Главная >> 5 >> 30

К этим братьям тянутся сердца

Славянские дни


С 20 мая в нашей области, как и по всей стране, отмечаются Дни славянской письменности и культуры. Государство, общество, Православная церковь чтут подвижнический подвиг славянских просветителей, равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. У этого праздника свои традиции. И в этом году его программа в нашей области весьма насыщенна: тематические вечера в библиотеках и школах «Об истории славянской письменности», «Священный храм живых печатных слов», презентация новых изданий, спектакли, концерты, выставки. 24 мая епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля. У памятного знака был отслужен торжественный молебен равноапостольным Кириллу и Мефодию.


- Наша культура, духовные традиции основаны на славянском языке. Равноапостольные братья Кирилл и Мефодий явились родоначальниками его письменности, они создали азбуку, перевели Священное Писание, много проповедовали. В любом деле мы ищем истоки, его корни. Так вот корень нашей культуры, государственности, исторической традиции кроется и в деяниях этих святых. Поэтому все славянские народы с особым благоговением и трепетом чтут равноапостольных Кирилла и Мефодия, — сказал владыка Георгий. — Во время Дней славянской письменности и культуры в Нижегородской области мы говорим о многогранности, значимости, о влиянии через века этих людей, которые жили более тысячи лет назад. Наши сердца и сегодня к ним тянутся. Мы живы, у нас есть стремление, желание возродить свое Отечество, свою землю, свою культуру и приумножить духовные богатства.


Разделение славян, которое мы видим сегодня, искусственное. Оно не продиктовано временем. Чисто политически так произошло. Но хочется верить, что смутная эпоха минует, дух противостояния угаснет и останется с нами снова, как в прежние времена, братская любовь. Чтобы мы жили единой семьей в веках и тысячелетиях.


Торжественным было открытие VIII научных и философско-богословских чтений «Славяне в современном мире». Его участников приветствовали епископ Георгий, председатель духовного управления мусульман Н. Новгорода и области Умяр Идрисов, ректор Нижегородского педуниверситета профессор В. А. Глуздов и другие.


- Культура каждого народа несет в себе глубокое нравственное начало, — отметил Умяр Идрисов. — И чем больше исследуешь славянскую культуру, тем в большем величии она предстает. Но славянская культура не может быть оторвана от культуры других народов России. Да, она была основополагающей. Вторая по численности конфессия России — мусульмане. На первом - русские православные. Но тот, кто самый большой и сильный, с того и главная ответственность за духовную жизнь нашего многонацонального Отечества. Только объединив усилия людей разных этносов и конфессий, мы сможем найти пути выхода из духовного кризиса. В доверии друг к другу — залог победы над злом.


«Русскость и русофобия» - этой проблеме посвятил свой доклад профессор ННГАСУ В. П. Кожевников. И начал он с проблемы национального самосознания: есть ли оно у русских? По социологическим опросам 80-х годов века минувшего, около половины населения СССР назвали себя советскими людьми, следовательно, они утратили свое этническое самосознание. Об этом же с болью пишет и Солженицын: национальное сознание русских - клочьями, не оформлено. В то время как у других этносов оно четко выражено и служит в жизни руководством к действию.


Без национального чувства (а более 80 процентов населения страны — русские) на огромной территории наш народ будет размыт, перестанет существовать. Политтехнологи Запада предрекают не просто ассимиляцию русских. Глобальная перспектива — убрать русский народ из истории. Одну из основных причин слабо выраженного национального сознания В. П. Кожевников видит в том, что на протяжении веков основой самосознания было православие. На вопрос о национальности русский человек до начала 20-х годов обычно отвечал: «Православные мы». Отмечал это и выдающийся философ Константин Леонтьев: основа русскости — православие, православная идеология. А потом пришли времена воинствующего атеизма. Коммунистические идеи близки к глобалистским: единая для всех культура, обезличивание наций. Но, как говорил еще Сергей Булгаков, каждый этнос славит Бога на своем языке. И во все времена русская культура защищала свою самость. Сейчас деятельная воля отстоять свою самобытность в России, похоже, похоронена. В критике родной страны доходим до таких пределов, что не уступаем зарубежным русофобам. А без национального самосознания страна существовать не может. Не способны ее любить, но готовы ею торговать.


***


фото: