Главная >> 5 >> 30

Свободы горькие плоды

С конца 80-х годов прошлого века произошли разительные изменения в религиозной жизни России. Бурный рост религиозности населения ученые связывают с особенностями переходного периода, духовным вакуумом, возникшим в результате краха официальной идеологии.


Оказал влияние и процесс национального пробуждения, вызвавший усиление интереса к духовному наследию своих предков. Именно религия и церковь проповедуют проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития. Не случайно одним из главных уроков, который должна извлечь Россия из практики реформ и исторического опыта ХХ века, значительная часть респондентов (26%) во время социологического опроса, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем РНИСиНП в 2000 году, видит в том, что нельзя жить без веры в Бога. Самым трагичным событием в российской (советской) истории ХХ века 14% опрошенных назвали борьбу с религией. Образовавшийся идейный вакуум пока не удалось заполнить сколько-нибудь целостной системой идей и ценностей светского характера, понятной народу и принятой им. Именно поэтому многие связывают свои надежды с традиционными религиозными организациями. Дает о себе знать и историческая память народа (патриотическая деятельность церкви при формировании российского государства, освобождение от монгольского ига, борьба с крестоносцами, отечественные войны).


В конце ХХ века в Якутии появился огромный интерес к шаманизму. В 1993 году было проведено социологическое исследование среди сельского якутского населения, в котором среди прочих были и такие вопросы: роль шаманизма в истории и нужно ли возрождать шаманизм. 67,7% опрошенных дали положительную оценку, 8,4% -- отрицательную, а 7,1% отметили как положительные, так и отрицательные стороны. За возрождение шаманизма высказались тогда 56,8%.


Такое же исследование было проведено в 2000 году, но теперь уже среди жителей Якутска, людей разных национальностей. Положительную роль шаманизма в истории отметили лишь 50,5% опрошенных, зато за его возрождение высказались 69,2%. Возрождение шаманизма люди связывают прежде всего с возрождением национальной культуры, так как он охватывал все стороны жизни людей, но главным является признание роли шаманизма в народной медицине.


Но вместе с ростом интереса к традиционным религиям, которые веками существовали на Руси, падение железного занавеса способствовало и проникновению нетрадиционных религий, сект, появлению шарлатанов, "чистящих" чакры и "снимающих" порчу. Уход людей в религию зачастую связан с социально-психологическим дискомфортом, жизненными неурядицами, стремлением уйти от реальной жизни, одиночеством. В это время люди особенно уязвимы для "бомбардировки любовью" представителей тоталитарных сект.


Кому мне открыться сегодня?


Братья бесчестны,


Друзья охладели.


Кому мне открыться сегодня?


Алчны сердца,


На чужое зарится каждый.


Кому мне открыться сегодня?


Бремя беды на плечах,


И нет задушевного друга.


Кому мне открыться сегодня?


Зло наводнило землю,


Нет ему ни конца, ни края.


Эти стихи были написаны в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Не правда ли они звучат современно?


Обо всем этом шел разговор на семинаре "Государственно-конфессиональные отношения в России: история и современность", прошедшем в конце апреля в Институте управления при Президенте РС(Я) для государственных и муниципальных служащих, ответственных за взаимодействие с религиозными объединениями, представителей республиканских СМИ и общественных организаций.


Сегодня в Республике Саха (Якутия) зарегистрированы православные религиозные объединения, мусульманские, буддийские, иудейские и римско-католические, а также новые нетрадиционные религии. Особое место занимает неоязыческое движение среди коренного населения, которое проповедует традиционные верования народа саха.


Архиепископ Якутский и Ленский Герман рассказал слушателям об истории православия в Республике Саха (Якутия). Оно пришло в Якутию с первопроходцами казаками в середине XVII века. К середине XIX века действовало более 140 приходов, построено множество церквей, открыты семинария, приходские школы, миссионерские курсы и благотворительные организации. Святитель Иннокентий впервые провел божественную литургию на якутском языке, и старейшины просили этот день сделать праздником. Владыка Иоаким открыл первую библиотеку, для которой подарил 200 своих книг, платил зарплату библиотекарям. Выходила газета "Епархиальные ведомости".


К 1916 году в Якутии из 160 священников было 48 якутов. Наиболее способные обучались в духовной академии. Служили целыми династиями: Жирковы, Слепцовы, Винокуровы и т.д. Среди священников были настоящие герои и подвижники. Огромный след в жизни якутского края оставили святитель Иннокентий, архипастыри Дионисий Хитров, известные священники Поповы. С приходом советской власти епархия была закрыта, а некоторые священники расстреляны. До 90-х годов религия была практически запрещена, деятельность приходов жестко контролировалась и находилась под надзором уполномоченных по делам религии. В Якутске долгие годы существовал лишь один приход по улице Ушакова в деревянной церкви, построенной на месте бывшего барака. Сюда присылали проштрафившихся ссыльных священников. В 1993 году восстановлена якутская епархия. В 1995 году -- Никольский собор. Сегодня православная церковь имеет 46 зарегистрированных общин, шесть приходов готовы к регистрации (Тикси, Чернышевский, Жиганск и др.). Восстанавливаются храмы в Таттинском, Чурапчинском улусах, строятся в Октемцах, Хатассах, Намцах, Нижнем Куранахе, Светлом. Начато строительство в Усть-Нере, Верхневилюйске, Средне-Колымске, Вилюйске. В Сунтаре предприниматель Н.Герасимова на собственные деньги построила деревянный храм. Своего восстановления ждет Богородская церковь в Якутске, Троицкий собор, перестроенный за эти годы до неузнаваемости. Сегодня в нем располагаются и театр эстрады, и общежитие. С болью архиепископ рассказал о храме в Чурапче, помещение которого занимает местный музей. "Назвать музеем это сложно, это старый хлам, собранный в одном месте, нет нормальных экспозиций. Мы предлагали местным властям использовать здание храма совместно. Переднюю половину заняла бы церковь, отремонтировав, установив иконостас и пристроив часовню, а в задней расположился бы музей. Но почему-то заместитель главы администрации считает, что это вызовет возмущение местного населения и посеет межнациональную рознь. Это не так. Православная церковь никогда не смотрела на национальности".


