Главная >> 5 >> 30

Придет ли на нашу улицу "китайский" праздник?

Этот вопрос возникает всякий раз, когда на олимпийских флагштоках Греции поднимается красный флаг с пятью звездами. Почти такой же, как советский. Сквозь вновь уязвленное самолюбие сердце спрашивает: "Почему китайцы? Почему не мы?" Речь ведь не только о спорте...


Юй Гун сдвинул гору


Лукавый старец Юй Гун не раз удивлял соседей-односельчан странностью своих поступков. Однажды, как гласит китайская легенда, вооружившись заступом и деревянным ведром, он решил срыть гору. Ту, что закрывала односельчанам путь к манящему океану и вообще мешала любоваться алеющим востоком, "Зачем тебе это надо? - донимали земляки. - Всё, что ты успеешь, это перетаскать тысячу-другую камней". - "Ничего, - улыбался старик, - главное - начать. У меня пять сыновей и десять внуков - они доделают".


Юй Гуном 1980-х годов стал для Китая мудрый Дэн Сяопин, трижды возрождавшийся из политического небытия комиссар-реформатор, автор исторического афоризма: "Какая разница - белая или черная кошка. Главное, чтобы она ловила мышей!"Другие цитаты Дэна, прочно усвоенные на родине, к сожалению, не вошли в "практический курс русского языка": "Реформа - не революция. На реформу нужно накопить денег". Или: "Реформа продвигается от маленького результата к большому замыслу". Без малого полуторамиллиардный Китай продолжает начатый Дэном курс на созидательное реформирование страны, дождавшейся рачительных хозяев. Статистика - дама лукавая. На конкретные вопросы о возросших показателях всего и вся (второе после США место по ВВП) даже осведомлённые китайцы отвечают по-китайски - в прямом и переносном смысле: "Жань, эр бужань" - "Оно, мол, так, но не совсем". Тем не менее по ныне универсальному "индексу человеческого развития" Китай за четверть века поднялся с беспросветной шестой-седьмой мировой десятки до вдохновляющей третьей-четвертой. Гостям китайских мегаполисов кажется, что последний показатель занижен в разы.


От триединой задачи к 10 000 лет счастья


Начали с накопления средств. "Перестроечный фонд" создала переориентация экономики на мировой рынок ширпотреба. Его экспорт ежегодно даёт казне более 30 миллиардов долларов - больше, чем нам наша нефть. 85 процентов канцелярских товаров, 90 процентов игрушек и 60 процентов дешевых компьютеров сделаны в КНР. Китайцы считают, что к середине 1990-х они уже освоили мировой рынок "низкооплачиваемого и частично среднего класса". Задача - к 2020 году завоевать экономически наиболее перспективный мировой средний класс. Упреки за качество товаров принимаются без стеснения, но с "диалектической" ссылкой на Дэн Сяопина: "Количество перерастет в качество, но не наоборот".


Позднее приступили к решению триединой стратегической задачи: закреплению политической преемственности, созданию благоприятного инвестиционного климата и пресечению коррупции. При неизменном руководстве коммунистической партии, нужность которой оправдывается, в том числе, "нежеланием превращать народ в вечно жующих персонажей рекламных роликов". Ради сохранения политической стабильности партия пожертвовала в 1989 году своей реформаторской репутацией. Но события на площади Тяньаньмэнь с тех пор забылись, зато сам Китай вышел в мировые лидеры по объему иностранных инвестиций. Свыше 100 разномасштабных свободных экономических зон с Гонконгом в придачу обеспечили приток в страну 350 - 400 миллиардов долларов. Это, конечно, не триллион американских вложений в Европу, но и не "семь-восемь" миллиардов, "влитых" в отечественную экономику.


Сложнее оценить достигнутое на ниве пресечения коррупции. Тем более что чиновничий класс на протяжении четырех тысячелетий занимал доминирующее положение в общественной жизни Китая. Тем не менее около 150 "баофаху" - "новых китайцев" из числа власть предержащих, в том числе на уровне провинциальных центров, закончили свой жизненный поиск под команду "хо" - "пли". В заслугу традиционно пытливой китайской фемиде здесь ставят и не оставляющие безучастными 10-15 летние приговоры "за доказанные раскаяньем попытки (!) обмана народа и государства". Китайцы, ставшие за последние годы пооткровеннее, признают: коррупция в стране есть, в основном она касается протежирования "своим людям". Но вручать-принимать пресловутые конверты "вредно для здоровья". "Рыжего" приватизаторства Китай избежал.


Что видно из экскурсионного автобуса...


Не ту сверхнаселенность, которую обычно ассоциируют с Китаем, но очевидный избыток рабочей силы... Это порождает несколько видов скрытой безработицы, различаемой, впрочем, только китайцами. "Почему станцию фуникулера охраняют сразу 8 полицейских? Проблемы с законом?" Ответ: "Выгоднее содержать полицейский полк, чем перевоспитывать дисциплинарный батальон". На полях буйволов больше, чем тракторов: "Технику будем вводить по мере сокращения сельского населения". В дополнение к производственной это - задача совсем, как оказалось, неубыточных колхозов. Некоторые из них имеют свои предприятия по сборке бытовой техники.


