Главная >> 5 >> 30

Татарский мир

У самарских мишар есть чему поучиться


Самара - город уникальный. Если кинуть взгляд в глубину веков, то обнаружится, что это был не просто боевой форпост Российской империи, но и город, с которым связан технический прогресс во всех отраслях промышленности страны.


Самара по мелочам не разменивается, и слова "первый" и "крупнейший" для старейшего города Среднего Поволжья - дело привычное.


Первый из трех острогов, построенных на Волге воеводой Григорием Засекиным по указу царя Федора Иоанновича. Первая российская кумысолечебница. Первое губернское земское собрание, первая в России пенсионная касса, первая из пяти учительских семинарий... Это все здесь, в Самаре. У станции Батраки в 1890 году был открыт самый крупный в Европе железнодорожный мост через Волгу, названный в честь императора Александра Второго, поскольку был сдан в эксплуатацию в день его рождения.


В современной России Самара занимает столь же значимое место, что и в минувшие века. Самарцы фактически первыми в постсоветской глубинке ступили в капитализм. Бурное развитие предпринимательства определило ведущую роль города в развитии новых экономических отношений.


И сегодня этот город во многом первый. Самый высокий железнодорожный вокзал в Европе, увенчанный 86-метровой башней, - здесь. Два года назад в Самаре введен в строй крупнейший в Европе аквапарк "Виктория". Одна из самых крупных в Европе мечетей тоже здесь.


Уникальное географическое положение Самары на стыке Европы и Азии обусловило столь же уникальную ее историю. В ней издавна благополучно соседствуют разные религии и культуры. Более миллиона человек ста национальностей создают неповторимый облик современного города.


Но Самара еще и родина восьмидесяти тысяч татар, чьи предки - булгары обосновались в этих краях много веков назад, задолго до основания древнего острога. Между прочим, как предполагают специалисты, название города имеет тюркские корни и переводится как "степная река".


Татарская община Самары - влиятельная и серьезная сила, с которой считаются все ветви власти. Мало того, это одна из самых мощных национально-культурных автономий татар в России. Сюда едут за опытом представители диаспор. У самарских мишар есть чему поучиться и нам, живущим на своей исторической родине.


Шагнувшие в капитализм


Протяженность Самары вдоль Волги с севера на юг составляет пятьдесят километров, а с запада на восток - двадцать. В городе проживает, по данным последней переписи, 1, 176 млн. человек, составляющие тридцать шесть процентов населения Самарской области.


Наше знакомство с Самарой началось именно с того места, где в 1586 году, который официально признан как дата основания города, причалила флотилия под руководством воеводы Григория Засекина.


В советское время Самара, переименованная в 1935 году в честь одного из деятелей государства в Куйбышев, стала крупнейшим промышленным центром Поволжья. В городе выпускаются сложная наукоемкая техника, пассажирские самолеты семейства "ТУ", ракетоносители для спутников и космических кораблей, авиационные двигатели, металлорежущие станки, широкий ассортимент кабельной продукции. Знамениты и самарские кондитеры - конфеты с берегов Волги до сих пор нарасхват по всей России. На сто самарцев приходится десять малых предприятий, в то время как по Поволжскому региону - всего пять с небольшим.


Бункер Сталина


Мы возле пятиэтажного дома, центральный вход которого выходит на Театральную площадь и смотрит на Волгу. Здесь долгое время располагался Куйбышевский обком партии. Поразительно, но факт: полвека никто не обращал внимания на скромную дверь в дальнем сумрачном углу вестибюля. За этой дверью знаменитый теперь бункер Сталина. Его открыли лишь в 1990 году.


К строительству бункера приступили во второй половине февраля 1942 года, а закончили 1 ноября этого же года. Строили в обстановке строжайшей секретности. Шестьсот московских метростроевцев трудились днем и ночью. Даже жители окрестных домов ничего об этом подземном строении не знали. Для всех горожан бункер Сталина стал неожиданным открытием. Как и куда вывезли около 27 тысяч кубометров изъятого из бункера грунта? Каким образом втайне сумели уложить 10 тысяч кубометров бетона? Аналогов такого строительства по объему и срокам мир не знает. Кстати, глубина гитлеровского бункера в Берлине - шестнадцать метров. У Черчилля в Лондоне, как, впрочем, и у Рузвельта, убежище располагалось на глубине всего в два этажа. Сталинский бункер ушел в землю на глубину 37 метров. Это высота 12-этажного дома.


