Главная >> 5 >> 32

4 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ГЕОЛОГА

ИЗ ПУШКИ ПО НЕФТИ И "БЕЛЫМ ПЯТНАМ"


Они не только избороздили все океаны нашей планеты, но и тщательно просмотрели морское дно и даже заглянули в его толщу. Они закрасили множество "белых пятен" на картах Земли. С их рекомендаций брали начало проекты стоимостью в миллиарды. А еще, как оказалось, по ходу и без того непростой работы им приходилось не раз спасать человеческие жизни.


Все это - о мурманских геологах. Но поскольку наш город портовый, то и представители данной профессии, которая традиционно считается сухопутной, у нас особенные - морские. И все же они - специалисты по земной коре, поэтому свой профессиональный праздник сотрудники созданной в Мурманске свыше тридцати лет назад Морской арктической геолого-разведочной экспедиции (МАГЭ) будут отмечать завтра, в День геолога.


Цена прогноза


Как ни странно, изучение дна Баренцева моря началось раньше, чем поиски полезных ископаемых и составление геологических карт Кольского полуострова. Еще в 1921 году был организован Плавучий морской НИИ, на базе которого позднее вырос ПИНРО. Уже до войны появились предположения о том, что на шельфе Баренцева моря возможно найти нефть. МАГЭ (первоначально КМАГЭ - Комплексная морская арктическая геолого-геофизическая экспедиция) появилась в 1972 году. Не без потерь, но пережила перестройку, и в рыночную эпоху уверенно стоит на ногах, преобразовавшись десять лет назад в открытое акционерное общество. С 1999 года его возглавляет Геннадий Казанцев.


Сегодня в штате две с половиной сотни человек, имеются три специализированных научно-исследовательских судна - "Профессор Кузнецов", "Геолог Дмитрий Наливкин" и "Геофизик", а также катер "Янтарь". Не будет преувеличением сказать, что во многом именно благодаря этой организации даже школьники знают, что по запасам нефти и газа шельфы Баренцева и Карского морей - одни из богатейших в стране.


При знакомстве с деятельностью МАГЭ постоянно возникают какие-то военные ассоциации. Взять хотя бы название - разведочная экспедиция. Мурманские геологи и в самом деле занимаются разведкой на незнакомой территории, только ищут они не слабые и сильные стороны противника, а богатые и бедные участки, расположенные под водами морей и океанов. Понятно, что работа эта отличается от труда их коллег на суше: на морское дно не придешь с лопатами и бурами. Для этих целей изобретен довольно богатый арсенал весьма необычных методов. Как например, сейсморазведка.


С помощью установки, называемой пневмопушкой (опять почти военный термин), ученые с судна посылают в направлении дна определенные импульсы и по отраженному сигналу судят о составе земной коры. Таким способом можно прощупать породы на пять, и иногда и восемь километров вглубь. Добавить сюда данные других геофизических методов - и картина станет весьма подробной. Узнать о том, что находится еще глубже, можно с помощью гравиразведки. Кстати, с помощью последней специалисты экспедиции изучили свыше пяти миллионов квадратных километров океанского дна, а это почти треть площади России!


Рассказал об этом Игорь Французов, главный геофизик морской партии МАГЭ, отдавший предприятию свыше тридцати лет.


- Большие глубины представляют в основном чисто научный интерес. Практическое значение имеют верхние километров пять коры, именно в них есть смысл искать и добывать газ и нефть. На сегодня геофизики Мурманска рекомендовали для бурения около сотни площадей, на них уже открыто 16 газовых и нефтяных месторождений, в первую очередь можно упомянуть знаменитое Штокмановское газоконденсатное месторождение, а также Русановское и Ленинградское в Карском море. В этом смысле Баренцево и Карское моря перестали быть "белыми пятнами", какими они являлись в начале нашей работы.


Я поинтересовался, насколько точны получаемые сведения - наверняка же под толщами воды и пород могут скрываться разного рода сюрпризы. Как выяснилось, ошибочными рекомендации геофизиков бывают редко. Так, на Штокмановском месторождении лишь одна из первых пяти скважин оказалась пустой. То есть прогнозы оправдываются процентов на 80 - намного чаще, чем долгосрочные предсказания синоптиков!


Конечно, у метеорологов ситуация несколько иная, там все быстро меняется, а в геологии процессы растягиваются на миллионы и миллиарды лет. Но ведь похожими цифрами измеряется и стоимость освоения морских месторождений: цена бурения одной скважины может доходить до десятков миллионов долларов. Естественно, и спрос с морских геологов гораздо выше.


Фукс, вы разбираетесь в картах?


Капитан Врунгель ошибся в выборе третьего члена команды яхты: тот, как выяснилось, умел разбираться лишь в игральных картах. Сотрудники экспедиции имеют дело с картами геологическими, причем выступают и в роли их создателей. Это еще одно направление работы, порученное Министерством природных ресурсов.


