Главная >> 5 >> 30

КРЕСТА НА ВАС НЕТ!

Сокрушителям календаря в канун Богоявления


Почему естественный каникулярный цикл, принятый во всем христианском мире - подготовка к Рождеству, праздник, отдых, встреча Нового года, - превратился у нас в свальный грех, в грандиозную пьянку под кривлянье телебесов и томительное безделье среди разгула в строгий пост, накануне Рождества, а Церковь молчит, не осуждает?


Почему окончательное решение, будоража всю страну, срывая рабочие и личные графики, тянули до 30 декабря, когда Владимир Путин (православный президент, как любят подчеркивать) подписал антиправославный закон о праздничных днях лишь 30 декабря, а вступил он в силу под хлопанье пробок 31 декабря?


Один ответ: мы давно живем в безумной, лицемерной стране с невообразимым и противоречивым календарем, определяющим весь жизненный цикл!


Мне, как автору месяцеслова и ведущему радиопрограммы "Листая летопись времен" , все чаще задают вопросы, связанные с разночтениями в светском и церковном календарях, европейских и отечественных праздниках. Накануне этих рождественских каникул образованная женщина, с некоторой склонностью к западной культуре, спросила в лоб: "Слушай, когда все-таки родился Христос?". Я ей ответил твердо и канонически: "25 декабря!". Она ободрилась и пошла в наступление: "Почему же тогда мы не празднуем его 25 декабря, как вся Европа, мы же реально существуем, работаем, а теперь и отдыхаем прорву дней по католическому календарю?".


На это уже надо было отвечать начетнически, что у нас церковный календарь отличается от гражданского, что РПЦ не приняла в 1918 году календарную реформу, что со времен Иоанна Златоуста решили праздновать Рождество в Византии точно через 9 месяцев после Богоявления 25 марта (или 7 апреля, как у нас по новому стилю). То есть и мы, мол, пытаемся примирить канон аж с двумя календарями. Но все это теоретизирование перекрывается ворчливым замечанием Фамусова в "Горе от ума": "Все врут календари!".


Создать не врущий календарь - неразрешимая задача: уж слишком много диковинного на Руси. Например, 1699 год продолжался... 4 месяца: в конце года Петр I издал указ о праздновании Нового года с 1 января и введении летоисчисления на западный образец - от Рождества Христова. Царь лично ездил по Москве и проверял, как исполняется повеление "...поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, а взрослым пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает". В последней части царский указ не выполняется! В единственной вышедшей на каникулах газете (если сказать на Западе, что даже респектабельные газеты не будут выходить 13 дней - приняли бы за бред сумасшедшего!) передовая называлась: "Запой подкрался незаметно". Нижегородские медики пришли в телерепортаже к единодушному мнению: на пользу здоровью многодневные каникулы не идут!


Поехать с детьми на каникулы, как благостно советовали нам президент и его наместники в Думе - нет денег для всех, а нашлись бы - нет элементарно мест в здравницах. Даже в Подмосковье, где их больше всего, места появляются благодаря заломленным ценам: в бывшей писательской "Малеевке" - 1200 рублей с человека в сутки, в "Гелиопарке" за рабочим поселком Вербилки - 1350 рублей даже с ребенка плюс ужин за свои денежки. В Москве себе это некоторые могут позволить, а в реальной России мало кто. Так что остается домашний, беспросветный вариант.


Самым подходящим для православной России был, конечно, допетровский календарь с Новым годом 1 сентября. Суточный богослужебный цикл начинается с вечерней молитвы и кончается утренней. Так и Спаситель, согласно Евангелию, вочеловечился в "последние времена" , то есть на закате. Закат года, сумерки и вечер года - осень. Впереди - зима, апостасия (измена Христу) и временное воцарение антихриста. А дальше - светлое Воскресение, вечная жизнь. То же ожидает и человека, созданного по образу и подобию Божьему, если он проживает жизнь, как год, в трудах и с верой в Спасителя. Это - еще одно принципиальное отличие православия от западной религии, где превозносится все облегчающее жизнь, комфорт - от скамеек в католических храмах до признания личного благополучия богоугодным делом, до радости по поводу прибавления светового дня и подарка от Сайта-Клауса.