Здесь Сталин мог бы принять с докладами 115 человек. А сам бункер мог вместить в себя шестьсот человек при абсолютно автономном жизнеобеспечении. Но бункером Сталин так и не воспользовался. Хотя Куйбышев и был объявлен запасной столицей, до эвакуации "отца народов" дело не дошло. Однако в целости и сохранности объект гражданской обороны стоял долгие годы. Эту функцию с бункера никто не снимал. Так что хранители музея, расположенного теперь в бункере, наверняка раскрыли нам не все его секреты.


Еще один любопытный исторический факт: скульптор Манизер, поставивший на Театральной площади памятник Чапаеву, расположил его так, что вооруженная конница будто летит на обком партии, где сейчас расположился Институт культуры. В 30-е годы некий стукач послал донос самому Сталину, обвинив скульптора за такое расположение чугунных фигур в антисоветизме. Сталин же только заметил: "А Манизер-то прав...". И велел расстрелять... работников обкома и автора письма.


Памятник почувствовал на себе веяния новых времен. На боковых стенах пьедестала от души потрудились местные "графитчики". А с тачанки украли пулемет и винтовку одного из персонажей. Цветной металл, однако...


Держись, народ, Самара идет!


Острому языку самарцев надо отдать должное. Попадешь таким под горячую руку - разделают под орех. Никакая должность или звание не спасут. Знаете, как здесь называют стелу у городской думы, с которой гордый авиастроитель в серебряных одеяниях, держа в высоко поднятых руках нечто символическое, смотрит на Волгу? Памятником Паниковскому и его гусю. Встречи так и назначают, мол, увидимся вечерком у Паниковского.


А памятник известному революционеру Куйбышеву здесь именуют не иначе как "дядька на табуретке". Все потому, что в свое время власти решили уменьшить высоту пьедестала, на котором он установлен, и теперь дисгармония между статуей и ее основанием бросается в глаза даже далекому от искусства человеку. Сам же революционер давно попал на язык вредным самарцам. Старожилы рассказывают, что в 20-е годы горожане шутили, мол, человеческий род начался с Адама, а советская власть - с Адамчика (такова была партийная кличка Воли Куйбышева, провозгласившего советскую власть в цирке "Олимп"). А вот по поводу цирка, где произошло сие историческое событие, существует нестареющая самарская поговорка: "Цирк уехал, а клоуны остались".


Была здесь улица Казанская


В самарском городском фольклоре немало загадок, привязанных к конкретным местам. Почему улицу Почтовую коммунисты переименовали в Рабочую, хотя на ней никогда не было ни заводов, ни даже самих пролетариев? Оказывается, Почтовая пересекалась с Сокольни-чьей, и на этом месте находился дом, где проживал В.И.Ульянов. Вот и назвали Сокольничью - Крестьянской, а Почтовую - Рабочей. Ведь вождь-то рабоче-крестьянский.


Между прочим, когда-то давно были в Самаре и улицы Казанская с Татарской, позже переименованные. В прошлом году мэр города Георгий Лиманский на встрече с татарской общественностью, где он дал высокую оценку деятельности татарских организаций, пообещал было поддержать идею увековечения памяти видных деятелей татарского народа, высказанную заместителем председателя национально-культурной автономии татар Самары, видным общественным деятелем Равилем Ягудиным. Ведь сегодня в Самаре, где проживает около 80 тысяч татар, нет ни одной улицы, названной татарским именем, ни одного дома с памятной доской. Но дальше обещаний дело не пошло...


Как это было


История свидетельствует, что ко времени прихода русских в Поволжье тут уже было, хотя и малочисленное, коренное население - татары. В память о тех временах на самарской земле остаются развалины древних мечетей.


Статистические сборники констатировали, что в 70-е годы позапрошлого века в губернии проживало более 180 тыс. магометан. В губернском городе Самаре существовали три татарские слободы: одна в районе Оренбургской улицы, другая на Казанской и третья, самая старая, на Троицкой улице, когда-то носившей название Татарской.


