Главная >> 5 >> 32

СПОРТ НЕ ДЛЯ СЛАБЫХ

Благополучие российской почты в руках женщин и стариков


Андрей КОБЫЛКО (фото)


Подъем в 5.30. Холодный душ. Чашка крепкого чая или стакан сока. Пробежка до места службы. 6.00 - сортировка корреспонденции и прессы. С 6.30 до 8.00 -ходьба по пересеченной местности с тяжеленной сумкой. Завтрак. Так в течение уже 27 лет начинает свой день Лидия Шохова, почтальон районного отделения "Моспочтамта" N533. Тот же распорядок у тысяч ее коллег по всей стране. На почту Лидия пришла, как и многие, после рождения ребенка: работа рядом с домом, с утра можно сделать первый обход участка - разнести письма и газеты, вернуться домой, накормить чадо завтраком и отправить в детский сад или школу. Рано вставать Лидия привыкла довольно быстро. Зато с годами все сложнее разносить почту: вверх и вниз по дорожкам и лестницам, из двора во двор -на 12 домов уходит часа полтора. А в день таких обходов может быть и три, и четыре. Сначала письма, газеты, журналы, потом - пенсии, потом - заказная корреспонденция, телеграммы, извещения.


"Двадцать лет назад на почту шли в том числе из-за зарплаты, - говорит Лидия Шохова. - 140 рублей по тогдашним меркам -вполне достойный доход. На теперешние 4, 5-5 тысяч особенно не пожируешь. Молодежь к нам не идет". И все-таки старые работники с почты не уходят: дескать, прикипели душой, да и куда на старости лет еще возьмут. На этом энтузиазме и держатся сейчас районные почты. Сотрудников в отделении, где работает Лидия, немного: начальник, несколько операторов и восемь почтальонов. Но вообще в столице ситуация куда хуже: на одного почтальона нередко приходится по два-три участка, и работать надо в буквальном смысле от рассвета до заката. "Интенсивные занятия спортом для тех, кому за...", - шутят почтальоны. И живут надеждами на повышение зарплаты.


"В Москве, конечно, есть определенные трудности и с зарплатой, и с кадрами. Но я бы не переносил московские проблемы на общефедеральный уровень. К тому же на сегодняшний день столичная почта еще не входит в систему "Почта России". И вообще, сначала надо увеличить производительность труда, доходность предприятия, а потом уже говорить о повышении зарплаты", - говорит Игорь Сырцов, генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Почта России". По словам Сырцова, самые большие проблемы именно в крупных регионах, где почта работает особенно интенсивно. Нужно расширять спектр предлагаемых услуг, а для этого необходимо новое оборудование. На него нужны средства, а взять их неоткуда, так как денег нет даже на нормальную зарплату. Круг замыкается.


В этом году планируется завершить объединение всех предприятий федеральной почтовой связи, а затем перейти к постепенному акционированию "Почты России" (объединение началось сразу после образования ФГУПа в 2002 году, а до того в стране существовало несколько десятков операторов услуг связи). Сейчасв"Почту России" входит 76 региональных филиалов, планируется, что их будет 81 - это более 40 тыс. отделений. Ежегодно обрабатывается и доставляется более 1 млрд писем, 3 млрд печатных изданий, более 13 млн посылок. Бывают и нестандартные послания: президенту, Деду Морозу и даже


Богу. В последние годы много писем пишут Гарри Поттеру. С первыми двумя категориями вопрос решается быстро: письма отправляют в Кремль и в Великий Устюг соответственно. Судьбу прочей "корреспонденции без определенного адреса" рассматривает специальная комиссия международного почтамта, иногда с привлечением независимых экспертов. Если на конверте нет адреса отправителя, а адрес получателя установить невозможно, письма уничтожают.


Согласно плану, по единой унифицированной схеме почта заработает уже в 2005 году, все отделения (в зависимости от спектра предоставляемых услуг их разделят на несколько категорий) будут модернизированы в соответствии с новыми техническими требованиями. В труднодоступных местностях почта станет своеобразным островком цивилизации: кроме привычной отправки и получения писем, телеграмм, посылок или денежных переводов люди смогут заказывать на почте по специальным каталогам необходимые товары или звонить в любую точку мира (по такому принципу сейчас работают многие национальные почтовые службы на Западе). Важную роль будут играть электронные каналы передачи данных и автоматизированные системы обработки отправлений, что должно ускорить сроки доставки, столь затягиваемые сейчас. В это светлое почтовое будущее безоговорочно веришь, находясь в центральном офисе "Почты России" в здании Международного почтамта. Белоснежные каменные стены, блестящие стойки с электронными табло, на которых высвечивается номер подходящей очереди (хотя очереди здесь вообще-то и нет), удобные кресла для ожидания, интернет-кафе. Все это так непохоже на привычную районную почту, где работает Лидия Шохова. Шаг за порог - и вот снова типовое обшарпанное отделение с одной-единственной тетушкой-оператором, которая "и на марках, и на посылках, и на пенсии".Пропасть, а не шаг. Но в профессиональный праздник (второе воскресенье июля - День российской почты) почтальонам особенно хочется надеяться на лучшее. Может, написать письмо какому-нибудь волшебнику? И верить, что оно будет доставлено, несмотря на отсутствие точного адреса.


***


Пересыльная жизнь


Почта, одно из консервативнейших отечественных ведомств, переживает сейчас, пожалуй, самую серьезную реформу за все время своего существования. О ее особенностях корреспонденту "Еженедельного Журнала" Ольге Черненькой рассказал гендиректор федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Почта России" Игорь Сырцов.


