Главная >> 5 >> 33

Зачем нам фотоаппарат?

Чтобы учиться по-новому смотреть друг на друга, искренне радоваться удачным снимкам и удивляться иному ракурсу и взгляду на мир


Что для нас фотография? Так, клочок картона, а на нем - мгновение. Фотоаппаратов море, в каждом доме горы альбомов и килограммы снимков россыпью. Уже ходят в гости с ноутбуком и показывают кадры на экране - так проще. А еще эти нынешние телефоны с камерой в одном флаконе...


Казалось бы, ерунда и о чем речь? А речей накопилось столько - пора делиться, может, хоть кто-то умеет учиться на чужих ошибках...


С чего бы начать? Конечно, с начала, с детства...


Перебирая и рассматривая первые фотографии собственных детей, давно заметила: каждый фотограф фиксирует то, что хочет видеть, - один ловит выражения младенческой бессмысленности, другой - философской задумчивости. В результате младенца можно узнать только по слоникам на распашонке. Наметанным глазом авторство снимков определить совсем несложно: дедушка, например, умудрялся запечатлевать пупсовую дебильность лет до трех и старше, мне страшно становилось - это не мои дети, мои не такие!


Следствие этой закономерности - каждый снимает то, что хочет видеть, - появилось много позже, когда стали появляться авторские портреты от друзей и подруг. Оказалось, что каждый закрепляет свой вариант образа не только на фотографии, но и в жизни. Друзья закрепляют выбранный ими ваш образ, а вы ему следуете. Или так: окружающие выбирают себе какой-то из ваших образов, а вы выбираете себе в друзья хозяина самого ценного для вас образа. Так мы и лепим друг Друга.


Другая закономерность: покажи мне твою фотографию, сделанную Н. , и я скажу, как эта (этот) Н. к тебе относится.


Недавно среди потока цифровых фотографий обнаружила прелестный свежий портрет своего младшего. Еще не зная имени автора, я догадалась, что это барышня и что она хорошо относится к моему сыну. Я искренне порадовалась чужой удаче и тому, что на моего сына хорошо посмотрели.


И тут до меня дошло, что дело-то еще и в том, как, какими глазами фотомодель смотрит на фотографа, насколько открывается душа душе. Когда я пытаюсь поймать ракурс, эта же самая модель всегда успевает сделать "козью морду". И только изредка мне улыбается человечье лицо, которое не успело спрятаться.


Следствие: покажи мне твою фотографию, сделанную Н. , и я скажу, как ты к этой (этому) Н. относишься.


Моя собственная мама всю жизнь пеняет мне, что на фотографиях я вечно строю рожи и порчу общие семейные фотографии -вредная такая девочка. Психологи в нашем детстве не водились, понятия о сложившихся комплексах никого не волновали, потому виновата была я.


Почему же я "корчу рожи"? - даже вопрос такой не возникал. До осознания проблемы надо было еще дорасти - понимать что-то я стала после сорока. Это же очевидно: наведенный объектив мгновенно лишает уверенности в себе, человек "теряет лицо" , потому немедленно вынужден закрыться маской-гримаской, -и это видно на фотографии.


Почему такая реакция на фотоаппарат? Ответ пришел, когда я листала старый семейный альбом.


Вот я за обеденным столом - в разных видах в окружении еды. Тощий ребенок в промежутках между больницами аппетитом не отличался. Меня всегда уговаривали "съесть еще ложечку". Если не удавалось, звали папу с фотоаппаратом. И папа снимал, а тощий ребенок мгновенно успевал превратиться в клоуна, закрыться маской - "козьей мордой".


Вот зареванный человечек скрючился в углу чулана, закрывая опухшее лицо руками. Я не помню, в чем было дело, от какой-то горькой обиды я спряталась там, и вынуть меня оказалось невозможно. И тогда позвали папу с фотоаппаратом. И папа снимал. На "козью морду" сил явно не хватило, пришлось закрываться руками.


То есть фотографий много, но ни одного красивого или хотя бы симпатичного портрета для поднятия самооценки. Это не претензия ущемленного существа, а попытка объяснить мгновенную реакцию на человека с фотоаппаратом - спрятаться, съежиться, прикинуться сучком, натянуть маску.


И почему-то у моего младшего проявилась такая же реакция. Зачем он наследует мои заморочки, в то время как старший позирует легко и охотно с манерами принца средней руки? Кто и когда их этому научил? Ничего не понимаю...