Главная >> 5 >> 30

НЕЭТИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДУШЕВНОБОЛЬНЫМ

"Печально, что о морали и нравственности приходится напоминать людям XXI века", - говорит председатель Этического комитета Ассоциации психиатров Азербайджана Шаик Султанов.


"Ты сумасшедший, ты же не слышишь, о чем я говорю!"


Из прозы современного российского автора


Уровень культуры и развитости общества во всем мире оценивается по его отношению к больным и социально-незащищенным людям. А как азербайджанский народ проявляет свою культуру по отношению к наиболее уязвимой категории людей - душевнобольным? На этот и другие вопросы мы попросили высказать свое мнение психиатра Шаига Султанова.


- Ни один человек на земле не застрахован от различных психических расстройств, ровно как и от стрессов, потрясений, реактивной депрессии. Поэтому отношение к людям с болезнями психики должно быть гораздо терпимым и цивилизованным, чем то, с чем мы сталкиваемся сегодня. Многие уже и не замечают ничего странного, обзывая психически больного человека "чокнутым", "умалишенным", "недоразвитым". Подобные неэтичные высказывания, оскорбительные по отношению к душевнобольным, часто используют и средства массовой информации - в прессе и на телевидении зачастую не к месту употребляют такие слова, как псих, идиот, сумасшедший, дебил и т.д.


Не придавая особого значения и с легкостью произнося такие слова, люди невольно выражают свое пренебрежение к душевнобольным. Наше общество игнорирует этические нормы по отношению к душевнобольным, считая их потерянными и не нужными для общества людьми, тем самым превращая их в предмет для насмешек.


- Но ведь в русском языке с давних пор употребительны в быту выражения, вроде "ты сошел с ума", "сумасшедший дом", "полное сумасшествие" и т.д. И в азербайджанской речи часто используются подобные слова, правда, больше в художественном смысле. Например, "дялиджясиня" - очень выразительное слов, которое произносят не в обиду вашим пациентам.


- Это совсем другое. Слово "дялиджясиня" употребляется для выражения душевного состояния, потери контроля над собой от любви, и как художественное сравнение, аллегория, которая не оскорбляет чувств душевнобольных.


Выражение типа "ты сошел с ума?" употребляют, когда люди совершают неадекватные поступки, и у нормального человека возникает сомнение, не потерял ли он разум. Но я говорю о том, что стали появляться телепередачи под названием "Дялихана" и т.д. В спектаклях, художественных фильмах то и дело больные люди высмеиваются, выставляются, так сказать, на посмешище. Отсюда и берет начало циничное, презрительное к ним отношение в обществе. Со сцен театров нередко смех в зале вызывается за счет таких выражений. Это дешевый популизм, отражение самого негативного и ханжеского отношения к больным людям. Такие режиссеры, актеры формируют у общественности примитивное отношение к юмору. На страницах газет оппоненты советуют друг другу показаться психиатру, даже с высоких трибун нередко звучат подобные высказывания, мол "тебе нужен психиатр". То есть на самых высоких уровнях цивилизованного общества под названием Азербайджан идет пропаганда неэтичного и позорного, по сути, отношения к людям с нездоровой психикой. Нравственность деградирует.


Словом "идиот" - это тяжелейшая стадия врожденного слабоумия - люди обзывают друг друга. Во всем цивилизованном мире даже слово "больной" давно не используется, так как это считается унизительным и оскорбительным для человека. А словосочетание "психически больной" уже давно заменено на "юзер", то есть человек, пользующийся услугами врача. Все это свидетельствует о морально-нравственном развитии общества. К сожалению, Азербайджан составляет в данном случае исключение. Наш народ недостаточно информирован и, к сожалению, недостаточно воспитан в плане милосердного отношения к больным, страдающим психическими расстройствами. Вы только задумайтесь, ведь никому в голову не придет мысль "подколоть" собеседника словами: "Ах, ты, язвенник, или ах, ты, инфарктник, или инвалид". Они понимают, что этим обидят человека. Почему же, когда дело касается не желудка, не сердца, а ранимой души, люди забывают о морально-нравственных кодексах и становятся такими бездушными и черствыми?


- А как на это реагируют ваши пациенты?


