Главная >> 5 >> 31

Ирландская Масленица

Святой Патрик не имеет отношения ни к пиву, ни к России


Сегодня католический мир отмечает день святого Патрика. Святой епископ Патрик Ирландский жил в V веке и приложил немало усилий для просвещения языческого кельтского народа светом Христовой истины. Поэтому и титул у него соответствующий - просветитель. Существует предание о том, как епископ-просветитель растолковывал людям идею Единой Троицы на примере трилистника: "Также как три листа могут расти от одного дерева, так и Бог может быть един в трех Лицах". Святой Патрик для ирландцев, как святой князь Владимир для русских. Под его влиянием 5 апреля 433 года крестился брат ирландского короля, и с тех пор дата эта считается датой Крещения Ирландии. Но национальным ирландским праздником стал не день Крещения страны, а день памяти святого, который эту страну окрестил.


Практически во всех столицах мира сегодня пройдут праздничные карнавальные шествия, а самым востребованным напитком на этом празднике будет пиво. Традиция устраивать в день памяти святого карнавал установилась с 1762 года, когда в Нью-Йорке пьяные солдаты-ирландцы под звуки оркестра направились в пивную, размахивая национальными флагами. К ним присоединились городские жители ирландского происхождения, и шествие это настолько понравилось, что на следующий год его решили повторить. С тех пор народные гулянья в день святого Патрика, напоминающие русскую Масленицу, стали национальной ирландской традицией. Чтобы праздник не превращался в пивной загул, в Ирландии в этот день запрещали торговать пивом. Но в 70-х годах прошлого столетия запрет был снят, и к проведению праздника тут же подключились пивные компании, сделав пиво неотъемлемым атрибутом дня святого Патрика, а сам праздник стал чуть ли не международным. Докатился он и до Москвы, где, несмотря на то, что ирландцев раз, два и обчелся, "патричный" праздник с некоторых пор отмечается очень широко.


Первое карнавальное шествие в день святого Патрика прошло на Новом Арбате в 1992 году по инициативе "Русского кельтского общества" - объединения любителей кельтской этнографии. После трехлетнего перерыва в конце 90-х годов возрожденный праздник проводится с таким размахом, что ГИБДД в день его проведения вынуждена даже перекрывать движение автомобильному транспорту. В Москве праздник отмечают, как правило, в следующее за 17 марта воскресенье. В этом году празднество пройдет 20 марта - в первое воскресенье Великого поста. Не успев отойти от разгульной полуязыческой Масленицы, москвичи уже готовятся к следующему карнавалу, для чего шьют смешные маски и костюмы традиционно зеленого цвета. Пивные же компании запасаются пивом для праздничной реализации. К сожалению, это стало уже традицией, когда праздник, имеющий христианские корни, незаметно превращается в очередное разгульное веселье для публики и средство наживы для коммерсантов.


К слову будет сказано, что в этот разряд попали и некоторые православные праздники. Взять хотя бы то же "Прощеное воскресенье" - последний день Масленицы. В прежние времена в этот день верующие утром, как обычно, молились в церкви за литургией, в течение дня посещали болящих близких и просили у них прощения накануне Великого поста, а вечером чин прощения совершался уже в храме. В последние годы "Прощеный день" стал проходить несколько по иной схеме. Сразу же по окончании воскресной службы энтузиасты отправляются гулять "Широкую Масленицу" с кулачными боями и взятием снежного городка, хотя эта масленичная забава в прежние времена проводилась во вторничные "Заигрыши" или четверговый "Обжорный день". Забава забавой, а без подбитого глаза или вывихнутой руки такие мероприятия заканчиваются редко, и потому пропустить пару дружеских стопариков по окончании штурма снежной крепости, "чтоб не помнить зла" , - дело обычное. Ну чем не чин прощения?


Так что переносить разгульные праздники на воскресенье, которое, как известно, во всех христианских конфессиях принято посвящать Богу, - это уже современная российская традиция. В этом году гулянье в честь святого Патрика пришлось на день, названный в церковном православном календаре Неделей (что означает воскресенье) Православия. Посвящен этот день осуждению еретиков и бесовских уклонений от истины. А именно бесовщиной верующие называют "патричные" гулянья, которые устраиваются каждый год во время Великого поста в столице государства с древними православными традициями. Так что в этот день под церковную анафему попадут не только древние и современные еретики, но и веселящиеся на Новом Арбате москвичи, оскорбляющие и Великий пост, и святого Патрика. Это что касается православных москвичей, а с ирландскими католиками рано или поздно разберется сам святой Патрик. По преданию ирландский просветитель выпросил у Бога несколько привилегий, одна из которых - право самому судить ирландцев на Страшном Суде. Так что, думается, спросит он с них и за маски, и за пляски, да и за пиво тоже.