Главная >> 5 >> 30

МЫ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный толерантности, призывая тем самым народы к терпимости в отношениях между собой. Тема межнациональных отношений, тема ксенофобии - неприятия чужой культуры, враждебности к иному, непохожему на свое родное и привычное - на протяжении многих веков была актуальной проблемой для человечества.


Остается она таковой и в наше время. Последние события во Франции показали, к чему приводит ксенофобия.


Актуален ли такой сценарий для нашей страны? Политологи на фоне погромов в России наперебой стали объяснять, что нет, России это не грозит по таким-то и таким причинам. Но ведь и Франция не ждала такого взрыва страстей! Да, собственно, кто же хочет взрыва национализма, какого бы цвета он ни был?


Вот и наша власть ничего плохого не хотела, когда в порыве идеологической ксенофобии поспешила отобрать у коммунистов праздник 7 ноября, переименовав его в День согласия и примирения. Власть учредила свой праздник, а для пропагандистского обеспечения нашла в глубине веков , как ей казалось, и национальную идею, и национальных героев.


Но 4 ноября в центре Москвы прошли не акции народного единения, а шествия и митинги профашистского толка, на которых не было места ни Минину, ни Пожарскому. И этот митинг, и эти шествия отнюдь не случайность в нашей российской действительности. Различные социологические исследования отмечают значительный рост ксенофобских настроений в нашем обществе. Мы становимся все более и более нетерпимыми.


И понятно, что основными причинами роста нетерпимости в России являются последствия тех событий, которые пережила страна с началом перестройки. В результате эпохального слома многие из россиян потеряли свое прежнее устойчивое положение.


В советские годы населению СССР внушалось, что страна окружена врагами - тайными и явными, и ответственность за все плохое возлагалась на "врагов". Отрицательные черты отдельных представителей тех или иных народов переносились на всех представителей этих народов. В наше время на роль таких врагов "назначили" в том числе и представителей национальных меньшинств.


Массовая миграция из республик Средней Азии и Закавказья, сопровождавшаяся столкновением различных менталитетов, несовершенная миграционная политика способствовали росту стойкой неприязни к приезжим. Значительную роль сыграл и военный конфликт в Чечне.


Но в этой связи стоит отметить, что, по данным мониторингов, проводимых правозащитными организациями, такими как Московская хельсинкская группа, Бюро по правам человека, такие настроения присущи всем слоям общества без различия социального статуса и этнической принадлежности.


Ксенофобией страдает как определенная часть русских, так и представители других национальных общин. Ведь оскверняются не только еврейские могилы, но и христианские церкви, не только мусульманские мечети, но и мемориалы солдатам Великой Отечественной.


Так не ждут ли нас времена, когда все будут воевать против всех?


Об этом стоит задуматься, хотя бы в день, призывающий к терпимости и добрососедству.