Главная >> 5 >> 30

Слиянье душ, гармония сердец

Чай из медного самовара-добряка она разливает степенно и церемонно, с мудрой торжественностью, столь свойственной традициям казахского гостеприимства. А в глазах танцуют игривые искорки. И уютная кухня, в которой пиалы мирно соседствуют с веселыми хохломскими плошками, то и дело озаряется руладами щедрого, по-детски беспечного смеха. Наша беседа восходит к тому ясному дню в зените июня, когда ее отец, поклонник французского кинематографа, наделил новорожденную чудным заморским именем - Анжелика. Как и героиню известных французских романов, кружила ей голову жажда странствий и приключений. Но где бы она ни была, вновь и вновь манила к себе раздольная степь. И не ведала тогда Анжелика, что где-то в далекой калужской глубинке в шумных мальчишеских ватагах, свистом разгоняющих голубиные стаи, живет ее принц - потомок дворянской пушкинской ветви, которому судьбой предопределено было стать рыцарем ордена "ангельского сердца".


Праздник окрыленных


В отношении Анжелики Бакир и Николая Соломина пушкинские "огонь и лед" воплощаются буквально и на удивление гармонично. Она - представительница династии казахской интеллигенции, талантливый дизайнер, натура творческая, парящая на крыльях фантазии. Он же, в широкой и немногословной стати, так характерной для российской средней полосы, - воплощение домовитой стабильности и основательности. Эдакий добротный глава добротной семьи, в чьих руках податливо гнутся дерево и металл, ровно укладываются кирпич и камень, оформляясь в бесценные реликвии маленькой семейной истории.


Их встреча произошла в тот момент, когда природа, стряхнув с себя удушливый кокон отжившей зимы, расцвела цветом обновления, любви и самой жизни.


Потому Наурыз для них - явление знаковое, наполненное величайшим смыслом трудного, долгого и счастливого пути обретения друг друга.


По какому-то необъяснимому наитию решила в тот год Анжелика радикально изменить свою насыщенную жизнь и переехать из Алматы в провинциальную заснеженную Акмолу, еще не успевшую примерить столичный фрак, а потому лишенную всяких перспектив. Начало этого этапа ознаменовалось ремонтом квартиры. Эскизы интерьеров она придумала сама, но в воплощении творческих идей не обойтись было без помощи специалистов.


Устанавливать оконные рамы Николай пожаловал в ее дом предпраздничным утром. А вечером того же дня пришел вновь с букетом роз, предложением руки и сердца, а также с твердым намерением не оставлять более хрупкую женщину в монотонном плену одиночества.


Памятуя, что еще с десяток лет назад интернациональные браки были у нас явлением неординарным, задаю закономерный вопрос о том, как проходил момент притирки и адаптации. Ответ - убедительный и безапелляционный.


- Да не было никаких притирок, - улыбается Анжелика, - все разговоры об этнических нюансах ментальности - лишь разговоры! Вообще, роль этого аспекта в жизни конкретных людей и общества, на мой взгляд, изрядно преувеличена. Наш союз был основан на доброй воле двоих зрелых людей, немало повидавших в жизни, получивших благословение и одобрение родителей и, как мне кажется, Всевышнего! Просто мы поняли, что созданы друг для друга и не можем существовать врозь. Мы были одержимы желанием создать общий дом, оплот нашей любви, очаг, в тепле которого было бы уютно всем.


Идея удалась. Теперь их дом - желанное пристанище для людей различных интересов и пристрастий, представителей разных стран и народов, профессий и социальных групп. И все они, однажды переступив владения Анжелики и Николая, отмечают удивительную ауру мира, благоденствия и любви, царящую в их скромной обители.


Семья - это семь "я"


Пока нет Анжелики, беседую с Николаем, лихо разделывающим мясо для праздничного бешбармака. Давно уже в шумных и многолюдных семейных торжествах его роль и место определяются лаконичным казахским словом "торьде" - добро пожаловать в почетный угол, со всеми вытекающими отсюда обязанностями! Будучи знатоком национальных традиций, он умеет соответствующим образом уважить гостей, умело преподнести лакомый кусочек и изысканный восточный комплимент. Уже 15 лет он живет в Казахстане и, по его признанию, людей более открытых, душевных и бескорыстных, готовых прийти на помощь по первому зову, не встречал ранее нигде.


