Главная >> 5 >> 31

Молитва пана Гжегожа

Когда пани Зволиньска узнала, что Гжегож, ее старшенький, золотое сердечко Гжегож, назначен после рукоположения служить в Россию, она испугалась и расплакалась. Про загадочную страну Россию злые языки говорили разное, иногда очень страшное -к примеру, будто многие русские по воскресеньям вместо храма ездят на дачу или ходят в баню да в кино.


Тишайшая и добрая пани Зволиньска не могла пустить в свое сердце такое кощунство, она не хотела верить недобрым россказням о России. Ведь за что-то ее Гжегож так полюбил эту страну, так мечтал служить в ней своему единственному Богу. Черная сутана в чем-то отгородила его от мира -католический священник не имеет права жениться, но Гжегож любил только свою веру, своего Иисуса. И маму, конечно. Вот почему так плакала пани Зволиньска, пакуя нехитрые пожитки сына. Она знала, что рано или поздно ее мальчик вырастет и оставит дом, но слабо надеялась -а вдруг он после училища начнет работать по специальности? Хорошие электрики в Польше в большой цене, а Гжегож был хорошим. Да и папа их к тому времени умер, кроме Гжегожа, у пани осталось на руках две маленькие дочки. Но это были удивительные девочки: они тоже не ходили по воскресеньям развлекаться. Молитва служила им лучшей музыкой, храм был светлым убежищем для их души. Они знали, чем обязаны церкви и чем церковь обязана им, и гордились, что их брат, их милый Гжегож, закончил закрытую Сандомирскую семинарию и готовится стать добрым пастырем в России.


Он всегда жил непросто, вечно в работе -причем не самой престижной, только чтобы помочь маме, вечно в любимых своих книгах, вечно в молитве. И шесть лет семинарии, жесткого режима которой многие "бурсаки" не выдержали, прошли для него в счастье: живя в келье, он познал тайны своей и чужой души, исповедуясь еженедельно, он научился открывать свое сердце, ранние подъемы и общие молитвы приучили его к терпению и послушанию. Он любил людей, особенно маленьких -детей, в большом сельском приходе Стены вел службы и учил ребятишек Закону Божьему и вдруг написал заявление с просьбой перевести его "на приход в Россию".


Россия определялась паном Гжегожем где-то на "краснодарской параллели", где он бывал несколько раз. Ну еще месяц жил в Твери -сразу же после рукоположения приезжал на базу отдыха. Россия нравилась пану, он отлично говорил по-русски и знал, что сможет вести службу самостоятельно. Вот только он никогда не видал на карте такого загадочного места -Киров. А ведь именно сюда 20 января три года назад он и приехал настоятелем прихода Пресвятого Сердца Иисуса. Ксендза Гжегожа стали звать на русский манер -отец Григорий. Прежние ксендзы, отец Анджей Гжибовский из Перми и отец Марио Бевератти из Нижнего Новгорода, оставили своему преемнику два десятка прихожан -из числа потомков бывших "политически неблагонадежных" ссыльных поляков и мечты о своем католическом храме.


Ему рассказали о небывалой красоте внутреннего убранства костела, о мраморных плитах алтарей, украшенных образами Пресвятого Сердца Иисуса и Остробрамской Богородицы, о полотнах с изображениями святого Казимира и святого Станислава Костки, о волшебных звуках фисгармонии, сопровождавших богослужения. Этот храм построили для своих детей и внуков ссыльные поляки, нов 1928 году советская власть закрыла костел, а теперь в нем "живет" концертный зал органной музыки. Отца Григория сводили к костелу, и он долго стоял, пораженный в самое сердце его величием и красотой, которую не удалось сгубить большевикам.


Сам он в то время ютился в крошечной квартирке на улице Ленина. Ремонт в ней длился ровно год, а потому полы были вздыблены, как после бомбежки, лампочка сиротливо висела на голом проводе, со стен сыпалась штукатурка. Отец Григорий засучил рукава -клеил, сверлил, красил, стелил полы. И при этом в одной из комнат служил мессы, после которых традиционное у католиков чаепитие проводили на кирпичах.


