Главная >> 5 >> 30

ПРАЗДНИК НОВОГО ДНЯ

Следуя примеру мусульман Средней Азии, Ирана, Закавказья, в Дагестане он отмечается с размахом. Яркий и красочный, подобный радуге, Навруз-Байрам дошел до нас еще с дозороастрийских времен. Его, как и прежде встречают с песнями и танцами, а главное - большим костром.


В нашей республике почти у каждого народа припасено свое особое название этого необычного весеннего торжества: лезгины величают его «Яран Сувар», табасаранцы - «Эбелцан», «Эверчин», агулы - «Хидин 1уш» («Весенняя ночь»), лакцы - «Интнил хьхьу» («Ночь весны»), кумыки - «Гъазза новруз», «Шатман байрам», ногайцы, азербайджанцы - «Навруз», рутульцы - «Эр», цахурцы -«Юхханинйегъ», даргинцы - «Х1ебла бери», таты - «Шэгьме-васал». Несмотря на то, что каждому народу присущи свои обрядовые нюансы, между ними есть много общего.


Издревле подготовка к торжеству начиналась еще задолго до наступления праздника: жилище белили, чистили, нарядно одевались. Если не было возможности приобрести новую одежду, чинили и стирали старую. Накануне торжества обязательно мылись в бане, поскольку встречать Навруз-Байрам полагалось чистыми.


Праздничный ритуальный новогодний стол, ломящийся от различных яств - неизменный атрибут праздника. В его центре обычно помещают зеркало, перед которым ставят пиалу с водой, свечки, число которых соответствует точному количеству членов в семье.


Меню, составленное строго из семи блюд, в этот день тоже особое. Обязательным блюдом всегда была каша, дополненная, к примеру, солодовой халвой - семени (семеле, суманак). У разных народов ритуальная чаша готовилась из пшеничной крупы, проса, толокнянки, злаков или бобов. Согласно верованиям народов Дагестана, обилие и разнообразие еды на праздничном столе обязательно обеспечит хороший урожай и изобилие в новом году. Обязательным считается и использование в обрядах яиц, символизирующих зарождение новой жизни.


Лакцы в Навруз пекли ритуальный хлеб "барта", начиненный орехами; финиками, изюмом, яйцами, мясом. (Ему намеренно придавали форму головы животного - барана, коровы или лошади, поскольку, как гласит легенда, ритуальная пища - это не только средство насыщения, но и возможность обрести силы и способности, которыми природа наделила «употребляемых в пищу» животных).


Обычно взяв «барта» лакские ребятишки выходили на улицу и всем встречным говорили:


«Навруз» - «Новый день», так с персидского переводится название праздника, отмечаемого 22 марта, в день весеннего равноденствия. Символ Нового года, Весны, вступившей в свои законные права, праздник первой борозды - как только не трактуют его смысл.


Эта барта на зависть, на зависть


Новая барта на зависть, на зависть


Корыто - барта на зависть,


Чтобы просеять небо,


золотое сито на зависть,


Чтобы вскапывать землю,


серебряную мотыгу на зависть!


Как и встарь, в наши дни в Навруз-Байрам с наступлением сумерек в селах зажигают факелы, ходят по гостям с подарками. А где-нибудь на площади или годекане разжигают большой костер, вокруг водят дружные хороводы, поют, танцуют, а после прыгают через огонь. Считается, что пламя костра очищает прыгающего от всяких болезней, несчастий. Ограждает от злых духов. В этот день принято желать друг другу здоровья, удачи, обильного урожая и т. д.


Нынешний год не стал исключением: последние выходные марта в республике прошли массовые гулянья. Красиво и зрелищно встретили праздник и в Махачкале. В этом году Республиканский Дом народного творчества Минкультуры РД организовал уже четвертое праздничное действо. Обычно Навруз-Байрам отмечается 21-22 марта, но руководство РДНТ МК РД сознательно перенесло дату проведения шоу на 20 марта, чтобы все участники концерта - фольклорные ансамбли смогли выступить в родных городах и селах.


География участников празднества представила почти весь Дагестан. Левашинский, Буйнакский, Карабудахкентский, Дербентский, Даг.Огни и многие другие районы республики делегировали в столицу своих представителей. Почти везде в центре Махачкалы были организованы музыкальные майданы. Но самое интересное действо развернулось у Кумыкского государственного музыкально-драматического театра: зурначи и барабанщики активно зазывали посмотреть на их веселые представления и без того многочисленную публику. Канатоходцы демонстрировали свое мастерство, пахлеваны и ряженные веселили и угощали зрителей разнообразными блюдами национальной кухни народов Дагестана. Затем действо плавно переместилось в зал театра, где фольклорные и хоровые коллективы продемонстрировали махачкалинцам, как народы Дагестана отмечают Навруз-Байрам. Вот только костра - обязательного атрибута праздника - разжечь не решились, заменив его фейерверком на сцене.


