Главная >> 5 >> 32

Куда податься бедному туристу?

Недавно в окружном центре побывал чрезвычайный и полномочный посол Чешской республики Ярослав Башта. В составе делегации находились директор чешского национального агентства "Чектуризм" в РФ Петра Бенешова и представители еще пяти (!) туристических фирм.


После окончания визита состоялась пресс-конференция членов делегации Чешской Республики для журналистов.


РЕЙТИНГ ОКРУГА В ЕВРОПЕ


Предваряя вопросы, господин Башта сказал, что в прошлом году он уже побывал в наших краях вместе с делегацией бизнесменов, представлявших самые различные отрасли промышленности, в том числе нефтехимическую. Объясняя частое свое появление в нашем округе, посол отметил, что одна из главных задач власти - открывать двери бизнесу. И Югра - достаточно большое поле для сотрудничества деловых людей этого региона и Чешской республики. Тем более, что органы власти округа активно поддерживают развитие мелкого и среднего бизнеса. Рейтинг округа в Чехии очень высок.


Наряду с развитием сотрудничества в сфере промышленности и культуры посол Чешской республики подчеркнул и большие возможности в становлении туризма. Недаром в составе нынешней делегации находится столько представителей туристических фирм.


Тем более, по мнению Ярослава Башты, сегодня округ имеет ряд преимуществ по сравнению с некоторыми другими регионами России - есть гостиничные комплексы, не уступающие зарубежным, хорошо оборудованные спортивные базы, огромные территории, где можно с успехом развивать экстремальные виды туризма, охоту и рыбалку... Поразила, например, господина посла архитектура окружного центра - единый стиль, подчеркивающий исторические корни города. В то же время во многих городах мира архитектура удивительно однообразна. Однако рядовой турист в Западной Европе ничего об этом пока не знает.


Впрочем, и мы сами многого не знаем о своих возможностях. Ярослав Башта привел пример, над которым хотелось бы задуматься. Границы Чешской республики ежегодно пересекает более ста миллионов людей. Около десяти процентов из них останавливается в городах страны на несколько дней. Оказывается, эти туристы в первую очередь покупают сувениры из России - каменные изделия, матрешки и многое другое...


Впрочем, гости из Чехии надеются и на то, что туристы из России, в частности, из Ханты-Мансийского автономного округа, будут гораздо чаще, чем сейчас, появляться в их стране.


ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЕТ ТУРИСТ?


В последнее время о туризме в нашем округе стали говорить много и серьезно. Предполагается, что эта отрасль может, при должном подходе, стать второй по значимости по объемам доходов после нефтяного бизнеса. Примеры перед глазами - Лапландия, Турция, Греция, Болгария, Египет и так далее...


Многое уже делается: появляются отели, вкладываются деньги в строительство развлекательных центров, в окружном центре начали строить аквапарк. Есть добротные и интересные виды услуг. Все это совершенно закономерно и необходимо.


Пока турист в массовом порядке к нам не хлынул, но обнадеживающие признаки появились. Только за последнее время в округ приезжало самое меньшее четыре иностранных делегации, вентилировавших вопросы развития туристических связей между...


Что привлекает туриста - обычное человеческое существо, но в состоянии отдыха? Что ему нравится, что его отталкивает, что может его подвигнуть на путешествие, связанное с затратами денег и нервов, а что, наоборот, - оттолкнуть?


ЧЕРНОМОРСКИЙ ЖЕМЧУГ ДОРОГ...


Если задуматься, то по большому счету в нашей стране очень ярких примеров развития туристического комплекса как-то не наблюдается. Хотя первое, что приходит в голову - это Сочи.


Обычному человеку, так уж он устроен, очень хочется совместить - хороший сервис, развлечения, экзотику, лечение, купание на море, сделать покупку вещей, которых нет в родном городе, и не по баснословно огромным ценам. Направления эти условны, переходят друг в друга, но в целом отражают желания человека, поехавшего отвлечься от повседневных забот. Такой вот магический шестиугольник туризма. И там, где турбизнес строится на этом прочном основании, успех ему обеспечен.


Что мы имеем в этой когда-то всесоюзной, а ныне всероссийской здравнице? А все ту же всесоюзную здравницу - с существенной поправкой на очень дикий капитализм. Отели, казино, салоны интимных услуг. И море, которое тянет к себе больше, чем все вышеперечисленное. Собственно, здравницей в прежнем варианте Сочи назвать теперь трудно - нынешний порядок приобретения путевок в санатории и дома отдыха привел к тому, что совмещать лечение с отдыхом стало по карману только людям с карманом, набитым выше среднего. Если же говорить о ценах номеров в отелях и гостиницах, то человеку со средним достатком перед сном этого лучше не делать.


