Главная >> 5 >> 31

Высшая школа

Студенческое предпринимательство: опыт и перспективы


Не секрет, что многим выпускникам вузов трудно найти работу по специальности: не хватает опыта и практических навыков. Но для студентов ИГУ это не актуально. Уже почти два года в Иркутском государственном университете существует Служба студенческого предпринимательства (ССП), созданная при поддержке проекта Евросоюза "TEMPUS TASIS".


Что это такое? - спросите вы. Для Иркутска и для России - явление совершенно новое, а для Европы - вполне привычное. Цель ССП - формирование единой университетской структуры для взаимодействия со сферой экономики. Студентам служба дает возможность применить на практике полученные знания, приобрести стартовые навыки в планировании и создании предприятия, пройти "школу трудоустройства", научиться работать в коллективе, заработать деньги.


Как она появилась в Иркутске? В 2001 г. зав. кафедрой иностранных языков международного факультета ИГУ Татьяна Лиштованная написала проект, который нашел поддержку Евросоюза. Помимо ИГУ в качестве координаторов проекта были выбраны Гренобльский государственный политехнический институт и Савойский университет (Франция), Католический университет Милана (Италия). Программа рассчитана на два года, за которые нужно сделать многое: образовать предприятия, найти клиентов, поделиться опытом с другими вузами. Необходимую материальную базу обеспечивают зарубежные партнеры.


Планы воплощаются в жизнь весьма успешно. За довольно небольшой срок (с апреля 2002 г.) на факультетах ИГУ было создано шесть студенческих служб: кафе "Темпус" и бюро переводов "Welcome" на международном факультете, рекламное агентство "РеАстат" на факультете сервиса и рекламы, агентство по связям с общественностью "PR`yes" на факультете филологии и журналистики, центр информационных технологий "Unicom" в Институте математики и экономики, психологическая служба "Пси-фактор" на факультете психологии. Здесь все как на настоящем предприятии: четкая структура, свой субсчет. Чтобы стать на полгода сотрудником службы, необходимо пройти конкурсный отбор. Помогает студентам группа преподавателей-экспертов.


ССП активно ведет работу с клиентами как внутри университета (ректорат и факультеты ИГУ), так и с организациями города и области. Причем цены на порядок ниже, а качество - высокое.


Зарубежные координаторы программы постоянно следят за реализацией проекта и делятся опытом с российскими коллегами: кураторы из Франции и Италии приезжают в Иркутск примерно раз в полгода. А преподавателям ИГУ представляется возможность для стажировки за границей. В середине февраля этого года шесть руководителей студенческих служб ИГУ посетили Францию, чтобы познакомиться с работой малых предприятий соответствующего профиля. Гостей принимали в Гренобле, Шамбери, Тононе. Впечатлениями от поездки с нами поделилась директор студенческого агентства по связям с общественностью "PR`yes" Елена Терпугова.


- Наша поездка была своеобразной стажировкой, повышением квалификации в области создания, инвестирования и функционирования малых предприятий. Я побывала в рекламных и РR-агентствах Франции. Надо сказать, что ничего сверхнового там нет: принципы и методы работы похожи, хотя все более гармонично организовано. Очень интересной показалась деятельность достаточно молодого агентства по созданию и проведению мероприятий "Апрельская рыба" (это название - аналог первоапрельского праздника шутки в России) в г. Шамбери. Мне кажется, что это очень перспективное направление сферы пиара для Иркутска.


- А как вообще поддерживают молодых предпринимателей во Франции?


- Есть, например, специальные объединения, которые осуществляют трех этапное обучение студентов в области организации собственных предприятий: от создания виртуальных проектов до поддержки и сопровождения реальных предприятий. Вообще, во Франции очень многие имеют второе высшее экономическое образование, что здорово помогает в жизни. К тому же французам не мешают бюрократические проволочки: здесь малый бизнес можно организовать за один день. Потенциальный бизнесмен проходит бесплатные однодневные курсы. Ему рассказывают, как можно получить кредит, составить бизнес-план и резюме. И что интересно, вместе с ним приходят жена и члены семьи, чтобы они были морально готовы к "издержкам производства": меньше времени семье, больше - работе. Поэтому предпочтение отдается семейному бизнесу. Одно "но" - большие налоги.


Еще существует комитет по поддержке малого предпринимательства в территориальном округе Шабле. Здесь дают беспроцентные кредиты до 23 тысяч евро и регулируют деятельность бизнеса в течение трех лет после регистрации. Но помогают лишь предприятиям, полезным для этого административного округа, которые создают рабочие места, а не лишнюю конкуренцию.


- Общались ли вы с зарубежными коллегами?


- Конечно, ведь в Гренобльском политехническом университете есть специальный департамент по связям с общественностью. Он проводит основные мероприятия по привлечению абитуриентов и формирует имидж университета, работает со СМИ, обеспечивает функционирование wеb-сайта и связи с выпускниками. Радует, что Иркутский университет тоже не отстает: создана ассоциация выпускников, есть своя газета, сайт. А студенты из нашего агентства "PR`yes" сопровождают стенд ИГУ на выставках образовательных услуг.


- Поможет ли вам полученный опыт в работе?


- Безусловно! Я думаю, что мы сможем лучше организовать работу нашего агентства, исправить недостатки. Кроме того, на базе ССП мы планируем организовать бизнес-курсы для студентов неэкономических специальностей в ИГУ.


- Вы довольны результатами проекта?


- Штаб-квартира программы в Брюсселе дала высокую оценку итогам нашей работы и рекомендовала поделиться опытом с другими вузами. Ведь в России подобных служб пока немного: в МГИМО студенческое агентство по связям с общественностью появилось только несколько месяцев назад. Поэтому в начале апреля этого года в ИГУ пройдет конференция-семинар, где будут присутствовать ректоры и проректоры из 12 вузов России. Таким образом мы подводим итоги проекта, но точку не ставим. Дальше ССП ждет самостоятельное плавание. Перед нами стоят вполне конкретные задачи: объединить услуги всех служб в единый пакет предложений, создать новые предприятия на других факультетах ИГУ. Надеемся, что все у нас получится.