Главная >> 5 >> 31

Женский миф Светланы Безродной

"Вивальди-оркестр" устроил бал


В Концертном зале имени Чайковского прошел концерт, посвященный двойному юбилею. Оба виновника торжества, чьи биографии вписаны в историю отечественной музыки неразделимой строкой, - Светлана Безродная и созданный ею Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр" -не покидали сцену на протяжении всего вечера.


Изящество замысла музыкального праздника основывалось на красивой идее: перелистать страницы лучших программ коллектива, играя временами и нравами. В репертуар вошли сочинения барокко с их декоративной изысканностью и архитектурной нюансировкой, острые, авангардные ритмы современной музыки (отлично звучала Полька ля-минор Шнитке), авторские транскрипции опер для струнных и переложения балетных партитур. О последних следует сказать особо: музыканты Безродной увлечены театральностью и "игровой" стихией исполнительства. Эта увлеченность, близкая им по духу, некоторым кажется чужеродной по отношению к общепринятым филармоническим ценностям, многим - запальчивой, но она суть отличительная черта музицирования "Вивальди-оркестра" и черта -победная. Фрагменты из "Раймонды" Александра Глазунова, "Спартака" и "Гаянэ" Арама Хачатуряна покорили аудиторию чувственным звучанием, игрой воображения - кажется, что на сцене остались тайные следы балетных образов легендарных танцовщиков. Возник эффект зримого восприятия звуков, и прямо на глазах родился своеобразный театр музыки.


Камерно-интимное исполнение "Детской симфонии" Моцарта (головки солисток были украшены экзотическими шапочками пейзанок), проникновенное Адажио соль-минор Альбинони звучали на высоком эмоциональном подъеме, который давно стал одной из примет творческого почерка "Вивальди-оркестра" его особой манеры - искренней и жизнеутверждающей.


Поток музыки прерывался лишь для того, чтобы юбиляров могли поздравить гости, а точнее - друзья. И они поздравляли, вспоминали, шутили, невольно восстанавливая для несведущих биографию Светланы Безродной, чей творческий путь сложился из цепи удивительных фактов. Самый феноменальный из них пришелся на конец 80-х. Тогда Светлана Безродная работала педагогом ЦМШ и слыла в среде профессионалов настоящим Учителем, чья педагогическая система умело поддерживала и развивала в воспитанниках порой угасающую веру в себя. Два десятилетия кряду она не появлялась на сценических подмостках как исполнитель, но вдруг решила организовать оркестр! Опыт, конечно, был: отмеченные премиями Конкурсов имени Чайковского, Паганини и Венявского ученики ее класса составляли детский ансамбль "Унисон скрипачей" но были ли юные музыканты готовы к тому, чтобы стать взрослым оркестром, - оставалось вопросом.


Безродная не побоялась все начать сначала и сделала это ярко, неожиданно, ни на кого не похоже. Ее оркестр сразу стал уникальным: в его состав вошли только женщины. Но в отличие от известного исторического примера - оркестра католического женского монастыря, созданного более двух с половиной столетий назад Антонио Вивальди в Венеции, "Вивальди-оркестр" Безродной не убоялся блеска светской жизни и включился в нее азартно и красочно. История, вовремя всплывшая в памяти, сделала традицию явлением современного исполнительского искусства, частью сегодняшней культуры.


В переложении для струнных хорошо знакомая музыка проявляла в себе нераскрытые возможности слушательского восприятия - на этом Безродная и стала строить программы выступлений нового коллектива. Музыка подавалась Безродной и ее музыкантами как изысканная драгоценность, и в том, как она сверкала, не последнюю роль играли женские чары: обаяние, кокетство, элегантность. Эмоциональная глубина соседствовала с легкостью восприятия: рождался особый стиль, открытый всем и понятный даже неискушенным.


Но это только кажется, что взволнованная образность исполнения "Вивальди-оркестра" обеспечивается исключительно женской природой мировосприятия. На самом деле "держит" хрупкую ткань музыки на крепкой опоре, управляет лавиной страстей и эмоций личность, чей безупречный вкус гарантирует завоеванный необычным коллективом профессиональный статус. Во всем: в отборе репертуара, в исполнительских трактовках, в самой манере общения с публикой, наконец. В оперных программах - "Дон Жуане" "Волшебной флейте" "Пиковой даме" (на юбилейном вечере звучали и иные оперные партитуры: Обера, Оффенбаха, Зуппе) - проживаются сюжет и текст, комментируется интрига, драматургически подчеркиваются внутренние мотивы поведения персонажей. Классика словно переносится в день сегодняшний, а потому так легко соединяются в репертуаре академическое искусство и то, которое принято называть "легким". Потому так естественно и ликующе открыто звучит "Вивальди-оркестр" и в атмосфере богемных торжеств, и на официальных правительственных концертах, в камерных залах и на самых престижных сценах мира.


Потому "Вивальди-оркестр" столь органично соединяется и с группой "Ва-банкъ" и с балетными или драматическими артистами, и даже с поп-звездами. Так появляются спектакли "Вивальди-танго" "Огни большого города" "Марлен. Несостоявшиеся встречи"


В музыкальном мире, где кипят нешуточные страсти и который по-своему очень закрыт, женский оркестр, казалось бы, неуместен, но он нашел свою нишу, сумел утвердить собственную исполнительскую манеру. Сегодня, спустя всего 15 лет, "Вивальди-оркестр" создал уникальный репертуар - более 500 сочинений композиторов разных стран и эпох.


Сама же Светлана Безродная, которая, несомненно, относится к той редчайшей породе людей, чье очарование со временем только усиливается, переживает замечательный период своей жизни. В нем торжествует созвучие внешности, характера, музыкального интеллекта и царствует имидж очаровательной, элегантной, неотразимой женщины. Судьба Безродной вполне подходит для создания женского мифа нашего времени.