Главная >> 5 >> 31

ПРОСТО СМЕХ!

"Отстрелялись", - облегченно вздыхают телевизионщики. Новый год и сентябрьское начало телесезона - две больших страды, две трудных повести нашего ТВ. Но сейчас уже можно перевести дух и спокойно подсчитать новогодние рейтинги. Которые, по традиции, стабильны (в пределах 5-15 пунктов) у так называемых юмористических программ. Бенефисы Гальцева, Задорнова и Галкина, "Веселый вечер "Аншлага", "Кривое зеркало", "Смеха ради"... Новый год, как, впрочем, и другие большие праздники, мы встречаем в столь полюбившемся, согласно статистике, обществе многоканального Петросяна и непотопляемой Дубовицкой.


Краткий курс истории юмора на нашем ТВ


Принято считать, что юмор на отечественном телевидении появился в конце 50-х годов. Тогда Марк Розовский, Сергей Муратов и Альберт Аксельрод придумали КВН. Раньше передача называлась, кстати, ВВВ - "Вечер веселых вопросов". Первую игру показали в ноябре 1961 года, но десятью годами позже ее запретили партийные чиновники. И только в 1986 году Александр Масляков возродил КВН.


Другой прорыв юмора на наше ТВ случился осенью 1966 года, когда впервые был показан "Кабачок "13 стульев". Кстати, сначала программа называлась "Добрый вечер", и был объявлен конкурс на название, который в итоге выиграл редактор передачи. Только с восьмого выпуска программа обрела название "Кабачок "13 стульев". Персонажи "Кабачка" именовали друг друга панами и пани, а сюжеты и диалоги поначалу были заимствованы из польских юмористических журналов. Эта передача прожила довольно долго для телевидения - 14 лет, что неудивительно: любовь зрителей к ней была поистине велика, и даже генсек КПСС Леонид Брежнев обожал смотреть "Кабачок".


В конце 70-х появилась программа "Вокруг смеха", ставшая знаковой для отечественного юмора. Многие и поныне воспринимают эту программу и ее ведущего поэта-сатирика Александра Иванова как мерило хорошего вкуса и флагмана телеюмора, до которого нынешним еще расти и расти. Придумал передачу, кстати, замредактора литературно-драматического вещания ЦТ Валериан Каланадзе. Долго искали ведущего. Сначала решили остановиться на Андрее Миронове, но из-за нехватки времени у популярного актера пришлось искать другую кандидатуру. Тогда на место ведущего пригласили сатирика Александра Иванова (интересно, что до того как стать известным на всю страну телеведущим и писателем-сатириком, Александр преподавал начертательную геометрию). Дополнительным аргументом в его пользу стала фамилия - самая русская из всех возможных. О популярности программы сейчас говорить излишне - большинство из нас помнит то время, когда страна буквально прилипала к экрану: шла передача "Вокруг смеха". Множество действующих звезд эстрады засветила именно эта программа. Михаил Жванецкий, Роман Карцев и Виктор Ильченко, Григорий Горин, Михаил Задорнов, Надежда Бабкина, Александр Розенбаум - все эти нынешние звезды некогда дебютировали на ТВ именно в юмористической передаче "Вокруг смеха". Однако вскоре ведущий и редакторы познали и другую сторону славы: программу буквально атаковали непризнанные гении по части эстрадного юмора. Рассказывают, что тот самый Петросян засыпал редакцию своими творениями, однако они оказывались для передачи неформатными. Яна Арлазорова на сцену допустили лишь раз, так как сочли, что его монологи рассчитаны на откровенно низкий интеллектуальный уровень. А Ефима Шифрина и вовсе называли "Райкиным для бедных". Но таков был подход к качеству юмора в те далекие дни. "Своих" же, форматных, артистов доставали практически из-под земли. Например, Бабкину пригласили из собора, где она пела. Розенбаума услышали на каких-то подпольных кассетах. Евдокимова откопали в Сибири - он там работал директором столовой. А Задорнова нашли в ДК МАИ, где он занимался художественной самодеятельностью. "Вокруг смеха" закрыли в 1991 году. К тому времени, честно говоря, с творческой точки зрения проект себя уже исчерпал. У зрителей появились новые фавориты. И если говорить о юмористическом жанре, то это прежде всего легендарные сегодня "Веселые ребята", вышедшие в эфир в середине 80-х. Придуманная Андреем Кнышевым программа получилась по-настоящему продвинутой и революционной. Возможно, потому, что в "подельниках" Кнышева по части шуток и розыгрышей для "Веселых ребят" ходили такие креативщики, как ныне всем известные Дмитрий Дибров, Борис Гребенщиков, Алексей Лысенков, Игорь Угольников, Михаил Лесин и др.


