Главная >> 5 >> 31

Работать в Архангельск

Несмотря на то, что нынче Первомай именуется как День весны и труда, в памяти большинства россиян он остался как День международной солидарности трудящихся. В праздники корреспонденты " несущим трудовую вахту в нашем регионе.


Побег от депрессии


25-летний Гюрван ле Галь оставил трехэтажный дом в Гавре, семью, друзей, чтобы преподавать иностранные языки новодвинским детям. Молодой француз перебрался в Архангельскую область чуть больше недели назад.


На север его привел случай. Еще во Франции, будучи студентом экономического факультета, Гюрван подружился с приезжими из России. Чтобы поддерживать знакомства, решил выучить русский и поступил в группу по изучению славянских языков. В прошлом году француз впервые побывал в международном лагере под Москвой. Не так давно он получил диплом об окончании университета, но работу в родном городе не нашел. "У нас царит безработица, общая депрессия и уныние. О многом говорит хотя бы тот факт, что записаться на прием к психологу у нас почти невозможно, потому что выстраиваются огромные очереди из желающих получить консультацию, - делится Гюрван. - Россия, наоборот, страна больших возможностей, а русские добрые и веселые люди. Во Франции услуги психолога стоят дорого, так что Россия оказалась для меня вроде дешевой психотерапии".


После университета Гюрван решил найти работу в каком-нибудь российском городе, тем более что за плечами у него уже два года изучения русского. Директор новодвинской школы N7 Надежда Задорожная как раз искала француза, который бы согласился преподавать свой родной язык в далеком северном городе. Через общих знакомых в Санкт-Петербурге Гюрван узнал об этой возможности. После переписки директор школы их трех французов выбрала именно молодого человека из Гавра. Новодвинские школьники отнеслись к французу доброжелательно, даже несмотря на то, что учитель плохо говорит по-русски и в основном объясняется на французском языке.


Трудится Гюрван, как говорится, за идею. Зарплату будет получать такую же, как любой местный учитель. Зато жилье и питание бесплатное. Надежда Задорожная по знакомству почти даром смогла поселить иностранца в хороший номер в гостинице. Питается иностранец в основном в школьной столовой. На особенности русской кухни не жалуется, даже успел полюбить гуляш, который каждый день дают в школе. Нравятся ему и русские девушки, которые "намного женственнее соотечественниц". Еще, по мнению француза, у северянок необычайно белая кожа и ясные глаза. Но больше всего иностранца поражает, что все женщины у нас как бы внутренне улыбаются. В школе Гюрван пробудет еще месяца три. Что будет дальше, пока не знает, но надеется продолжить карьеру в России.


"Русский" индиец


Махаммед Абул Саджид приехал учиться в Архангельск в 17 лет и живет здесь уже больше семи лет. С детства Махаммед мечтал уехать из родного города. Россия заочно стала его любимой страной. Он много слышал о ней на уроках истории, зачитывался литературой о войнах, коммунистических временах, СССР и перестройке, и страна казалось ему чем-то близкой по духу. После школы индиец хотел "стать интеллигенцией, получить достойное образование, медицинское или военное", и, конечно же, в полюбившейся России. В посольстве Индии ему посоветовали ехать на север. Сказали, там еще сохранилась хорошая советская система образования. Так Махаммед оказался в Архангельске. Год учился на подготовительных курсах в медицинской академии, а потом поступил на лечебный факультет. Сейчас иностранец доучивается в ординатуре по специальности анестезиолог-реаниматолог. Ведет прием, оперирует больных в 1-й городской больнице и чувствует себя почти что русским.


"Мне казалось, что в России каждый третий человек служит в КГБ, разведчик или военный", - вспоминает Махаммед. - Приехав сюда, я увидел, что это не так. Русские - добрейшая нация, не попавшая под искусственную американизацию. Думаю, что я уже понимаю русскую душу и принял ваш жизненный уклад. Стал таким, как в пословице: пока гром не грянет - мужик не перекрестится. То есть все делаю в последний момент".


Чтобы приспособиться к жизни северян, Махаммеду понадобилось несколько лет, зато теперь он обожает солянку, пельмени и шаньги, летом ходит с друзьями в лес по грибы-ягоды и несколько раз в месяц парится в баньке. Этой зимой иностранец пытался встать на лыжи. Окончательно русским, как считает врач из Индии, он станет, когда в оригинале прочтет и поймет Достоевского и Маяковского. Слог знаменитых классиков для него слишком сложный, хотя пушкинского "Евгения Онегина" он осилил. Есть и другие вещи, которые Махаммед никак не может понять здесь. К примеру, как можно возить высокопоставленные делегации, президента, министров из Архангельска в Северодвинск по такой плохой дороге? Почему русские ходят в гости без предупреждения? Сам Махаммед до сих пор близких знакомых предупреждает о визите хотя бы за сутки, остальных - за неделю.


Деньгами иностранцу помогают родные. Официально устроиться на работу помимо ординатуры пока не получается. Только дважды Махаммеду удалось поработать переводчиком: помогал индийцам устанавливать печатную машину в архангельскую типографию. Одна фармацевтическая компания из Индии предлагала ему стать ее представителем в Москве, он отказался. "Лучше быть врачом, чем продавцом. А вообще я не хотел бы остаться в России навсегда. Здесь нельзя надеяться на стабильную старость", - говорит Махаммед.


Холод - это отлично


Русский язык японец Козо Ишигаки начал изучать в Америке, куда приехал учиться. Вернувшись на родину, принялся искать место работы в России. Нашел по Интернету университет в Тамбове, где требовался преподаватель английского. Но через год там началось сокращение, и Козо опять пришлось вернуться в Японию. Снова поплутав во всемирной сети, он связался с Поморским университетом. И в октябре прошлого года японец приехал преподавать в Архангельск.


Поначалу на такие экзотические курсы, как изучение японского языка, студенты шли потоком. Аудитории еле вмещали всех желающих. Сейчас к концу учебного года язык Страны восходящего солнца штудирует дюжина северян. "Некоторые очень хорошо учатся, другие ленивые", - по-восточному сдержанно характеризует Козо своих подопечных.


Квартиру японец снимает. За свою работу он получает наравне с русскими коллегами. Но в отличие от них у Козо есть возможность жить не на одну зарплату. Деньги он привез с собой из Японии.


В остальном этот представитель Страны восходящего солнца, кажется, уже полностью привык к русской глубинке. По крайне мере единственное, что его действительно поразило здесь, - это то, что в конце декабря, в период католического Рождества, в Архангельске ему пришлось работать.


На вопрос, как перезимовал, уверенно отвечает, что хорошо, потому что любит холода. Причем очень понравилось зимой кататься на лыжах. Любимое место в Архангельске - Малые Карелы. И еще японец стопроцентно останется в Архангельске летом, чтобы наслаждаться белыми ночами.


Из восточных блюд Козо готовит только рис. На приготовление других вещей уходит много времени. Зато любимой едой стали блины с молоком.


В свободное время он читает журналы и газеты, слушает радио. За время, проведенное в Архангельске, Козо так и не купил телевизора. Ему нравится ходить в гости к своим студентам и знакомым преподавателям, потому что там есть возможность поговорить о Японии. Но при этом остаться жить он хочет в России, и именно на севере.