Главная >> 5 >> 32

Ищу свой голос

Поехала с предубеждением: опять начнут летом муштровать и воспитывать взрослые, опять будут тихо-исподволь бунтовать, сопротивляясь этому, ребята. Оказалось, я ошибалась...


...Мы все стоим перед бешено меняющейся реальностью в растерянности: что происходит? Пытаемся и не можем ответить на вечный русский, сформулированный Сергеем Есениным, вопрос: "Куда несет нас рок событий? " И ищем и не находим ответов. И великая Россия, и почти каждый россиянин дрейфуют в поисках себя, своей судьбы, своего пути. Из нас пытались сделать Америку и Аргентину; опытным путем выяснили, что мы все же Россия. А Россия ли? Этот странный вопрос возник у меня в Великом Устюге, в вотчине Деда Мороза, где несколько последних дней июня шла XI Всероссийская творческая мастерская "Фольклор и молодежь", организованная содружеством работников культуры и образования обеих столиц и Вологды.


Девицы красные, соколы ясные


Так некогда величали юных. К кому сейчас в полной мере можно без смеха так обратиться? Увы, не к тем, что хлебают пиво, сидят в скверах на спинках скамеек ногами на сиденьях. Откуда эта поведенческая дикость? Где и когда молодые усмотрели это и взяли за образец? На цивилизованном Западе, как и на строгом Востоке, этого нет. Оболванивающая реклама скидывает в пространства страны убойные клише, им и следуют, не раздумывая. Со всей страны и со всей вологодской земли в вотчину съехались совсем другие ребята. Некурящие и непьющие, свободные, красивые, самостоятельные и самодостаточные. Они пели народные песни, причеты, частушки, плясали, играли в народные игры, учились русским единоборствам, рассказывали сказки и былины.


"Посмотрите, они не снимают свои красочные народные костюмы, а в самодеятельности спели-сплясали - и скорее переодеваться", - заметила директор областного научно-методического центра культуры Ольга Денежкина. Действительно, в вотчине Деда Мороза не лицедействовали, а жили. Жили в открытом, освоенном, близком по духу и по форме мире напрочь забытой ныне исконно русской культуры.


Русский XX век разрушил все формы традиционной народной жизни. Люди утратили навыки труда, промыслов и ремесел, забыли, как праздновать и как жить в будни, как одеваться, как защищаться. Просто: как быть собой. Самостоящей, сильной, способной обеспечить жизнь семьи личностью. Это всегда умели в русской деревне. Поразительно, что к этому стилю жизни стремятся вернуться не только в Вологде, Тарноге, Череповце, Нюксенице, Грибкове, но и в Москве, Санкт-Петербурге. Поиск жизнеобустройства на иных здоровых началах идет по всей стране. И те сотни счастливых и красивых детей и взрослых, что съехались в Великий Устюг, - настоящие вестники и работники на путях обретения себя новых.


Здравствуй, племя молодое, незнакомое...


В пушкинской фразе всегда угадывалось простое поколенческое приветствие. Оказавшись в непривычной обстановке русского сочиненного царства, поспешила заземлить свои восторги. Конечно, талантливые, благополучные, веселые ребята жили своей жизнью, не мешая, не раздражая, не чиня проблем. Но не идеальные же они, все эти новые русские люди. Поиски их возрастных недостатков закончились провалом. Они почти круглосуточно жили, работали, думали, играли так, как никогда не привелось мне.


На поляне Деда Мороза отчитывались о настоящих творческих и научных результатах своих исследовательских экспедиций по районам нашей области и другим областям России. Пели записанные песни, показывали фрагменты свадебных обрядов с причитаниями невесты, показывали русские пляски и голосами истинных былинников вещали длинные сложные сюжетные русские сказания, овладевали техникой истинно русского ведения боя палками.


Сосредоточенно и внимательно слушали именитейших взрослых, хранителей богатств фольклора, среди которых был цвет столичной элиты во главе с профессорами из консерватории Москвы и Санкт-Петербурга Наталией Гиляровой и Анатолием Мехнецовым. Люди, прожившие жизнь внутри русской культурной традиции, они поражали даже своей внешней красотой: Наталия Николаевна в народном русском костюме завораживала всех, кто видел ее, Анатолия Михайловича на улицах Устюга останавливала детвора вопросом: "А вы Дедушка Мороз? " Свои узнавали свое инстинктивно и тянулись к нему.


Находясь в этой удивительной, свободной детской и взрослой среде, подумала: мы ничего не понимаем в воспитании. По какому праву мы считаем возможным нудить и поучать, навязывая детям свои представления о том, как правильно жить? Может, стоит присмотреться и поучиться у них, радостных и неутомимых. Мастерская "Фольклор и молодежь" показала, что есть автономные миры, детский и взрослый, взаимодействие которых и дает полноту ощущения жизни. Можно часами водить хоровод, радуясь, что ты в теплом кругу друзей, живом воплощении непонятной "соборности" в русском кругу. Можно до полночи играть в обыкновенный и забытый ручеек, выбирая из десятков симпатичных людей пару себе на миг. Можно просто собраться вокруг играющего гармониста и до утра слушать музыку старой русской жизни, которая не утомляет и не раздражает.


"Стой там, где бьешься! "


Эти слова великого русского полководца и святого Александра Невского вернул ребятам А.М.Мехнецов. А как стоять? Что это значит? Взрослые воспитатели и организаторы мастерской бились над этим на "круглом столе". Хорошо, что был такой уникальный праздник, а в жизни-то как с этими умениями быть? Мало кто решится выйти на улицу в косоворотке, спеть былину на дискотеке. Да и надо ли это делать? Взрослые говорили о двойной жизни талантливых детей, уже нашедших себя на Родине и знающих историю и культуру ее не из учебника к экзамену, а из самой стихии жизни. От уникальных педагогов, таких, как Галина Петровна Парадовская из ВГПУ, редкостных мастеров культуры, как Андрей Котов и Виктор Соловьев, от руководителей студий, непосредственных творцов новой русской реальности, таких, как Ольга Лебедева из Тарноги, Ольга и Анатолий Каданцевы из Кадуя, Елена Малафеевская из Нюксеницы, Людмила Луценко из Грибкова, Татьяна Кузьмина, Лариса Розова из Череповца, Ольга Федотовская, Вера Павлова, Оксана Пихтова из Вологды.


Они и их коллеги со всей России, занимающиеся традиционной народной культурой, знают секреты полной и счастливой здоровой жизни. И все, кто соприкасается с ними, имеют настоящий шанс здравствовать долго, редкий в нынешней России, где каждый год около семидесяти тысяч молодых умирают только от передозировок наркотиков. На мастерской по крупицам восстанавливали среду обитания русского народа, исподволь учили гордиться принадлежностью к нему, работать и праздновать во славу России. Как всем нам этого хронически не хватает... А вотчине и мастерским спасибо за надежду: только ища свой голос, найдешь свою судьбу.