Соседи, опасливо называвшие поляков сектантами, со временем разглядели миролюбивый и деликатный нрав новоселов. А когда пан Гжегож выгнал из подъезда распоясавшихся хулиганов и поставил на собственные деньги железную дверь в парадном, и вовсе успокоились и даже стали приветливо раскланиваться с ксендзом.


"Господь послал мне в ту пору немало добрых людей, -вспоминаете Григорий, -бывали тяжелые времена, когда денег не было даже на хлеб. Эти люди всегда приходили мне на помощь". Но надеяться он привык только на Бога и на себя. Он и сейчас раза по три-четыре в год уезжает в Польшу и служит в тамошних храмах неустанно, зарабатывая деньги на свой вятский приход.


На окраине города, "под мостами", купили небольшой домик. Здесь сейчас проводят службы, сюда переехал жить и отец Григорий. Он трепетно относится к своим православным коллегам, состоит со многими в дружбе и об одном только печалится, что "Вятка до сих пор глядит на меня настороженно, а мой приход называет сектантским. Неужели католическая церковь кому-то внушает страх? Чем она так опасна? Мы учим правильному отношению к своей стране и согражданам, взаимному уважению к различным конфессиям и даже к неверующим людям, говорим о сохранении семьи, супружеской верности, любви к детям и старикам, воспитываем прихожан в вере, ответственности за себя, свои дела, даем надежду, духовную и моральную поддержку в трудные минуты жизни. Католическая церковь насчитывает более миллиарда своих членов по всему миру, Папу Римского уважают даже неверующие люди -и после этого нас называют "секта"? Горько это слышать... "


Полтора года назад, в канун 100-летия освящения Александровского костела, приход отца Григория получил разрешение на проведение в нем богослужения, но после ксендзу сообщили, что мессы не будет. От губернатора была назначена комиссия, которая проверяла возможность проведения в костеле службы. Комиссия никаких возражений не высказала и дала свое согласие.


"Правда, нам запретили пользоваться микрофонами, -вспоминает отец Григорий, -потому что они якобы испортят орган. Не было и свечей на переносном алтаре -нам сказали, что достаточно двух свечей, и температура в зале поднимется настолько, что орган "расстроится". Находившемуся в то время в Кирове политику В. В. Жириновскому, очевидно, рассказали, что "католики хотят захватить костел", и лидер ЛДПР самолично пообещал мне по телефону, что, если наша нога встанет на территорию концертного зала, он гарантирует мне как настоятелю прихода минимум 15 лет тюрьмы после суда, до которого я, возможно, и не доеду, потому что у него, господина Жириновского, всюду есть свои люди. Слава Богу, тогдашний зам. губернатора А. А. Покручина подтвердила, что месса состоится, а местная власть обеспечит верующим охрану из милиции и ФСБ. На праздничное богослужение приехал среди прочих приглашенных консул польского посольства в России Томаш Клеманьски, я думаю, благоразумная власть Вятки просто не захотела международного скандала. Но на душе остался тяжелый осадок. Я не собираюсь "захватывать костел". Я люблю Россию, Вятку, своих прихожан. И сердцем я давно простил запреты в проведении службы в костеле".


По самым большим церковным праздникам вятские католики приходят к своему главному храму -Александровскому костелу -и молятся у его закрытых дверей с четками в руках. Иногда к месту их тихой молитвы приезжают милиционеры с автоматами, однажды настоятеля вызвали к чиновнику по делам религии и строго сказали: "У вас нет разрешения на проведение политических акций". "Но разве молитва -это политическая акция? -недоумевает отец Григорий. -Главный дар, который Господь дал человеку, -это свобода. Это даже больше, чем дар жизни, потому что люди отдавали свою жизнь за веру и никакая власть не могла заставить их отказаться от Бога. Я не борюсь с православием, с атеистами, с властью. Я люблю людей и Бога. И каждый день, покуда буду жив, я стану молиться за ненавидящих и обидящих меня -прости им, Господи! "