Что касается показа кавказских красот и достопримечательностей, то он имеется, но далеко не все экскурсии равнозначны, интересны, да и сервис во многом остался очень уж советский.


Результаты такой политики очевидны. Например, впервые за все свое существование санаторий "Москва" нынче был вынужден закрыться на зимний период - нет отдыхающих... Вовсе не единичный пример для сегодняшнего Сочи.Ну, а самый главный вывод, который можно сделать из этого и массы других косвенных доказательств, - Сочи стремятся сделать курортом только для очень богатых людей. Складывается ли это в результате целенаправленной политики или происходит стихийно - в данном случае неважно, ибо нам важен результат.


Примерно такая же картина и во многих других местах страны, слывущих курортными. В частности, недавно в Интернете промелькнула информация о том, что Великий Устюг - родина российского Деда Мороза - не оправдывает надежд на развитие большого туристического бизнеса. Причины те же.


ВСТРЕТИМСЯ В АНТАЛЬЕ?


И при этом наши бизнесмены с нескрываемым интересом следят за успехами туризма на турецких курортах. Следит и отечественный турист, но по другой причине - тот же срок он может провести на южном берегу Черного моря, но получить лучшее обслуживание по более низкой цене.


А причина успеха Турецкой Антальи банальна до зубной боли - высокий стандарт на обслуживание поставлен НА ПОТОК. Турки достигают своих показателей не количеством денег, взятых с туриста, а количеством туристов, которые платят не столь уж большие деньги. При этом их бизнес опирается на пятиугольник - море, развлечения, сервис, экзотика, возможность покупок товаров по низким ценам. Весьма прочное основание.


ЧЕМ ПРИВЛЕЧЬ ТУРИСТА В ЮГРУ?


Не будем говорить о любителях экстремального туризма, рыбалки и охоты. Таковые не обращают особого внимания на отели и количество казино. Для них и снег слаще сахара, а количество и качество комаров - повод развести руки и показать, какой длины было жало у насекомого, которое укусило его во время отпуска в прошлом году. Но и такой туризм требует организации, а, следовательно, немалых капвложений.


И все-таки средний турист, на котором бизнес делает деньги, имеет несколько иной профиль. И ему-то желательны все шесть составляющих полноценного отдыха.


Подсчитаем наши возможности. Уникальных лечебных центров, в которых избавляли бы (только здесь!) от каких-либо уникальных болезней, в городах и районах округа пока не наблюдается. Хотя, не исключено, что они могут и появиться, слишком мало в этом аспекте мы знакомы с возможностями нашей природы.


Теплого моря в Среднем Приобье тоже пока не предвидится, даже оборудованные пляжи на территории округа большая редкость, чем встреча медведя в тайге.


Экзотика - да, есть. Но ее нужно еще и подать, организовать для просмотра, на это опять же требуются деньги. Кое-что, конечно, имеется. Но где, например, ресторан национальной кухни аборигенов со всеми атрибутами быта? Только по праздникам, да и то мало и не всегда. Где экскурсия под названием "Поиски Золотой бабы" с желанной находкой в конце мероприятия? Есть прекрасные памятники старины, например, в Березово, но их требуется реставрировать, а поездку туристов организовывать - опять же, привлекая откуда-то средства.


Зрелищ, на которые может валом повалить отечественный и зарубежный турист, в округе пока немного. Иногда - международные турниры, чуть чаще всероссийские. Но для того, чтобы эти состязания посещались, как минимум, нужна реклама - конечно же, не в масштабах округа...


Другие развлечения? А что мы можем предложить такого, чего нет в Сочи, Москве, Санкт-Петербурге? Здесь придется много думать...


И, наконец, о покупках. Что можно предложить туристу на память о посещении Югры? В последнее время покупка сувениров перестала быть острой проблемой. И все-таки приезжий порой оказывается в затруднительном положении - где купить и что купить? Кого-то устраивает и бисерный кошелек, а кому-то подавай волчью шубу. А где купить малицу по сходной цене? Или кисы? Найти можно, но искать придется долго. А где видеокассеты с фильмами о нашем округе? Не стандартно-рекламные, а о жизни здесь живущих. Или хотя бы аудиокассеты с записями песен аборигенов? Да что там, сборников сказок в магазинах окружного центра не сыскать - в чем недавно убедился гость из Екатеринбурга.


В сложившемся положении трудно кого-то винить. И менее всего структуры, ответственные в округе за развитие туризма. Мы находимся на правильном пути, но в самом его начале. Разве кто-то сказал, что в создание индустрии туризма требуется вкладывать меньше денег, чем в развитие других отраслей промышленности, например, в рыболовство? Те же турецкие курорты в год тратят только на рекламу около четырнадцати миллионов долларов...