- Понимаешь, - говорит он, - философия жизни казахов заложена в самом их быте. Возьмем, к примеру, национальное жилище - юрту. В этом импровизированном доме сила всей конструкции обусловливается тесным переплетением составных частей - кереге, которые венчает и закрепляет шанырак. Такое жилище в одиночку собрать невозможно, возводится оно, как правило, сообща. В этом наглядно просматривается и основа ментальности народа - вместе превозмогать беды, вместе радоваться благам и победам.


В семье Анжелики и Николая эти простые жизненные ценности возведены в культ. Под их шаныраком одинаково приветственны и желанны мусульманские праздники и праздники православного христианства. Масленичные тещины блины здесь сменяют наурыз-коже и баурсаки, русские здравицы органично перемежаются импровизированными айтысами.


- С тех пор как мы начали жить вместе, - рассказывает Анжелика, - главной ценностью для нас стала наша семья. И жизнь много раз убеждала в том, что мы определили в ней верный приоритет. Карьера может складываться или нет, места работы могут сменять друг друга, но семья - это тот незыблемый плацдарм, без которого у человека просто нет будущего.


От себя замечу, что "плацдарм" , в котором сошлась величественность калужских лесов и простор казахской степи, оказался достаточно плодотворным. Абдель, сын наших героев, с раннего детства ощущает свою причастность к культурам двух народов. Он одинаково свободно говорит на казахском и русском языках, чтит духовное наследие предков, считая своей родиной Казахстан, живо интересуется историей России. И уже сейчас его родителям совершенно неважно, представительница какого этноса станет его избранницей и спутницей жизни. Для них важно лишь то, чтобы и в своей семье сын развил те традиции, которые они прививали ему с ранних лет.


Солнце на блюде


Одна из видных общественных деятелей нашей страны высказала как-то в интервью интересную гипотезу. "Знаете, - сказала она, - я много езжу по миру и нигде не встречала людей, более красивых душой и телом, чем у нас в Казахстане. На мой взгляд, это прямое следствие процесса нашего "мультикультурного кровосмешения". Мы ведь даже борщ варим не так, как в России или Украине. Мы вкладываем в него "все и от всех". Оттого он и получается совершенно особым - насыщенным вкусом, ароматом, душой, одним словом, казахстанским!"


Действительно, "мультикультурное кровосмешение" , издавна происходившее на территории нашей страны в силу различных исторических обстоятельств, в настоящее время воплотилось в уникальный социальный феномен - появление новой общности людей, априори считающих себя полиэтничными, обладающими таким же полиэтничным, широким и свободным мировоззрением.


Этот феномен успешно воплощается в интернациональных браках, которые давно стали привычным явлением нашей жизни. В них взаимопроникновение культур и традиций реализуется изнутри, проявляется в высшей и самой гуманной ипостаси, красноречиво подтверждая формирование своеобразной казахстанской ментальности.


Этот факт видится архиважным в период, когда различия этнического и религиозного характера активно эксплуатируются в качестве козырной карты межрегиональных и внутренних конфликтов, жестоких политических игр и противостояний. Хочется верить, что мы надежно защищены от таковых, поскольку осознаем, что в подобных катаклизмах нам пришлось бы делить не границы и территории, не сферы влияния и рынки. Нам пришлось бы делить наших детей, нашу совесть и нашу честь.


Посещение гостеприимного дома героев праздничного повествования как-то само собой вывело нас на бесконечную дискуссию о необходимости формулирования национальной идеи суверенного Казахстана и вылилось в логичное умозаключение: а чего ее создавать-то? Вот она, лежит на блюде солнцем, совершенно готовая к потреблению! Нужно лишь из отдельных "ячеек общества" вывести ее в формат государства.


Наше единство состоит в нашем многообразии - этот постулат является квинтэссенцией благоденствия и процветания страны и каждого ее гражданина, неоценимым богатством, в сохранении и приумножении которого состоит, без преувеличения, историческая миссия нынешнего и грядущих поколений казахстанцев.