. За этот сезон угольщиками изготовлено порядка шести тысяч квадратных метров плитки, еще две тысячи должны быть выполнены по заказу до конца года.


- Так уж получается, что работа есть не всегда, - рассказывает директор ОАО "Разрез "Кангаласский" Сергей Алексеевич Аксененко. - Когда отгрузка угля не производится, люди задействованы на производстве плитки. Я думаю, перспективы есть в обоих направлениях. Мы все видим, какие дороги и тротуары у нас в Якутске, и замечаем, что за последние два года центр стал гораздо красивее. В следующем году предприятие примет участие в программе обустройства столицы, так что работы нам хватит и на всю зиму. Заказ составит порядка восьми тысяч квадратных метров. С приходом железной дороги возможно развитие рынка сбыта брикетированного угля внутри республики. Надо только этим заниматься.


Воспользовавшись случаем, Сергей Алексеевич с радостью поздравил своих коллег с юбилеем предприятия и практически совпавшим с ним приближающимся Днем шахтера:


- Желаю успеха и здоровья в нелегком труде! Отдельно поздравляю ветеранов! Желаю им также здоровья и хорошей жизни. Главное - не унывать и не опускать руки. Нужно жить и работать дальше!


Каждый человек, каждое предприятие преодолевают в своей жизни определенные трудности. Восхищение может вызывать только то, КАК они преодолеваются. В глазах кангалассцев нельзя увидеть обиды на несложившуюся судьбу, отчаяния.Но также нет праздности. Лишь вера в себя и надежда на будущее.