Вот и у нас придумали в Великом Устюге с благословения друга Вологды Лужкова родину Деда Мороза, а в Архангельской области - родину Бабы-Яги. Антиправославные игры взрослых дядей (ну детишки ждут гостинца - ладно) еще раз подтверждают, до какой степени забвения и непонимания отечественной истории и культуры мы дошли. Календарь - основа национальной жизни, канва традиций, красная нить бытия. Но и она у нас перекручивается и рвется.


Принимая новое летоисчисление на западный манер, Петр I все-таки сохранил более подходящий для России юлианский календарь, хотя вся католическо-лютеранская Европа уже перешла на григорианский. Почему так поступил император? То ли как человек деятельный и наблюдательный понимал, что весна у нас начинается на день именин его первой жены Евдокии - 1 марта, на Евдокию - подмочи порог, а не 16 февраля, как оно было бы по григорианскому календарю; то ли, управляя Церковью через Синод, хотел оставить какую-то русскую особицу; то ли были еще какие-то неведомые нам причины, но капитан-бомбардир Преображенского полка заложил бомбу под календарь, которая в XX веке взорвалась в огне революции.


В новой календарной реформе таилось не просто хаотическое смешение, а новое мировоззренческое потрясение. В 1918 году по декрету, подписанному В. И. Лениным, сразу после 1 февраля наступило 14-е число. Мы "догнали" Европу и окончательно "сдвинули крышу" в календаре. Ведь 13 дней разницы пригодны для пересчета дат XX века. В XIX разница составляет 12 дней, а в XIII и XII - 7 дней. От этого происходят невообразимые вещи. Дмитрий Донской вывел свои войска для решительной битвы на Куликово поле в день Рождества Богородицы (8 сентября по церковному календарю или 21 сентября по новому стилю). Составители некоторых календарей добросовестно пересчитывают даты, и Куликовская битва приходится на... 16 сентября. Но день Рождества Богородицы считается еще и днем рождения Русского государства, что и запечатлено на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде, но, если придерживаться календарного канона, для IX века разница составляет 4 дня, и тогда мы получаем дату 12 сентября. Сразу четыре даты битвы - это уму непостижимо!


Ну это, так сказать, теоретические календарные заморочки, которые, впрочем, внесли такую путаницу в умы, что люди блуждают в собственной истории, которая и без того искажена политически. Но пока Церковь была отделена от государства, можно было блюсти какую-то систему прежде всего в датировке прошлого, в истории и культуре, придерживаясь церковного, юлианского календаря. Как только Церковь активно и демонстративно вступила во взаимоотношения с государством (все мотивы и последствия разбирать не будем), как только православие стадо чуть ли не официальной религией, смешение календарей из теоретической плоскости перешло в идейную, мировоззренческую, житейскую. Это выявилось, когда с воцарением Ельцина в 1991 году праздник Рождества Христова снова стад нерабочим днем. Последние, крайне политизированные шаги РПЦ, одобрившей изгнание из свитка красных дней 7 ноября, аукнулись чудовищным хаосом и отмщеньем. К мифическому Дню народного единения 4 ноября - на Казанскую икону Божией Матери, который по строгому пересчету приходится на 1 ноября по новому стилю (ведь разница для дат с 5 октября 1582 года до 18 февраля 1700 составляет 10, а не 13 дней!) - добавились затяжные каникулы в самый строгий предрождественский пост. Неужели пастырям нашей Церкви надо объяснять, что такое в России каникулы?


Ну ладно это слабо представляют депутаты и сенаторы, которые, похоже, живут в другой стране, где есть возможности интересно провести растянутые зимние каникулы, а 2 мая не надо сажать картошку на огородах. Например, "единоросс" Георгий Боос рассказал газете, что в придуманные для толстосумов каникулы отправится в свободное плавание на собственной яхте по Средиземному морю. Корсика, Сардиния... Вы представляете, сколько стоит эта яхта и ее содержание для слуги народа? Одна стоянка обходится от 6 до 20 тысяч долларов.


