Главная >> 5 >> 31

Мусульмане в церкви

В Азербайджане представители разных конфессий не конфликтуют, а сотрудничают


НА ЭТУ православную церквушку, стоящую на невзрачном пригорке между бесконечными рядами торговых лавок в одном из переулков Баку, я наткнулся случайно. Был поздний вечер. Со своей приземистой колокольней и крошечным, едва различимым при лунном свете крестом она выглядела чужеродной среди многочисленных подвальных кафе, из которых доносился терпкий запах кофе и стук нардов.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы - одна из трех православных церквей, действующих в столице Азербайджана. Собор был построен в 1896 году на средства приехавших из России в Баку предпринимателей. До революции в здании размещалась церковно-приходская школа. Но после прихода к власти большевиков она была закрыта, как и другие 17 православных храмов города. Однако в 1944 году собор возобновил работу.


Эту историю на следующий день мне рассказал иеромонах Алексий, секретарь епископа Бакинского и Прикаспийского. В убранстве церкви с того времени мало что изменилось. Те же светло-голубые стены, вдоль которых в толстых деревянных рамах висят иконы. В густо пропитанном ладаном воздухе сладко потрескивают свечи. Несколько служительниц деловито выковыривают ножами застывший в подсвечниках воск. На скамейках лежат мягкие коврики - дань азербайджанским традициям.


Отец Алексий еще молод - на вид ему нет тридцати. Круглое, типично славянское лицо с небольшой бородкой. Сквозь прогретую весенним солнцем слегка пахнущую лаком веранду мы проходим в его кабинет. На деревянном, видавшем виды столе моргает факс. Убаюкивающее гудит компьютер. Рядом с монитором - три креста. "Бардаку меня здесь", - извиняется отец Алексий. И откладывает один из крестов в сторону.


Отец Алексий вспоминает прошлое. Христианство на территории, которую занимает Азербайджан, возникло еще в первом веке. А в четвертом стало господствующей религией. Однако затем было вытеснено исламом. Сегодня в стране осталось всего семь православных приходов, где служат люди различных национальностей. Отец Алексий методично перечисляет: в соборе Рождества Пресвятой Богородицы среди священников есть русские, грузины, осетины и азербайджанцы. Часть из них получили образование в России. Сам отец Алексий окончил Ставропольскую семинарию и Московскую духовную академию. Но после учебы вернулся в Баку к родителям.


"Знаете, чем отличается православная церковь в Баку от московской? - спрашивает он меня с лукавой улыбкой. - В Москве могут на время закрыть собор для уборки или других нужд. В Баку же такое невозможно. Если мы закроем храм, то возмущенные прихожане просто выломают двери".


Звонит мобильный телефон. "Друг из Австрии", - объясняет отец Алексий и выходит с мобильником на веранду. Пока его нет, украдкой разглядываю бумаги, лежащие на столе. С висящих на стене портретов за мной укоризненно наблюдают Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и глава Бакинской и Прикаспийской епархии епископ Александр.


Когда отец Алексий вернулся, спрашиваю его об отношениях с католиками. Мой собеседник понимающе улыбается. "Сложности в отношениях между Ватиканом и православными обусловлены политическими решениями, принятыми католической церковью, - цитирует он, видимо, давно заученный текст. Но тут же от себя дипломатично добавляет: - У нас хорошие контакты с католиками. На праздники поздравляем друг друга. Здесь, в Азербайджане, они не допускают прозелитизма". Причем, по словам отца Алексия, эти добрососедские отношения сложились более 50 лет назад. Тогда в республике были закрыты католические храмы. И многие из их прихожан стали молиться в православных соборах.


В целом отношение к Православной церкви в стране доброжелательное. В городе официально разрешено звонить в колокола. На Пасху священники обходят крестным ходом не только внутренний двор церкви, но и весь прилегающий к ней квартал. Ежегодно 24 июня, в день памяти святого Варфоломея, православные служат молебен в центре города, у Девичьей башни.


Про отношения с мусульманами батюшка рассказал мне и вовсе удивительные истории. Оказалось, что мусульманские священнослужители, когда к ним за помощью обращаются верующие с любовными проблемами, болезнями или другими житейскими неприятностями, нередко предлагают им обращаться по этим вопросам в православные храмы. "У православных для таких случаев существуют специальные молитвы, - объясняет отец Алексий. - И мусульмане верят, что наши молитвы им помогут".


"Наше бытие во многом зависит от отношений с мусульманскими лидерами, - признает он. - Пока эти отношения еще с советских времен сохранились благожелательными. Глава мусульманской общины Азербайджана возглавляет Высший религиозный совет народов Кавказа, в который также входят православные и иудейские священники. На этом совете обсуждаются злободневные вопросы, связанные с отношениями между конфессиями". Отец Алексий считает эти отношения уникальными. А полученный республикой опыт решения межконфессиональных проблем в шутку называет таким же выгодным для экспорта товаром, как черная икра.


Интервью закончено. Через наполненный солнцем двор я вновь попадаю на улицу. И останавливаюсь, изумленный. Обычно в Баку нетерпеливые автомобильные гудки сопровождают любую, даже самую крошечную пробку. Но здесь, около православного собора Рождества Пресвятой Богородицы, несмотря на скопление машин, всегда царит тишина. А самые отъявленные лихачи притормаживают, чтобы пропустить спешащих на службу верующих. И это еще одно бакинское чудо.