В 1990-м Игорь Угольников вместе с Николаем Фоменко и Сергеем Гинзбургом продемонстрировали свое новое детище - программу "Оба-на! ". Социально острая передача - - вспомнить хотя бы акцию "Похороны продуктов", которую шутники-затейники учинили в голодном 1992-м, - - умудрилась просуществовать пять лет, что совсем немало для ТВ 90-х.


В 1993-м Юрий Никулин, Эльдар Рязанов, Григорий Горин и Михаил Жванецкий устроили первые посиделки клуба "Белый попугай", где известные люди по-домашнему запросто рассказывали анекдоты и байки, пели, плясали и импровизировали кто во что горазд. После того как скончался Юрий Никулин, бывший душой проекта, удержать передачу на плаву пытался Аркадий Арканов.


К этому же времени относится появление на экране сразу нескольких одесских юмористических проектов: "Маски-шоу", "Джентльмен-шоу", "Каламбур". В самом конце 90-х набрала популярность "О. С. П. - студия", подобно "одесским джентльменам" отпочковавшаяся от кавээновского движения. Пожалуй, из всего обилия телесмеха бурных 90-х только КВН, "Городок" и "0. С. П. - студия" прошли испытание временем. И, разумеется, неизбежные "Аншлаг! Аншлаг! " со "Смехопанорамой".


Особенности национального юмора


Наверное, можно утешиться тем, что американские и европейские интеллектуалы тоже не в восторге от своих национальных юмористических программ. И хотя известно, что юмор наименее конвертируемая валюта (вспомнить хотя бы провальный дебют Михаила Жванецкого на американском ТВ), человеку всегда хочется сравнений. Все-таки как обстоит дело с телевизионными "шутками юмора" за бугром? Да примерно так же, как и у нас, хотя проведенный не так давно социально-психологический эксперимент на тему национального юмора в разных странах и выявил ряд особенностей. Так, ирландцы, британцы и австралийцы более других ценят шутки, связанные с игрой слов. Американцы и канадцы обожают веселиться над недотепами, попадающими в смешные ситуации, - это когда кто-то поскальзывается на банане или получает пинка. Отсюда такая популярность "скрытых камер". Но самое популярное в Америке шоу - "Saturday night live", открывшее таких звезд, как ныне популярные киноактеры Эдди Мерфи и Майк Майере, - все же славится своими разговорными импровизациями. Своеобразный жесткий юмор отличает японцев: ситуации, кажущиеся им комичными, запросто могут вызвать слезы сострадания у европейца. В Испании популярны юмористические ток-шоу со зрителями и ведущими - как правило, парой мужчин, развлекающих публику на все лады. Такие теледуэты, как Мартес и Тресе или Крус и Райа, смешно одеваются, копируют звезд, знаменитостей, пародируют героев реклам и пр. в общем, ведут себя наподобие наших "оэспэшников". Французы вкупе с немцами очень любят остроты на темы естественных отправлений организма. Кстати, в юмористических телепрограммах артисты-разговорники нисколько не стесняются изгаляться на эту тему - и в виде пантомимы, и в виде звуковых имитаций. Правда, немцы также обожают юмор на политические и социальные темы. Любимый жителями Германии жанр юмористической телепрограммы можно обозначить как "звезда в гостях у острослова" - это что-то наподобие былого


"Доброго вечера с Игорем Угольниковым" или "СВ-шоу" Верки Сердючки. Причем желательно, чтобы гость был посерьезнее и посолиднее. Самый яркий образец такого творчества на немецком телевидении - "Харольд Шмидт Шоу". Шутки Шмидта настолько связаны с актуальной ситуацией в стране, что если ты не в теме, юмора не поймешь. Тема секса в шутках, как выяснили исследователи, очень близка российским телезрителям, и это роднит нас с американцами. Зато ни мы, ни они практически не шутят на религиозные темы, в то время как юг Европы (казалось бы, католики) в лице испанцев и итальянцев вовсю потешается над святынями. Психологи объясняют такую разницу в юмористических наклонностях народов существующими запретами: что более всего недоступно, над тем и шутят, желая сделать эту тему ближе и роднее.


... И все-таки почему так получается? Который год все в ужасе от вакханалии пошлости и дурновкусицы, учиняемой нашими псевдоюмористами на новогодних телеэкранах. Острить над одиозными Петросяном и Дубовицкой считается уже дурным тоном, похлеще анекдотов про тещу. А рейтинг они делают. И соответственно из эфира их не убирают. "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить", - пророчески заметил поэт Тютчев. Но если юмор на самом деле есть квинтэссенция интеллектуального потенциала нации, значит, нам есть над чем задуматься. То ли правда с умом что-то не так, то ли с измерениями...