Долгое время в городе не было настоящей мечети. Ее роль выполняли частные молельные дома. Первая небольшая мечеть была выстроена в 1856 г. на средства местного муллы Мельзет-динова. В это же время мусульманская община начала добиваться права на строительство настоящих мечетей и медресе. И вот, наконец, глава Самарской епархии Гурий дал согласие. Так в Самаре на улице Казанской начала строиться каменная мечеть. Однако денег не хватило, и она оказалась недостроенной. О ее несостоявшейся красоте можно судить лишь по чертежам, поныне хранящимся в Самарском архиве.


Испокон веков жизнь татар в Самаре опиралась на веру предков. С 1907 года здесь начало свою деятельность татарское мусульманское общество. Целью общества стало просвещение и образование лиц магометанского вероисповедания, ознакомление с политическими и экономическими правами, которые признавали за ними существующие законы, и оказание материальной помощи нуждающимся. Пятью годами позже мусульмане выхлопотали от Самарского самоуправления разрешение иметь 4 русско-татарские школы, где учились 90 мальчиков и 70 девочек.


После 1917 года новая власть не сразу заняла открыто враждебную политику по отношению к религии. Надо было привлечь на сторону революции население национальных окраин, где позиции ислама были чрезвычайно сильными, на которых фактически основывался жизненный уклад людей. Наступление нарастало постепенно, по мере укрепления Советской власти. И пик преследований духовенства, в том числе и мусульманского, пришелся на тридцатые годы. Закрылись все без исключения мечети и в Самаре, и по всей губернии. Но через несколько лет, как тогда говорили, при "контрреволюционном попустительстве на местах", в Алькино, Новом Фейзуллово, Татарских Выселках, Теплом Стане верующие вновь стали собираться в мечетях и проводить богослужение.


Татарская община


Если в 1989 году, по данным проведенной тогда же последней Всесоюзной переписи населения, в Куйбышевской области проживало чуть больше 115 тысяч татар, к началу нового тысячелетия, по данным общества "Туган тел", в Самарской области проживает около двухсот тысяч татар. Это вторая по численности, после русских, нация.


Всего в области насчитывается тридцать четыре села с преобладанием татарского населения. Много татар в Тольятти, Сызрани, Нефтегорске, Похвистневском, Елховском, Шенталинском, Челно-Вершинском районах. Недавно один из них - Камышлинский район, где в 13 из 22 деревень численно преобладает татарское население, был возрожден как татарский район.


Образованное пятнадцать лет назад самарское областное общество "Туган тел" явилось основной общественной организацией татарской общины губернии и сумело создать разветвленную организационную инфраструктуру. Стабилизирующую роль в татарском национальном движении на территории области сыграла местная деловая и культурная элита, стремящаяся занять свое место в новой складывающейся политико-экономической системе страны. Так, еще 16 августа 1988 года Куйбышевский облисполком принял решение об организации кооператива - ремонтно-строительного объединения "Прогресс" при управлении снабжения и сбыта, руководителем которого стал Вазых Мухаметшин, о чем подробно писала газета "Волжская Коммуна" в сентябре 1991г. Через полгода Мухаметшин удачно преобразовал свой кооператив в акционерное общество и, получив кредитную поддержку, в том числе от бюджета области, к 1994 г. занял лидирующее место в татарской диаспоре. Именно Мухаметшин выступил как генподрядчик на строительстве Самарской соборной мечети.


Примечательно то, что никакие кадровые перестановки, связанные с изменениями в структурах местной законодательной и исполнительной властей, не влияют на их добрые взаимоотношения с представителями татарских национально-культурных организаций. Постоянными участниками Сабантуя являются губернатор Самарской области Константин Титов, мэр Самары Георгий Лиманский, губернские министры и депутаты Думы. И поздравляют они местных татар с праздниками на их родном языке.


Показателем позитивных взаимоотношений органов власти и национальных организаций является и участие лидеров татарской общины в создании многонациональной радиостанции "Радио-7", единственной подобной радиостанции в России, которая вещала на одиннадцати языках. К сожалению, сегодня она молчит - финансовые затруднения приостановили ее деятельность. Костяк этой радиостанции в свое время составили журналисты татарской газеты "Бэрдемлек". В последние годы главным редактором работал бывший офицер Советской Армии Шамиль Багаутдинов, ныне директор "Туган тел".


Самарские СМИ на протяжении последних лет говорят "об определенном стабилизирующем влиянии татарской общины на ситуацию в Самарской области. И политически, и экономически ее представители заинтересованы в рыночных преобразованиях и укреплении стабильности в обществе и государстве".