- Наши юзеры очень боятся общества. К сожалению, они чувствуют на себе какую-то заклейменность и страшатся мысли о возвращении в общество после выписки из больницы. Мы это называем стигматизацией. Они чувствуют враждебность и нетерпимость по отношению к себе. Многие после лечения от психического заболевания теряют работу, с ними разводятся, их не трудоустраивают, многие не могут устроить личную жизнь. Нечистоплотные люди, пользуясь случаем, отбирают квартиру у больного, зная, что за него никто не заступится. А это страшно. Именно поэтому многие люди, даже если на то есть причины, стараются не обращаться к психиатру или же вынуждены тщательно скрывать это от всех. Боясь огласки своей болезни, впервые заболевшие теряют драгоценное время для начала лечения болезни, тем самым усугубляя свое состояние и попадая к нам уже в крайне тяжелом состоянии, когда они уже не отдают себе отчета в своих действиях. К сожалению, нам очень трудно лечить таких больных. Известно, что болезнь легче предупредить или лечить на ранней стадии, чем когда она уже перешла в более тяжелую форму и начались необратимые процессы психики. Неужели каждый из нас должен обязательно перенести в жизни какой-то психологический стресс или психоз, чтобы понять состояние этих больных? Неужели, чтобы относиться к людям теплее, добрее, милосерднее, нужно обязательно испытать все удары жизни на себе?


Как по цепной реакции, "заклейменность" людей с проблемами психики, отражается и на отношении общества к психиатрам. Ущемление их прав автоматически ущемляет и наши права. Социальные препоны, которые ожидают того, кто общается с психиатром (увольнение с работы, отказ в ответственных должностях, карьере, проблемы с женитьбой), привели к тому, что больные боятся обращаться к психиатрам, упуская важный момент для лечения.


- В наше переходное время многие оказались под ударами судьбы. Иной раз поражаешься, как вообще психика человека может выдержать груз сплошь негативной информации, социальных бед, регулярных катастроф и неблагоприятных прогнозов на будущее. Что вы, как психиатр, думаете об этом?


- Общество стало чересчур политизированным, и это один из стрессовых моментов, который осложняет и без того нелегкую жизнь наших граждан. И очень много проблем давит на психику человека, волей-неволей люди живут политическими событиями в мире, втягиваются в это всей семьей, что отражается на психическом состоянии общества в целом. Кто-то переносит эти воздействия на психику легко, а кто-то - тяжело - в любом случае все мы в какой-то степени несомненно подвержены им. Но есть психические заболевания, которые не связаны с социальными катаклизмами, и патология развивается в силу иных биологических, наследственных факторов и т.д.


- Кто-нибудь, кроме родственников, посещает душевнобольных, есть ли хоть малая часть людей, которая помнит о страждущих?


- Приходит много интеллигентных людей, приводят студентов, приносят им еду, одежду для малоимущих юзеров, на праздники делают им подарки. Какая-то часть общества понимает боль этих людей и пытается им помочь своим отношением и заботой. Но многие никогда даже не задумывались об этом. Все хотят жить легко, раскованно, без забот. Признаться, и сами условия содержания наших пациентов тоже оставляют желать лучшего.


В Баку вы нигде не увидите ни одного человека в инвалидной коляске. Не потому, что их у нас нет. Их в столице много, но они не выходят из дома, боясь общества, недоброго, где-то пренебрежительного к себе отношения. Вы не встретите в ресторане или "Макдональдсе", в окружении родственников, человека с болезнью Дауна, или других, имеющих различного рода отставания психического развития. А за границей это привычное явление. Понятно, что Европа далеко ушла от нас в этом отношении, но если мы приближаемся к европейским стандартам, считаем себя цивилизованной и демократической страной, то мы должны стремиться к этому. Тем более, что на Востоке отношение к людям с проблемами психики было всегда более гуманным, чем на Западе. Мухаммед возносил их очень высоко, считая их избранниками Аллаха, специально выбранными для изречения правды, и требовал к ним особенно милосердного отношения. Что же с нами случилось сегодня, разве мы перестали быть мусульманами, разве мы перестали быть людьми?


До чего мы дошли, что потребовалось придумывать этические нормы поведения и общения с душевнобольными людьми. У нас принят закон "О психиатрии", Этический кодекс психиатра. Такая законодательная база существует на постсоветском пространстве только в России, Прибалтийских странах и в Азербайджане. Объективности ради надо отметить, что в области правовой психиатрии наша страна стоит на самых передовых позициях среди бывших советских республик.


- Каковы основные постулаты этих законодательных документов, что нового они привносят в наше правовое поле?


- Самым важным является то, что эти документы защищают все права юзеров и врачей. Не то, что в советское время, когда по одному звонку "сверху" можно было "упечь" в больницу инакомыслящего. Сегодня юзеры могут свободно общаться с родными не только во время посещения, но и по телефону, переписываться с друзьями и родственниками. Если юзер отказывается лечиться и не представляет социальной опасности, то он вправе покинуть клинику. По принуждению у нас никого не держат, кроме тех, кто представляет опасность для общества. То есть большинство психиатров относятся к ним этично, но общество в целом, увы, нет.


Возвращаясь к вопросу неэтичного отношения к психически нездоровым людям. Я призываю всех пересмотреть свое отношение к ним, отказаться от слов и поступков, затрагивающих достоинство человека. Во всем мире об уровне культуры общества судят по его отношению и опеке больных и незащищенных людях. Давайте же и мы проявим свою культуру и милосердие.