Сегодня в якутской епархии 27 священников, еще 12 человек учатся в семинариях. Когда они вернутся, кадровые проблемы будут решены, потому что, по мнению архиепископа Якутского и Ленского Германа, лучше, когда в приходах служат свои священники, а не приезжие из центральных районов России, которым требуется много времени на адаптацию.


Но свобода принесла и горькие плоды. С одной стороны, она дала возможность людям исповедывать ту религию, которая получает отклик в их душе, с другой -- Россию наводнили сомнительные религиозные группы, ведь во все времена существовали личности, которые хотели на религиозных чувствах людей сделать деньги и карьеру, удовлетворить свою страсть к власти.


Доцент Дальневосточной академии государственной службы Ольга Аверина убеждена, что к религиозным объединениям не нужно относиться огульно. Необходимо действовать с позиции закона. Основополагающими принципами в религиозном вопросе являются свобода совести (право выбора мировоззрения, быть верующим или нет, принять ту или иную религию или отказаться от нее), свобода вероисповедания (право соблюдать религиозные ритуалы), равенство религий перед законом (при этом республика или страна в целом в рамках закона может вырабатывать свою политику), терпимость и светский характер государства и образования.


Согласно закону, для регистрации новой, не традиционной для России религии нужно 15 лет деятельности на данной территории. Религиозное же образование детей должно проходить только с согласия родителей и органов исполнительной власти. Это особенно важно, потому что, по мнению Ольги Рудольфовны, нетрадиционные религии на новой территории начинают действовать именно через образовательные учреждения. Природа не терпит пустоты. представители этих религиозных групп идут к детям, особенно незанятым, в места заключения, работают с женскими организациями, научными сообществами, организуя их поездки за границу.


Поэтому так важна разъяснительная работа, изучение истории религий, тем более, что недостатка в специальной литературе сегодня нет. Люди с детства должны быть информированы, а значит, защищены. Большую роль в этом играют СМИ. Понять, где традиционная религия, а где нет, очень просто. Будьте внимательны: если последователи той или иной религии верят в Бога - традиционная религия, если же во главе веры стоит конкретный человек, выдающий себя за всевышнего, гуру, которому поклоняются, будьте осторожны.


В рамках семинара прошел "круглый стол" на тему "Современное состояние и перспективы развития конфессиальных отношений в РС(Я)". Заместитель главы МО "Ленский улус" Л.Плакутина считает, что как религиозные, так и национальные чувства, очень уязвимы, поэтому работать нужно очень деликатно и постоянно изучать религиозную ситуацию на местах, потому что она постоянно меняется. Она рассказала, что в связи с принятием закона об альтернативной воинской службе увеличились случаи, когда молодые люди отказываются служить в армии по религиозным убеждениям, приносят справки из различных религиозных групп, в результате возникают конфликтные ситуации, так как не соблюдаются нормы закона. А для того, чтобы людей не тянуло в нетрадиционные религиозные объединения, нужно создавать для них достойные условия жизни.


Т.Кондакова рассказала, что в Мирнинском районе стало практикой приглашать для чтения лекций в ПТУ, вечерней школе, поселках, перед преподавателями истории Андрея Кураева, профессора богословия. Несколько лет здесь проводится опрос среди учащихся 9 - 11 классов по общечеловеческим ценностям. В 2002 году первые места занимали образование и ЗОЖ; в 2003 - здоровье, свобода и родители. А в этом году на первом месте у школьников свобода, потом материальное благосостояние, а на четвертом - наркотики. Поменялись ценности. Решать эту проблему нужно сообща, только на школу надежду возлагать не нужно. В месяц учитель за классное руководство получает в среднем на одного ученика от восьми до 20 рублей, поэтому найти желающих посвящать свое свободное время этому все труднее, в результате, делает неутешительный вывод Т.Кондакова, институт классного руководства скоро совсем исчезнет.


Много разных мнений было высказано на этом семинаре, но все слушатели пришли к одному мнению: нужно обеспечить население духовной пищей, потому что людям нужна вера. Вопрос только в том, во что или в кого верят люди. И это необязательно должна быть религия. Это могут быть обычные гуманистические принципы: вера в добро и порядочность, любовь к Родине и близким, честность и справедливость. Тогда у нас будет сильное государство, каким и должна снова стать Россия.