Главная >> 5 >> 30

Страна победившего гендера

Вы любите социализм и равенство полов? Тогда вам нужно ехать в Швецию. Но помните: цены там, как в Астане, налоги - самые высокие в Европе, за просмотр любых телеканалов вы будете платить, а ездить вам придется на общест-венном транспорте или на велосипеде.


Хорошо, что у нас есть Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК. Захотелось вам поближе узнать, как живут шведы и особенно шведки, - и вот уже вы летите в Стокгольм в составе представительной делегации, создание которой инициировала эта комиссия.


Швеция для казахстанцев страна близкая и незнакомая. Близкая, потому что мы любим Карлсона, который живет на крыше, Пеппи Длинный Чулок и группу "АББА". Незнакомая, потому что с ходу мы можем вспомнить о ней еще только про "шведскую семью" и "шведский социализм".


Насчет первого понятия - сами шведы ничего сказать не могут, так как не знают, что это такое. Насчет второго они тоже много не говорят, потому что считают: так и должно быть во всем мире.


Вообще, обособленность скандинавского менталитета сказывается во многом. Политики на теледебатах не бросают друг в друга стаканы, а плечом к плечу мирно спорят только об идеях. Ни одному местному правозащитнику просто не придет в голову выступать с любыми политическими заявлениями. Автомобилисты на узких и крутых улочках Стокгольма всегда терпеливо ждут, когда самый неторопливый пешеход перейдет улицу, и только потом трогаются с места. Папы же в этой стране не считают зазорным прогуливаться с детскими колясками.


Кстати, о папах.В Швеции работает законодательство о родительском страховании, которым введено такое понятие, как "месяц папы". Согласно ему, после рождения ребенка в семье сами решают, кому с ним сидеть - маме или папе. И многие мужчины здесь с удовольствием пользуются возможностью помочь своему чаду встать на ноги. Благо им при этом выплачивается 80 процентов от заработной платы.


Подобный подход очень хорошо согласуется с общешведской идеей строительства общества социального благополучия. В нее также входят всевозможные услуги для престарелых и... и, конечно же, равноправие полов.


Гендерный вопрос стоит в Швеции на самом что ни на есть высоком уровне. В этой стране ни один мужчина-политик, ни один мужчина - руководитель компании не может не считаться с правами женщин. И даже любой муж не может за просто так отдубасить свою благоверную. Пусть уж он лучше отделает какого-нибудь мужика - меньше последствий будет.


То, что в Швеции в правительстве и в парламенте свято соблюдается принцип "50 на 50", знают многие. Но немногие догадываются, КАК он свято соблюдается. Шаг влево, шаг вправо здесь недопустимы. И не приведи вас судьба с неподдельным интересом посмотреть или, тем более, ущипнуть шведку. Вам будет гарантировано судебное преследование за сексуальное домогательство.


Впрочем, это все видимая часть местной специфики. На самом деле идеи равноправия полов имеют тут глубокие социально-экономические корни. Борьба за права женщин изначально носила классовый характер, когда пролетариат боролся за улучшение условий своего существования. Затем знамя подхватили росшие как грибы женские общественные организации. Учитывая же, что в Швеции весьма традиционны идеи общественной солидарности, с течением времени вопрос о женском равноправии стал политическим, социальным и экономическим. И даже шведские консерваторы, изначально косо смотревшие на соответствующие инициативы, в конце концов вынуждены были признать, что для заполнения все растущего рынка труда привлечение женских рук просто необходимо. Для этого было решено переложить вопросы воспитания детей и ухода за престарелыми людьми на плечи государства.


Тем самым была заодно решена и проблема естественного воспроизводства подданных шведского королевства. На сегодняшний день средняя цифра детишек в шведской семье составляет 1, 7. А вот в более южных странах Евросоюза - Португалии, Испании, Италии, где женщин традиционно уважают как домохозяек, - аналогичная цифра составляет всего лишь 1, 2.


Тут нельзя не сказать и о роли Евросоюза в жизни Швеции. Прошедшие в воскресенье выборы показали, что шведов не очень интересуют идеи общеевропейского политического глобализма. Немногим более 40 процентов из них пришли проголосовать за своих кандидатов в Европейский парламент. При этом 3 мандата из положенных этой стране 19 завоевала недавно созданная партия "Июньский список" (Junilistan по-шведски), которая выступала против глубокого проникновения ЕС в шведскую жизнь. Что дало возможность местным газетам писать про то, что евроскептики европеизируются. И сей факт у политологов явно затмил победу социал-демократов, которые в очередной раз выиграли у правых. Правда, на политический расклад в Европарламенте эта виктория сильно не повлияла: там, как и прежде, в большинстве остались консерваторы.