- Игорь Аркадьевич, в сентябре "Почте России" исполнится два года. Что удалось сделать за это время?


- Главное, ФГУП "Почта России" заработало как самостоятельный организм: из разрозненной структуры, которая существовала до начала реструктуризации, она превратилась в единое предприятие. На сегодняшний день это уже 76 филиалов, к завершению реформы их будет 81. Кроме того, мы развиваем новые услуги, новые технологии и вообще пытаемся нащупать новые принципы работы почты.


- О каких именно нововведениях идет речь?


- Например, программа по развитию пунктов коллективного доступа в Интернет, которая открывает сеть для большого количества людей. Такие точки появились во многих регионах. Это и развитие проекта "Киберпресса", когда издания передаются электронным путем. В момент выхода газеты из издательства в Москве ее в виде файла тут же получают и, например, во Владивостоке и Анадыре. Никакими физическими каналами такую скорость не обеспечить. Также мы начали устанавливать в почтовых отделениях таксофоны, обеспечивающие устойчивую связь практически с любой точкой мира. Внедряется единая система почтовых переводов. Сама по себе услуга неновая, но здесь тоже применяются принципиально новые информационные технологии. Раньше сообщение о переводе физически переправлялось получателю. Сегодня информация идет электронным путем, что позволяет значительно сократить сроки.


Удалось улучшить качество и, самое главное, снизить тарифы на оказание данной услуги. В прошлом году -на 35%. И это не предел.


- За счет чего это стало возможным?


- За счет снижения затрат. Раньше все делалось вручную, с затратами на транспорт, перегрузку, загрузку, сортировку бланков переводов, а сегодня все автоматизировано. Поначалу много средств ушло на закупку и установку нового оборудования, средств защиты данных, но теперь трудоемкость обработки и соответственно затраты снижаются. Важно, что клиентами этой системы становятся коммерческие структуры. В первую очередь коммерческие банки, активно развивающие программу потребительского кредитования. Кредит оформляется непосредственно в торговой точке, а затем возникает проблема его погашения. Для того чтобы собирать деньги, надо иметь сеть, а такой широкой сети, как у почты, вообще ни у кого нет.


- Сейчас много говорят о будущем акционировании "Почты России".


Насколько это реально?


- С начала 90-х почта была раздроблена на самостоятельные юридические лица. Эта разрозненная структура была очень неэффективна, имела много недостатков, начиная от внутренней конкуренции и заканчивая неравномерностью развития. Первый этап реформы должен объединить почтовое производство в рамках единого юридического лица -ФГУП "Почта России". Акционирование почты планируется в 2006 году. Это переход к принципиально иной организационно-правовой форме, которая предоставит почте новые возможности для хозяйственных операций. Вообще государство нацелено на сокращение количества ФГУПов, по большому счету - на ликвидацию такой организационно-правовой формы. Поэтому для нас нынешнее состояние - переходное.


- Если говорить о дне сегодняшнем, каковы главные статьи дохода почты? За счет чего она существует?


- Несмотря на то что почта признается государством естественным монополистом, реально монополии она не имеет. Наш почтовый рынок полностью либерализован и открыт. Кроме федеральной почты почтовые лицензии в России имеют около 100 операторов. В структуре наших доходов значительную долю, около четверти, составляет обработка и доставка письменной корреспонденции. Существенную долю дохода составляет доставка пенсий. Наиболее эффективно осуществление денежных переводов. Кроме того, доходы почты - это оказание всевозможных побочных услуг, вплоть до розничной торговли через сеть почтовых отделений. Многие наши отделения находятся в таких местах, где, кроме почты, вообще ничего нет. Комплекс услуг необходимо расширять. От привычных до, например, реализации полисов обязательного страхования автогражданской ответственности. Вскоре, возможно, будет введена услуга и по добровольному страхованию, продаже железнодорожных и авиабилетов. Задача - снижение затрат и увеличение доходов.


- Как увеличение доходности скажется на зарплатах работников почты?


- Повышение заработной платы - одна из приоритетных задач. Хотя и не главная. В структуре затрат свыше 60% уходит на зарплаты. Это резко ограничивает наши возможности по модернизации почты. А нам нужно превратить ее в динамично развивающийся рыночный субъект. Важно, чтобы наши услуги стали востребованы в первую очередь корпоративными клиентами. Так работают во всем мире. Доля обслуживания физических лиц составляет от 7 до 10%. Все остальное генерируют корпоративный и госсектор. Уже идет рассылка извещений о состоянии накопительных счетов Пенсионного фонда.


За прошлый год почта доставила свыше 30 млн таких отправлений. Это и рассылка счетов сотовых компаний. Серьезный сектор - рынок рекламы. Во всем мире почта соперничает со СМИ в оказании рекламных услуг.


- Многие жалуются на скорость доставки корреспонденции. Что делается, чтобы исправить положение?


- Это один из самых болезненных вопросов. Много справедливых нареканий. Но все это нам досталось в наследство от советских времен. Техника устарела, а средств на приобретение новой нет. Между тем почтовые конверты теперь имеют новую форму, поэтому сегодня почти нет автоматизированной сортировки - 95% почты обрабатывается вручную. Москва -из самых отстающих, здесь слишком много стадий всевозможных сортировок. Надо переходить на автоматику.


В этом году мы провели тендер по созданию первого автоматизированного центра и вскоре начнем его строительство в Москве. В планах -25 таких центров по всей России.