Главная >> 5 >> 31

Обряд рождественских песен

Каникулы классика


Как встречают Новый год посетители европейских концертных залов, понятно каждому: записи новогодних концертов в венском Musikverein крутили по телевидению еще в советские времена. Стилистика понятна: лучшие филармонические коллективы той или иной столицы, звезда-дирижер, веселенькая программа, смокинги, шампанское. Нормальное светское событие.


Но это только у нас даже при стихийной любви к празднованию Рождества по григорианскому календарю гала-концерт 31 декабря или 1 января может казаться кульминацией новогодне-рождественских празднеств . В католических и протестантских странах Новый год часто (как, например, в Англии) справляют вообще без особенной помпы; но даже и там, где эта помпа в обыкновении, новогоднее веселье - это уже, по сути, спад празднования. Потому что Новому году предшествует Рождество, а его начинают праздновать - или хотя бы предпраздновать - сильно заранее. Буквально с первых чисел декабря, с началом так называемого Адвента (приблизительный аналог нашего Рождественского поста). И это относится не только к торговцам, побуждающим массы затовариться на рождественских распродажах. Концертные мероприятия рождественского характера тоже стартуют загодя.


Это, конечно, вопрос не столько даже планировочной деятельности филармонических учреждений, сколько традиции, да и атмосферы. В любом старинном европейском городе весь декабрь оживленно действуют старозаветные рождественские базары, на улицах пахнет пряниками (штруделями, пудингами - нужное подчеркнуть) и глинтвейном, а в каждой церкви чуть ли не ежедневно проходят рождественские (предрождественские) концерты и концертики. Понятно, что на таком фоне любой уважающий себя и свою публику концертный зал не станет заполнять афишу чем-нибудь ну совсем непраздничным - хотя главные рождественские концерты, разумеется, приходятся все-таки на двадцатые числа месяца.


Рождественский репертуар по всей Западной Европе более или менее однороден. Что в него входит? Во-первых, разнообразные "коллеги" наших колядок: в Англии, к примеру, они зовутся "кэролс", во Франции - "ноэли". Чаще всего это старинные народные песенки на темы Рождества Христова, восходящие уж по крайней мере к эпохе Возрождения. Только в отличие от России и Украины, где колядки так и не вышли за пределы фольклорного бытования, колядки европейские стали частью высокой музыкальной культуры: их обрабатывали и аранжировали, подчас весьма изысканно, известные композиторы XVI-XVII веков.


К этим колядкам незаметно присоединились вполне авторские рождественские песнопения старинных композиторов, за столетия снискавшие такую же популярность, что и народная рождественская музыка - теперь их частенько исполняют, вовсе забыв автора. Подчеркнем, что для многих европейцев эти "колядки" вовсе не что-то элитарное, экзотическое или сугубо религиозное: напротив, их знают даже дети, их преспокойно поют и самые захудалые уличные музыканты. Но если вдаваться в детали, то колядки колядкам рознь. Скажем, очень известное сочинение Бенджамина Бриттена "Обряд рождественских песен" ("Ceremony of carols") - обработка традиционных английских кэролс, без исполнения которой, естественно, не обходится ни одно Рождество в Британии, - звучит, конечно, только в концертах. Так же как и гурманские подборки менее общеизвестной рождественской музыки Ренессанса (композиторов XVI века - Преториуса, де Виктории, ди Лассо) и барокко (Страделлы, Корелли, Порпоры и многих других).


Старинной музыке под Рождество вообще очень везет в Европе - трудно сказать точно почему, наверное, в силу того, что сам праздник неизменно ассоциируется с приятной и доброй стариной. Львиная доля предрождественских концертов средней руки (в основном тех, что проходят в церквях) составляется из шлягеров барочной инструментальной музыки - вроде "Времен года" Вивальди или Бранденбургских концертов Баха. Для полноты колорита многие из таких концертов проходят при свечах, а исполнители обряжаются по моде XVIII столетия.


Но самым главным рождественским произведением барочной музыки оказалась знаменитая оратория Генделя "Мессия". Ближе к Рождеству она в торжественной обстановке исполняется практически в любом городе любой страны. Диапазон интерпретации самый широкий - от хоровых коллективов с мировой славой до любительских хоров богаделен и школ.


В случае рождественских концертов даже трудно рекомендовать какое-то конкретное мероприятие в конкретном зале определенного города. Просто потому, что среди них, откровенно говоря, нет строгой иерархии; эти концерты - часть традиции рождественских праздников, а эти традиции хороши и интересны в любой стране. Скажем, в Германии в обязательную программу входит Рождественская оратория Баха, а во Франции - Рождественская оратория Сен-Санса и "Младенчество Христа" Берлиоза: ведь глупо говорить, что какое-то из этих произведений лучше или хуже, тем более если они исполняются по случаю праздника. То же самое можно сказать и относительно концертных площадок.


Естественно, лучшие исполнители играют в главных залах признанных музыкальных столиц. Но с точки зрения праздничности и воодушевления таким концертам порой нисколько не уступают менее притязательные события в маленьких зальчиках и небольших церквях, тем более что там к слушателям зачастую относятся особенно гостеприимно, приглашая их подпевать самым известным рождественским песням и угощая тем, чем положено под Рождество: глинтвейном и выпечкой. Большие концертные залы отличаются в основном тем, что обязательно устраивают с 15 по 25 декабря именно симфонические гала-концерты с праздничным оттенком: либо крупные формы вроде Девятой Бетховена, либо, куда чаще, попурри из малогабаритных "хитов" симфонической классики. Кстати, не удивляйтесь, если обнаружите, что такой концерт называется как-нибудь вроде "Christmas (Weihnacht, Noel, etc.) a la russe" - это бывает очень часто, в качестве рождественской русская музыка на Западе почему-то особенно котируется. Более всего популярны, конечно, фрагменты из "Щелкунчика", но им мало уступают иногда довольно неожиданные, на наш взгляд, вещи вроде "Тройки" из музыки Прокофьева к фильму "Подпоручик Киже". Почему именно русской классике так последовательно доверяют украшать наряду с "родными" Бахом, Генделем и Сен-Сансом традиционное европейское Рождество, сказать трудно. Вероятно, потому, что в России, как известно, все время зима и по улицам ходят медведи - а значит, святочным приключениям и рождественским чудесам есть где (и когда) разгуляться как следует.