Тому, кто может вываливать такие деньги, понятно, не до каких-то там нищих заснеженных просторов, где пустуют библиотеки, не работают клубы, а то и храмы закрыты? Но священнослужители-то живут почти одной жизнью с паствой!


Больше сорока умников в Совете Федерации затеяли дискуссию по поводу перечня праздников, но, судя по комментариям, никто из них, даже из стоящих по храмам со свечами, не коснулся главного противоречия между постом и тем, что газета, где откровенничал яхтовладелец Боос, озаглавила так: "Страна пролежит в салате оливье неделю". Больше пролежит, у кого деньги не кончатся! "Да съешьте вы этот салат оливье, чтобы хозяев не обидеть, а потом помолитесь" , - лицемерно увещевал телезрителей дьякон Андрей Кураев на ТВЦ, где ведущая спросила прямо: Может, стоит перейти, как и весь западный христианский мир, на григорианский календарь?


- Зачем людей травмировать? Зачем вновь родить бурю раскола - ради гурманов наносить рану верующим?


На эти вопросы можно ответить только встречным вопросом: а все, что творится в эти дни, - не рана для верующих?


И тогда Анна Прохорова спрашивает своим металлическим голосом прямо: "А депутаты не пошли против Церкви, принимая такой закон?" Но дьякон вновь уклончив: "Не столько депутаты, сколько телевидение устраивает антипост. Но каникулы позволяют взять детей и уехать от телевидения".


Эх, профессор богословия, куда от него уедешь? Отстали вы, наверное, выступая с кафедры и в бесконечных телепрограммах, от реальной жизни: центры культуры позакрывали и в игровые залы превратили, пионерские лагеря даже в Подмосковье брошены, газеты в каникулы не выходят, а едешь по глубинной России, и во мраке, в ветхих даже домах мерцают окна голубым светом: люди повсеместно хлебают это варево в антипост.


"Вот и канун Рождества - Сочельник. В палево-дымном небе, зеленовато-бледно, проступают рождественские звезды. Вы не знаете этих звезд российских: они поют. Сердцем можно услышать только: поют и славят" , - так писал в эмиграции мой замоскворецкий земляк Иван Шмелев.


Очерк тоскующего по России писателя "Рождество в Москве" читается сегодня как фантастика, греза о неведомой жизни. Каково читать про поющие небесные звезды, когда терзают слух по всем программам искусственно сконструированные телевизионные "звезды". Два взрослых "звездуна" с бородой и сединой поют отвратный бред о красивейшем имени, запечатленном в стольких стихах и песнях:


Как подорванный на мине,


О любви крину Марине,


Марина, Марина, Марина моя.


И так раз двадцать. Это особенно дико слушать тому, кто знает знаменитую русскую частушку:


Подари мне, милый, мину,


Я ее... себе задвину.


Если враг в страну ворвется,


Он на мине подорвется.


Так значит, героиню частушки звали Марина?


Или каково читать у Шмелева про такую примету подлинно христианской жизни: "В самое Рождество - в душе, тихим сияет светом. Это она повелевает: со всех вокзалов отходят праздничные составы с теплушками, по особенно низкому тарифу, чуть ли не грош верста, спальное место каждому. Сотни тысяч едут под Рождество в деревню, на все Святки...". Едут в деревню, к корням "по особо низкому тарифу! - вот о чем должны были озаботиться и Церковь, и Дума среди безумных цен на поезда, самолеты, пансионаты, а не с праздником 7 ноября бороться, который среди политиканского идиотизма оставлен как... день Парада 1941 года. А где же тогда день величественного парада победителей - 24 июня 1945 года на той же Красной площади? Совсем спятили, прости, Господи...