Значительным событием в жизни самарских татар стало выездное заседание исполкома Всемирного конгресса татар, проведенное 1 марта 1997 года в селе Камышла. По результатам проведенных переговоров была достигнута договоренность об оказании помощи Республикой Татарстан в бесплатной подготовке и переподготовке специалистов в области культуры и образования в высших учебных заведениях Татарстана, а также проведении выездных семинаров-совещаний в Самарской области для работников школ, библиотек, клубных учреждений.


"Только вместе мы - сила"


За прошедшее десятилетие наиболее последовательно национально-культурное возрождение в губернии происходило именно среди самарских татар, подчеркивают местные власти, и во многом это было определено деятельностью областного татарского культурного центра "Туган тел". Его президентом долгое время был богатый предприниматель, весьма влиятельный не только у своих земляков-татар, но и во властных структурах области. Это уже упоминавшийся президент АО "Ремонтно-строительное объединение "Прогресс" Вазых Мухаметшин, а бессменным на протяжении многих лет директором являлся Азат Надиров, бывший работник филиала туполевского КБ при Самарском авиационном заводе. Еще сильнее стала община с созданием национально-культурной автономии, во главе которой встал директор Самарского областного предприятия санитарного автотранспорта, член духовного управления мусульман Самары Жамиль Валиуллин, которого за глаза именуют "отцом самарских татар". Каждый из руководителей автономии - успешный, состоявшийся предприниматель или общественный деятель, имеющий серьезный вес в масштабах не только своей области, но и региона. Именно это сделало автономию образованием самодостаточным.


Влияние татарских общественных национально-культурных организаций в области заметно возросло и потому, что они образованы практически во всех местах проживания татар, начиная с уровня районов.


Кроме того, помимо территориальных образований, в состав областного татарского культурного центра "Туган тел" входят женская общественная организация "Ак калфак", татарский ансамбль "Ялкынлы яшьлек", который многие годы возглавляет заслуженный работник культуры РФ и РТ Ильгиз Колючев, редакция еженедельной газеты "Бэрдэмлек" и "Азан", татарская радиостанции "Ак бахэт".


Но особое внимание и забота уделяются восстановлению и развитию национального образования. Татарский язык, историю и культуру татарского народа преподают в 26 татарских сельских школах области. В крупных городах области, помимо воскресных, появились и татарские средние школы.


Первым таким учебным заведением стала татарская школа в Советском районе Самары, открытая на базе вечерней средней школы в 1997 году. Здесь родной язык дети и подростки изучают с 1-го по 11-й класс. Со второго класса изучают английский, а с пятого - арабский языки. Ребята знакомятся с историей татарского народа, проходят уроки национальной этики. В кружках, работающих при школе, учатся татарскому танцу. Сейчас в школе обучается 200 ребят. Школа, по признанию руководителей общины, не вмещает всех желающих учиться на родном языке. Принято решение об ее расширении. В скором времени она сможет принять восемьсот учащихся.


Несмотря на то что "Туган тел" и другие татарские национально-культурные организации являются светскими, они тесно сотрудничают с духовным уп-равлением мусульман Самарской области, принимают деятельное участие в строительстве мечетей и медресе. В том числе и путем сбора финансовых пожертвований. Много средств было собрано на сооружение соборной мечети, торжественно открытой в ноябре 1999 года. Об этой мечети стоит сказать несколько слов отдельно.


Соборная мечеть


Ее золотой минарет виден издалека. Особенно красивы купола в ясный день, когда солнечные лучи превращают полумесяц в своеобразный светящийся маяк - символ веры и благочестия, который служит путеводной звездой для всех местных мусульман.


Мечеть возведена на народные деньги при поддержке областных и городских властей. В строительно-монтажных и отделочных работах участвовали десятки предприятий, организаций города и области, а также других регионов.


Сооружение занимает площадь в 1200 квадратных метров. Высота минарета от основания здания до верхней точки полумесяца - 60 метров. Большой зал и два яруса могут одновременно вместить более тысячи человек.


Предыстория строительства столь грандиозного сооружения такова. После закрытия в начале 30-х годов мечетей на улице Обороны и на Оренбургском спуске с 1967 года центром мусульманской жизни города стал молельный дом на Малом тупике. Только в 1984 году на нем был поднят маленький минарет. Но старая мечеть не могла вместить всех верующих, и с началом перестройки, во второй половине 80-х годов, возникла идея строительства новой, большой мечети. Старания членов инициативной группы: Вагиза-хазрата Яруллина, В.Кадырова, М.Галялетдинова, Л.Мустафина, X.Гиниятуллина и других увенчались успехом - городские власти выдали разрешение на строительство мечети.