Между прочим, сейчас в МАГЭ составляются уже цифровые карты с электронными базами фактических данных. Их преимущества очевидны. Чтобы найти нужные сведения, нет необходимости зарываться в ворох бумаг и продираться сквозь хитросплетение линий. Достаточно включить компьютер, выбрать район и нажатием кнопки получить требуемые данные В частности, сейчас сотрудники МАГЭ заняты составлением государственных геологических и геофизических карт Баренцева, Карского и Норвежского морей.


Важные исследования ведутся и в других районах. В минувшем году ученые впервые вышли в Белое море с комплексными геофизическими работами. Так получилось, что ранее они не велись, и, казалось бы, вдоль и поперек изученное Белое море оставалось в плане геологии "белым пятном". Теперь на этой акватории выполняется двухлетний проект, геологические изыскания идут сразу по нескольким направлениям.


- Конечно, сенсаций здесь не ждем, - пояснил Игорь Французов. - Мы лишь оцениваем и уточняем перспективы добычи нефти и газа, но это может оказаться весьма полезным. Дело в том, что под дном имеются древние рифейские породы, им около миллиарда лет, и они, вполне возможно, содержат запасы нефти. Успешно прошли и детальные работы на Кольском шельфе. Мы сделали вывод, что его перспективы гораздо выше, чем принято было думать.


В последние годы у МАГЭ появилось еще одно направление работы - экологическое. Не так давно был подготовлен отчет о состоянии Кольского залива. Выводы оказались малоутешительными.


- Очень грязный, на дне много затонувших объектов. Восстанавливается ли залив со временем? Сложно сказать, для этого нужна статистика, а мы его изучаем лишь с 2001 года. Если будут выделены деньги, продолжим.


...и дед-морозы в шортах


География интересов мурманской Морской экспедиции охватывает практически весь земной шар - Тихий и Индийский океаны, Атлантику. Побывали сотрудники на Северном полюсе, куда впервые отправились на атомном ледоколе "Сибирь" в 1987 году.Тогда группу геологов возглавил Артур Чилингаров, ныне занявший пост вице-спикера Госдумы. Трижды специалисты МАГЭ доходили и до Антарктики.


Одно из научных судов, "Геолог Дмитрий Наливкин", постоянно находится в водах вдали от родных берегов. В течение всего прошлого года оно работало по заграничному контракту - наши геологи везде пользуются спросом. Для МАГЭ это хорошо, ведь деньги от таких контрактов дают возможность закупать новое оборудование, а значит, проводить более серьезные исследования. Так, недавно экспедиция приобрела современные машины и программное обеспечение для своего вычислительного центра. Он расположен здесь же, в здании МАГЭ, построенном на улице Софьи Перовской в начале 80-х.


Игорь Французов участвовал в морских походах с 1959 по 1991 год. Список мест, где он побывал, напоминает скорее проспект туристического агентства: Ангола, Сенегал, Конго, Бразилия, Куба, Ямайка, Тринидад...


- Работать везде интересно. У нас на Севере не хуже, пейзажи на Новой Земле или Шпицбергене очень красивые. В тропиках, конечно, свои прелести, хотя в рейсах думаешь в основном о работе. Вот во время заходов начинается экзотика, случаются интересные знакомства, попадаешь на необычные праздники.


В общем, у геологов жизнь, как в веселой морской песенке: "И верно, все не так в далеких южных портах... Восходы и закаты... и дед-морозы в шортах! "


Но море таит не одну романтику, поджидает в нем немало опасностей. Рассказал Игорь Яковлевич о нескольких случаях, когда геологам приходилось спасать терпящих бедствие. В 1983 году в Атлантике они нашли и взяли на буксир бельгийскую яхту, на которой во время шторма поломало мачту. Семья из четырех человек уже больше трех недель находилась в море; закончилась еда, к концу подходили запасы воды.


В том же районе два года спустя помощь потребовалась российским коллегам из "Южморгеологии". На их судне "Исследователь" заболел боцман. Врач заподозрил аппендицит, но делать операцию в море не рискнул. Направились к берегу Бразилии, но отказал главный двигатель. МАГЭвцы, бросив работу, поспешили к месту аварии, и успели-таки доставить боцмана в больницу.


О приключениях морских геологов рассказывать можно долго, но важнее все же их непосредственные дела. А они идут полным ходом: МАГЭ выполняет госзаказы, часто выигрывает конкурсы на различные виды работ. Штат организации пополняют молодые сотрудники. Кстати, среди них в последние годы стали появляться не только выпускники столичных вузов, но и земляки: подготовку геологов начал Мурманский технический университет, а также апатитский филиал Петрозаводского университета. Все это позволяет специалистам МАГЭ с уверенностью смотреть в будущее - туда, где на горизонте уже видны новые исследования и открытия.