О статистике. Под новым социальным углом зрения. Китай уже вышел на первое место в мире по выпуску "бибицзи" (пейджеров) и "шоуцзи" (мобильников). Называем их по-китайски из-за существенной разницы с внешне аналогичной продукцией "Нокии" или "Сименс". Каждый должен иметь "железную - в обоих смыслах - чашку риса", то есть около 20 - 30 долларов в месяц при цене обеда в закусочной, эквивалентной 10-15 рублям. Стали лучше одеваться. Если 10 лет назад пекинская улица напоминала Московский вокзал после одновременного прибытия трех "огородно-грибных" электричек, то сегодня, скорее, "Гостинку" в выходной день.


Ежегодно создаваемые 10-15 миллионов рабочих мест за ростом населения не успевают. Главным условием дальнейшей реализации "триединой" стратегии в Пекине считают сокращение к 2050 году численности населения с 1,5 миллиарда до 1,3 - 1,4 миллиарда. Иметь в семье второго ребенка разрешено при втором браке, мягко говоря, не поощряемом. Еще в случае рождения первенца-инвалида. Ну и куда деваться, если родилась двойня-тройня? Впрочем, исключение делается для многих из 55 национальных меньшинств, благо межнациональных браков относительно мало. Нарушителей наказывают "юанем". Первичный штраф - 200 долларов. Далее родителям "внелимитного" ребенка придется платить за "бесплатное" образование, медицинское и прочее обеспечение, но главное - оставить надежду на "плановое" улучшение жилищных условий. Впрочем, исключения делаются для большинства из представителей 60 нацменьшинств, составляющих менее 100 миллионов граждан КНР. Наиболее чадолюбивые иногда стараются документально запутать, "кто есть чей"... Вообще говоря, это тоже "попытка обмана народа и государства" (см. на два абзаца выше). Кстати, непрекращающаяся эмиграция из самого Китая (15 миллионов в год), в том числе в Россию, нередко имеет эту же причину.


Касаясь деликатного и для китайцев национального вопроса, отметим привычное для страны масштабное строительство центров (музеев, парков) национальных меньшинств. В музее провинции Шаньдун первым в виде восковой фигуры вас встретит представитель 20-тысяч "эцзу" - этнических русских, то есть самого малочисленного из китайских меньшинств. В приличном, хотя и старомодном, костюме, при залихватски пестром галстуке и почему-то с нашивкой "К.В.Ж.Д." на рукаве.


Об "иноземных чертях"


Так по-уличному называют иностранцев. Впрочем, сначала не только о них. В отличие от Запада, уже под 50 лет "обеспокоенного" правами 5 миллионов тибетцев, самих китайцев больше беспокоит 17-миллионный мусульманский Северо-Запад - Синьцзян-Уйгурский автономный район. Повесив - с учетом этнических особенностей - около 30 доморощенных, но отстажировавшихся в Афганистане и Чечне моджахедов, китайцы заблаговременно рассчитывают на единство антитеррористического фронта. С Россией в том числе. Не исключено, что именно эта озабоченность ускорила заключение Договора о дружбе и сотрудничестве с Москвой, закрывшего тему наших с китайцами территориальных споров. Одновременно созданная Шанхайская организация сотрудничества - едва ли не единственный международный форум, где мы не чувствуем себя "братом помладше".


В целом отношение к России у китайцев скорее положительное, чем нейтральное. У бывших студентов советских вузов оно восторженно-ностальгическое: с чувством поют "Катюшу". К чести китайцев, они стесняются вспоминать "культурную революцию", а заодно и ее порождение - вооруженные столкновения на советской границе в 1969 - 1971 годах. 16 гектаров "русского леса" отведено нашему посольству в Пекине. Это вообще самая большая иностранная территория в чужой столице. Хамоватым отечественным челнокам "сдана" одна из пекинских улиц, на протяжении 500 метров радующая кириллицей вывесок. Но и с Западом, особенно с традиционно чтимыми в Китае немцами, а также с американцами и японцами по политическому - не уличному - расчету ссориться не хотят.


Главное, что отличает китайцев от нас, это уверенность в достижимости поставленной цели - построить Державу XXI века. Чем и занимаются с кропотливостью легендарного Юй Гуна. Сегодняшний Китай - возможно, самая грандиозная строительная площадка планеты. Не говоря о Пекине, в небольших - по китайским меркам - полумиллионных городах одновременно строятся по 20 - 30 высоток. Перемещаясь по бесчисленным эскалаторам 30-этажных офисов и торговых центров, еще и еще раз задаёшься тем же вопросом, что и при виде олимпийского пьедестала. Кстати, следующие Олимпийские игры в 2008 году пройдут на родине всё того же Юй Гуна...