Ими гордится вся Россия


Самара дала нашему Отечеству много славных татарских имен. Этой земле мы можем быть благодарны уже только за то, что она дала татарскому народу великого Аделя Кутуя.


А сколько замечательных имен множат славу татарского народа сегодня! Вот лишь некоторые из них. С 1975 года в ЗАО "Самарская кабельная компания", которое является крупнейшим производителем кабеля связи в России, генеральным директором работает Анвар Бульхин, предприниматель с мировым именем. Он кандидат технических наук, профессор, награжденный орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. Анвару Кашафовичу присуждено звание лауреата Национальной общественной премии имени Петра Великого в номинации "Честь и достоинство". Благодаря его энергии и предприимчивости предприятие и в самые трудные времена не потеряло ни одного рабочего места, год от года наращивает производственные обороты. "Самаракабель" - лауреат конкурса Госкомсвязи России в области качества производства средств связи, имеет ряд престижных международных наград, в том числе Международную платиновую звезду за качество.


Наиль Гараев - многократный чемпион РСФСР, СССР, мира, участник Олимпийских игр, заслуженный тренер по греко-римской борьбе. Закончив активную спортивную жизнь, он не менее активно взялся за воспитание молодой смены. Подготовил 25 мастеров спорта СССР, международного класса, чемпионов и победителей состязаний самого разного уровня. Вот уже несколько лет подряд в Самаре проводят открытый региональный юношеский турнир имени знаменитого спортсмена Наиля Гараева, который становится все популярнее в России.


Делаешь дело, так гуляй смело!


В Самаре уже привыкли к праздникам, которые то и дело устраивает татарская община. Ежегодно проводятся как минимум четыре крупных областных праздника - Навруз, Сабантуй, музыкальный конкурс "Играйте, гармони!" и фестиваль детского самодеятельного творчества "Серебряный колокольчик".


- Татары и работать умеют от души, и отдыхать так же достойно, - заметил на недавнем Сабантуе глава администрации города Николай Колесников.


Этот праздник вот уже в шестнадцатый раз прошел под сенью соборной мечети в крупнейшем парке города, носящем имя первого космонавта Юрия Гагарина.


В городе шутят, что этот парк власти отдали на откуп татарам только для того, чтобы те навели здесь порядок. Парк считается одной из самых криминогенных точек города, а самарские татары свои праздники проводят без спиртного, что совсем не мешает делать их яркими, красочными и веселыми. Такими, как нынешний Сабантуй.


В последние годы ежегодно на Сабантуе выбирается наиболее деятельный и влиятельный человек, которому присваивается почетное звание "Татарин года". Такой чести были удостоены, например, уже названные мной Анвар Бульхин, Жамиль Валлиулин и другие заслуженные люди. Их вклад в национальное возрождение татарской общины города и области определяется как личным участием в общественных делах, так и материальной спонсорской помощью в организации различных общественных мероприятий или информационной, организационной помощью и поддержкой тех или иных национально-культурных акций.


Сабантуй - это не только праздник, это своеобразный открытый отчет руководства общины перед самарцами. Новые концертные программы коллективов художественной самодеятельности, соревнования, встречи, выступления - в этот день татары показывают всему городу, чем жила их дружная община в течение всего года.


- Скажу откровенно, мы народ небедный и даже самодостаточный, - говорит председатель национально-культурной автономии Жамиль Валиуллин. - Но нас не могут не радовать крепнущие с каждым годом связи с Татарстаном. Мы гордимся вашим Президентом. Татарстан - наша духовная родина, и потому вести с нее важны для нас. Особенно радует новая традиция, появившаяся на свет в эти годы, когда на Сабантуй приезжают посланцы вашей республики. В этом году у нас была большая делегация из Заинского района. И через вашу газету мне хотелось передать им самую искреннюю благодарность и восхищение от многотысячной самарской общины. Если в маленьком городке есть такие таланты, которых назвать самодеятельными просто язык не повернется, если в Татарстане растет такая замечательная молодежь, то у нашего народа есть будущее.