Вечером этого же дня в Центре культуры состоялся праздничный концерт «Яран-Су-вар». Его организатору - заслуженному работнику культуры РД Малику Сайгидову, который и сам исполнил вживую две песни, удалось собрать как именитых, так и начинающих молодых артистов с различных районов Южного Дагестана и г. Махачкалы. К примеру, группы «Микрах», «Ситория», «Беневша», «Межлис», солисты У. Рустамханова, Р. Бабаев, Э. Кадиев, А. Хаметова, К. Мевланов, С. Саидова, Д. Азимов и т. д. Как всегда, энергично провел вечер Мурвет Милахимов, директор Дома детского творчества Сулейман-Стальского района. Репертуар концертной программы был на редкость содержателен и разнообразен. Но, бесспорно, главное место в ней заняли песни о весне, радости бытия и, конечно же, о любимых женщинах - матери, возлюбленной, сестре. Зрители бурно встретили популярных народных артистов РД Сульгию Гаджиеву и Тар-лана Мамедова, чье появление на сцене спровоцировало целый шквал аплодисментов. Видимо, сказалась длительная сценическая пауза в карьере артиста, и, судя по реакции публики, его продолжительное отсутствие на концертных площадках города не осталось незамеченным.


Трудно не отметить заслуженного работника культуры РД Абдул-Мурада Аликберова, чьи пародии на дагестанские и зарубежные песни, искрометные, полные живого юмора, не мало позабавили публику. По-настоящему согрела всех зрителей, замерзающих в холодном зале РЦК группа «Беневша» и ее солист Омар Медиков. В этом году она получила почетное звание народного ансамбля, а 0. Меликов - заслуженного артиста РД.


P. S. Но на этом праздник «Навруз-Байрам» не завершился. По инициативе Министерства культуры РД он получит неожиданное продолжение - 31 марта в зале Кумыкского государственного музыкально-драматического театра состоится концерт-ассорти «Цветы весны», в котором популярные дагестанские артисты соберут в красочный музыкальный букет свои таланты, вылившиеся в концертные номера.


21 марта совпали сразу два замечательных праздника. Впервые в Дагестане отметили Международный день кукольника.


В 2000 г. на 17 Конгрессе УНИМА в Магдебурге впервые была озвучена идея учреждения международного Дня кукольника. Но лишь по прошествию двух лет была определена дата его проведения - 21 марта.


С этого года День кукольника справляют и в нашей-республике. Так, коллектив Дагестанского театра кукол, объединив оба праздника, показал малышам спектакль «Навруз» Ахмедхана Абубакара, в постановке заслуженного деятеля искусств РД Рамазана Шамсудинова. После спектакля, артисты поменялись местами со своими маленькими зрителями: дети поздравляли своих любимых актеров с их профессиональным праздником, читали стихи, пели. Не остались в стороне и родители, они вместе с ребятней благодарили артистов за замечательную игру, за наличие учереж-дения, куда можно сводить ребенка, не опасаясь сцен насилия и жестокости.


Построенный на идеалах добра, сюжет


спектакля «Навруз», призван научить ребят дружбе, взаимовыручке и что не мало важно, уважению к старшим. Спектакль наглядно демонстрировал ребятам как необходимо поступать в различных ситуациях, с кого брать пример: внук Талиб (артистка И. Шаршавина) делает все, чтобы спасти своего деда - мудреца Хабибуду (арт. 0. Резницкий) от ужасного обычая - сбрасывать стариков вниз со скалы. Вместе с недавно обретенным товарищем Наврузом (арт. Ж Рогова), расколдованым волшебным словом «друг» (до этого он был джином - арт. 0. Крысин), Талиб побеждает злой обычай, восстанавливая справедливость. Неудивительно, что после спектакля дети наперебой говорили как они любят своих «бабуль» и «дедуль», что сами никогда не дадут их в обиду злому духу Маймуну.


Примечательно, что спектакль изобилует национальными танцами и музыкой. Особую тональность ему придали яркие красочные декорации. Это, конечно же, заслуга - композитора, заслуженного деятеля искусств РФ М. Касумова и художника-постановщика Б. Умарова.


Автор выражает признательность за предоставленные материалы Республиканскому Дому народного творчества МК РД и лично Р.Ф.