Главная >> 5 >> 31

ТРОИЦЫН ДЕНЬ В РОССИИ

Откуда пришло название праздника


А почему, собственно, Троица? В глубокой древности апостолы Христа праздновали День Сошествия на них Святого Духа. Это зримо совершилось в виде языков пламени, укрепив учеников Христа в проповеди. Еще одно имя праздника - пятидесятница, потому что это произошло на 50-й день после Пасхи. А в России строят храмы и пишут иконы в честь Троицы. Это, выходит, у нас самое главное и распространенное имя праздника. Почему? Рассказывает священник Георгий ТИТОВ, настоятель Вознесенского храма Барнаула:


- Учение о Троице - вероучительная или догматическая основа Церкви, которая, собственно, и отличает христианство от других мировых религий: иудаизма и мусульманства, знающих единого Бога, но не коснувшихся тайны триипостаности. Вот почему в этих религиях отсутствует учение о Боге-искупителе (Иисусе Христе), Боге-осветителе (Духе Святом) и Боге-творце. Это логически труднопостижимое единство и является символом или выражением той любви, которой одарил Бог этот мир и человека. Сила этой божественной любви и спасает нас для жизни вечной.


- Отец Георгий, вряд ли простой человек постигал столь сложный смысл праздника, когда украшал на Троицу храм цветами, травами и березовыми ветвями, а то и целыми березами, просто потому, что церковь в этот день именинница. А может быть, люди так праздновали начало лета ?


- Народ, воспитанный в христианской традиции, постигал больше, чем мы с вами способны предположить. Он, например, слушая во время службы в храмах чтение Евангелия и апостольских посланий, понимал смысл прочитанного, а иконы читал как книги. Ведь в конце концов не только ученые-монахи, но именно простой народ понял глубочайший смысл и великое новаторство иконы преподобного Андрея Рублева "Троица" и пронес воспоминание об этом событии в духовной жизни России через века. Когда просвещенное уже другой культурой сословие в XIX веке любую старинную икону называло рублевской, - это был отблеск той славы, которую принесла преподобному именно эта икона-откровение. Кстати, где-то между 2005 и 2010 годами мы могли бы отметить круглую дату жизни рублевской Троицы, не то 600-летие, не то 590-летие. По разным источникам преподобный старец создал икону либо в 1410 году, либо в начале 20-х годов XV столетия. Если по первой версии, то сейчас иконе исполняется 595 лет. Это как-то заставило меня недавно пересмотреть фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублев". В нем ведь главным лейтмотивом тоже является это великое откровение о смысле и сути Божественной Троицы. Если бы не великие рублевские творения, то многое мне лично в фильме трудно было бы принять. А вот на фоне икон и особенно "Троицы" мы обретаем через этот фильм эпоху святой Руси спустя столетия. Впрочем, мы же о Троице...


- Нет, отец Георгий, мы о новаторстве Рублева, которое до сих пор помогает постигнуть смысл праздника, как вы говорите.


- Да не столько смысл праздника, сколько помогает постичь вероучительную основу православия.


- Почему православия, а не христианства вообще? Вы же говорили, что Троица - основной и даже отличительный догмат христианства?


- В 1052 году, как известно, Западная Церковь, находившаяся под духовным окормлением Римского Папы, отошла от Восточной, присвоив себе звание католической, то есть Вселенской, а Восточная, во главе с константинопольским патриархатом стала именоваться ортодоксальной, то есть православной. А причиной расхождения и стало толкование Троицы. На Западе в Символ веры (кредо - по латыни) внесли поправку о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, чего не могли принять восточные богословы, следовавшие установлениям Вселенских соборов. Казалось бы, мелочь: от кого исходит Дух Святой - от Отца или от Отца и Сына? Однако это положение вносит некую иерархию в божественное начало, что потом и сказалось не только в церковном устройстве на Западе, но во всей духовно-нравственной жизни народов Европы. А вот преподобный Андрей Рублев сумел в самой композиции, красках, ликах выразить суть этого начала - равенство и всеобъемлющую, жертвенную и искупляющую божественную любовь. Ведь до преподобного Троицу изображали по-разному, чисто механически раскрывая библейский сюжет о явлении Аврааму и Сарре трех ангелов. Они в христианском богословии и рассматриваются как прообраз той Божественной Троицы, которая была раскрыта миру в явлении Спасителя и в сошествии Святого Духа на апостолов.


- Как все сложно...


- И просто. Спаситель сказал, что имя Бога - Любовь. Лучше всего смысл единства в любви мы могли бы понять на примере хорошей семьи, в которой горе одного переживают все, одну радость делят тоже на всех. Есть такие семьи, в которых в меньшей степени проявляются эгоизм и своекорыстие. Вот эту любовь раскрывает догмат о Святой Троице и икона преподобного Андрея.


- Но они современному человеку малопонятны...


- Да нет. Просто свою историю и культуру надо знать и изучать, а не открывать каждую эпоху заново. Впрочем, это особенность мировой человеческой истории. Благодаря Церкви, день рождения которой мы отмечаем в праздник Троицы, сохраняются и некие незыблемые начала, породившие христианскую цивилизацию во всем многообразии ее проявлений.