Надо сказать, что во всем этом (и еще во многом другом) автору этих строк помогли разобраться женщины-консультанты шведской организации SPRANGBRADAN. А отдельная благодарность по праву принадлежит ее руководителю госпоже Бонни Бернстрем.


Сергей ВОЛКОВ


Стокгольм - Астана


Хотите большего? Возвращайтесь на родину!


Пера Шекспира достойны страсти, которые несколько недель назад бушевали вокруг проекта нового немецкого закона об иммиграции. И это неудивительно: в зависимости от того, какие именно правила въезда в страну будут приняты в ФРГ, так либо иначе сложится судьба миллионов жителей других государств, мечтающих найти свою "синюю птицу удачи" в такой чистенькой, уютной и, если смотреть со стороны, такой беспроблемной Германии.


Одиночество вдвоем


Среди тех, кто намеревается рискнуть и начать на Западе свою жизнь с нуля, все еще хватает и казахстанцев. Виталий, к примеру, не только мой земляк, но и сверстник. В середине семидесятых окончил Карагандинский политех. Поднимал цех белой жести в Темиртау. Пользовался в коллективе уважением. Более 20 лет был женат на немке, родители которой не по своей воле сменили берега Волги на степные просторы.


- Словно подменили мою Анну здесь, - жалуется этот пожилой безработный. - Дома, ну в смысле в Караганде, она заводная была. Живая... На премьеры театральные меня вытаскивала. По горным рекам в байдарках сплавлялись. У костра под гитару песни пели... А здесь немецкий язык не учит, работу искать перестала, обрюзгла, меня тунеядцем называет. Это потому, что у нее-то, как у немки, пособие социальное есть. А мне в Кельне никто ничего платить не собирается. Я ведь по гостевому вызову сюда приехал. После фиктивного, из-за жилья, с ней развода.Думал, у жены на новом месте уже все обустроилось. А теперь...


Теперь выходцы из прежней, безвозвратно канувшей в Лету советской жизни, устраиваются в совершенно чуждой для них среде совершенно по-разному. Кому-то реализовать себя все же удается. Но нередко отчаявшийся уроженец Алматы или Кокшетау набирает номер 44 010606. Это линия экстренной психологической помощи на русском языке. Не от хорошей жизни Нелли Фрейкман-Хрусталева, доктор психологических наук, шесть лет назад организовала в германской столице этот телефон доверия.


- В трудные дни, а это выходные, праздники, особенно под Новый год или Рождество, бывает до 70 сигналов бедствия в сутки, - приоткрывает секреты своей "кухни" одна из сотрудниц "службы спасения". - Бывших казахстанцев, попавших в кризисную ситуацию на новом месте и пожелавших нам излить душу, к сожалению, предостаточно. Больше только россиян и украинцев. Соотношение мужчин к женщинам примерно один к трем. Пятая часть звонков - от молодежи. Большинство звонящих, почти 50 процентов, - это люди, пережившие свой главный успех на родине. Им от 35 до 60 лет. Не исключаю, что среди отчаявшихся могла быть и упоминаемая вами Анна. Ведь неоправданные надежды, безработица, элементарная зависть к тем, кто живет более благополучно, способны разрушить даже прочную семью.


Еще более образно и ярко на этот счет выразилась Ольга Шульц, автор нашумевшей в Берлине книги "Психологические проблемы русскоязычной эмиграции":


- Многие переселенцы, в том числе и казахстанские, просто не испытывают в языке необходимости. Они прекрасно знают, что с голода в Германии не умрут. А на "социале" можно сидеть годами. Но, получая эту небольшую помощь, люди перестают чего-то добиваться: ложатся на диван перед телевизором и ничего не делают. Через 5-6 лет они не в состоянии утром встать, чтобы даже пойти к врачу. У них пустые глаза и полное отсутствие желаний. В конечном итоге многие мужчины уходят в запои, женщины перестают следить за собой, толстеют. Семьи разваливаются...


Стой, кто идет?


- Да не пугай ты меня этими своими "страшилками"! - кричит в трубку друг детства из Семипалатинска. - Расскажи лучше, каким способом мне будет проще в Германию перебраться?


Другу уже давно за "полтинник". Бурные годы избавили его уже от второй жены, но не от наивности. Судьба же не баловала большими "командными высотами" или "хлебными" местами.


- Сейчас-то в Казахстане "дальнобойщику" жить можно, - отдает должное реалиям друг. - Дороги лучше стали, заработки... Но "баранку" по немецким бетонкам покрутить и потом пенсию не в пример нашей получать - это ж совсем другое дело!


Так-то оно так. Но упоминавшийся выше закон об иммиграции, похоже, уже вскоре перекроет большинство прежних "лазеек" с Востока на Запад.


- Механизмы, регулирующие иммиграцию, должны стать более гибкими, дабы обеспечить страну достаточным количеством квалифицированных кадров, - заявил в бундестаге Герхард Шредер.