В слове к народу президент Путин 31 декабря благостно сказал, как о достижении страшного високосного года: "Мы вернули большие новогодние каникулы". Как можно вернуть то, чего отродясь не бывало? Были Рождественские каникулы в православной стране, живущей по единому календарю! В Сочельник президент встретился со Святейшим Патриархом и стад развивать положение Маркса о том, что мерило общественного богатства - свободное время. Если бы охрана позволила Путину выйти на улицу и спросить у любого россиянина: "Что, по-вашему, мерило богатства?, он бы услышал в ответ однозначное: "Деньги!". Про свободное время никто бы и не вспомнил.


А если бы Дума, как и положено в нормальной стране, узнала бы мнение всех россиян, то, конечно, большинство бы высказались за сохранение, а то и увеличение весенне-летних праздников. И напрасно Патриарх надеется, как сказал он Путину: "С каждым годом будут привыкать. Как у школьников есть каникулы, так и у взрослых будут. Привыкнут!". Вот она - неистребимая вера: ко всему привыкает русский человек. А почему бы не спросить у самих взрослых, Святейший?


Затараторили накануне Рождества по телевидению: "По исследованиям центра Левады, 59 процентов будут отмечать Рождественский праздник". "А это почти 100 миллионов россиян" , - добавила, хлопнув глазами, двоечница Жанна Агалакова. И арифметически не получается, и должен же хоть кто-то понимать на Первом, что у грудных младенцев, явных иудеев или мусульман в Чечне про Рождество не спрашивали. Ну и опросы мы эти знаем: "Будете праздновать Рождество?". "А как же! - надо выпить". В актив записывают и этого "православного" гуляку.


Но, несмотря на очевидные вещи, сенаторы поправки утвердили, обещав еще раз вернуться к закону. И то сказать, в году Петуха выходные удачно вписались, а потом-то каникулы будут приходиться только на пост. И хоть бы кто из иерархов Церкви поднял свой голос, осудил или примиряюще растолковал этот парадокс будущего года, укрепил недоумевающую паству - тишина, как на кладбище...


Что же надо сделать, чтобы прекратить эту безумную раздвоенность, вернуться к нормальному календарному циклу, поставить мозги и душу на место? Безусловно, провести еще одну реформу календаря. Ну, раз Дума чего хочешь с ним делает, а президент с патриархом утверждают: привыкнут! - надо чтобы к чему-то разумному привыкали. Например, к согласию дат, форме и сути праздников, к действительно Рождественским небольшим каникулам и устоявшимся красным дням.


Лучше всего, если бы государство вернулось к историческому, более близкому и подходящему для нашего природного цикла, для вековых традиций юлианскому календарю. Но дьякон Кураев даже не посмел заикнуться об этом. А почему? Ведь у нас религия становится государственным фактором. Даже самобытно получится: будет нас весь мир на Обрезание Господне 14 января с Новым годом поздравлять, как поздравляем мы Запад с Рождеством 25 декабря, а Китай с Новым годом в феврале. Однако, чувствуя сегодняшнее зависимое положение и настроения церковных иерархов, реальнее представить, что РПЦ, сильно подверженная, кстати, идеям экуменизма, скорее впишется в реальность и пойдет на изменение календаря, если ей порекомендуют, или на полную эклектику торжеств и обрядов: ну да, мол, пост, но больным и путникам - можно. А поскольку мы теперь все больные...


Нужно известное духовное мужество, чтобы отстраниться от неуместного государственного официоза и всяких политических компромиссов: в проповедях, поступках, пастырских образцах стойко следовать своему же собственному церковному календарю. Казалось бы, простая формальность, а за ней - духовный разлом и нравственное смятение. Долго оно продолжаться не может, нельзя же бесконечно множить грех лжи и уныния. Кстати, на территории бывшей Византии, чьей наследницей стала православная Русь, - в Греции, и в Турции православные давно живут и празднуют по григорианскому календарю. Они отметили Крещение 6 января.


В канун Крещения Господня (у нас оно 19 января) хочется вспомнить, как даже не шибко верующие люди на Руси говорили бессовестному, жестокому, лживому человеку: "Креста на тебе нет!". Добрый христианский совет всем сокрушителям календаря, устроителям антипоста в каникулы: пойдите на Богоявление в храм, покреститесь, окунитесь в купель. И, может, что-то встрепенется в груди и стронется в голове.