Уже в недалеком будущем эти его слова должны будут означать следующее. Льготный режим при получении вида на жительство станет "светить" в Германии только отменным специалистам в области коммуникационных и компьютерных технологий, профессорам с мировым именем, заметным ученым и менеджерам международного уровня...


Даже самые состоятельные в материальном плане казахстанцы рискуют вскоре столкнуться в ФРГ с огромными проблемами. Ведь разрешение на открытие иностранцами собственного дела будет осуществляться с учетом "внутренних интересов рынка". Проще говоря, только тот, кто готов будет инвестировать в германскую экономику не менее одного миллиона евро и выдаст гарантию на создание десяти, как минимум, новых рабочих мест, сможет обрести для себя новую родину где-нибудь в Баварии или под Гамбургом.


Ну, а для таких, как мой семипалатинский знакомец, предполагается поставить еще один пограничный шлагбаум. В страну будут пропускаться только те, кому "заранее и на законных основаниях гарантировано в стране конкретное рабочее место". При этом вакансия должна оказаться такой непривлекательной, чтобы ее не согласился занять "гражданин Германии или другой страны ЕС".


- Считай, реализуется запрет на профессию для любого простого работяги из бывшего СССР, - прокомментировал ситуацию Роман Кох, мой знакомый специалист по трудовым спорам, перевезенный родителями в Берлин из Павлодара еще в младенчестве. - Ведь нет у нас здесь такой непрестижной работы, на которую не согласились бы те же поляки например...


Мусульманин мусульманину рознь


Но и политическая составляющая, конечно же, играет в ужесточении иммиграционного закона далеко не последнюю роль.


Либералы в бундестаге долго не хотели увязывать в один пакет правила въезда в страну и вопросы усиления борьбы с терроризмом, а также экстремизмом. Лидер страны пережил очень трудные времена, когда часть его коалиции, а именно - "зеленые", заявили об одностороннем выходе из межпартийных переговоров по согласованию всех аспектов иммиграционного закона. В начале мая Герхард Шредер принялся активно "разводить" яростных спорщиков.


Компромисс нашли только после того, как был отведен проект министра внутренних дел, связанный с "превентивным заключением под стражу иностранцев, подозреваемых в причастности к экстремистским организациям". Но при этом было принято решение, дающее зеленый свет "усиленному контролю на основе подкрепленного фактами прогноза об опасности".


Под данным контролем, и это предложил лично бундесканцлер, скрывается "запрет подозрительным личностям пользоваться Интернетом и мобильными телефонами". Можно будет также "депортировать по усмотрению ведомств по делам иностранцев в ускоренном порядке разжигателей межнациональной ненависти".


Об одном из таких разжигателей премьер-министр Баварии говорит не стесняясь в выражениях. Заводя речь о "кельнском халифе", Эдмунд Штойбер начинает горячиться, выходит из себя и требует немедленной высылки каждого, кто "по выходным собирается в мечетях и кричит о необходимости убивать неверных".


Правда, официальное обвинение Метину Каплану, руководителю запрещенной в Германии радикальной исламистской политической организации "Государство халифата", выдвигалось аж в 1999 году за подстрекательство к убийству единоверца. Приметив в Берлине харизматичную личность по фамилии Софу, вожак экстремистов из Кельна провозгласил: "Если поднимется второй халиф, отсеките ему голову!"


Вскоре новоявленный "берлинский халиф" на глазах у жены и детей был расстрелян неизвестными у себя дома.


При обыске кельнского бюро "Государства халифата" пять лет назад было найдено наличности более чем на миллион дойчмарок!


- Откуда у людей такие деньги? Аллах не велит настоящему мусульманину связываться с грязными деньгами, - бормочет парикмахер Азиф и баюкает раненную руку. Сутки назад неподалеку от его работы рванула бомба, начиненная гвоздями. - Мои соседи-немцы теперь говорят мне: "Вы превратили наш тихий район в место мусульманских разборок". Но мусульмане, как и все люди, бывают разными...


Трудно не согласиться с мнением этого работяги, начинавшего свою жизнь в ФРГ с восстановления разрушенного войной Кельнского собора. Но нельзя не учитывать и мнение тех, кто всех нас, говорящих с акцентом и воспитанных совсем в других традициях, принимает у себя дома со все большей настороженностью.


- Я ведь классным "спецом" в Темиртау был! Кла-ассным!! В президиумах всегда сидел! Орден имеется, - пустил на прощанье пьяненькую слезу мой новый знакомец Виталий. - А меня здесь даже старшим мастером в автомастерскую не приняли. Предложили только дворником. Я спрашиваю: "Почему?" А мне в ответ: "Хотите большего? Возвращайтесь на родину!".