Главная >> 5 >> 30

КАКОВ ОН, ПРАЗДНИК?

Государственный праздник - это такой день, в который все население страны находит повод для радости. Впрочем, радостное празднование не обязано быть тотальным. Общенациональный статус может иметь и такой праздник, который отмечается лишь частью населения, но при условии, что непразднующая часть готова поздравить своих радостных сограждан и не чувствует себя оскорбленной их торжеством.


Таков, например, Женский день. Это праздник половины народа. Но вторая половина готова поздравлять "именинниц" и не чувствует себя оскорбленной праздником не своей "улицы".


Таков праздник Рождества Христова. Его празднуют только христиане. Но ведь это не день победы христианской армии над мусульманской. И поэтому возвращение Рождества в список государственных праздников не воспринимается как ущемление прав нехристиан.


А вот что не может быть государственным праздником - так это торжество одной части народа над его другой частью.


И уж тем более странно смотрится выдавание дня начала гражданской войны за "день согласия и примирения". Вне зависимости от оценки советского периода истории России события 7 ноября 1917 года - это: а) государственный вооруженный переворот с последовавшим затем разгоном законно избранного парламента (Учредительного собрания); б) начало кровопролитного и затяжного конфликта (и кто скажет - когда прозвучали его последние залпы. В 29-м? В 41-м? В 93-м?).


Немалая часть сегодняшних граждан России, если бы им предложили самим оказаться в Петрограде 17-го года и сделать свой выбор, выбрали бы сторону небольшевиков. Кто-то сказал бы и белым, и красным: "Чума на оба -ваших дома!"


Значит, в этом вопросе наше общество партийно (партия означает - часть). И зачем же партийный праздник делать общенациональным? Зачем навязывать не память, а именно празднование тем, для кого 7 ноября - день скорби?


Так что идею возвращения 7 ноября в ряд будней я поддерживаю. А вот другие предложения праздничной реформы вызывают у меня иные реакции: от категорического "нет" до "да, но...".


Например, долгие предрождественские каникулы. Во всем мире каникулы рождественские, на Святках. У нас же они получатся именно предрождественскими: с 1 по 7 января. С церковной точки зрения это странно: именно последняя неделя перед Рождеством и есть неделя самого строгого поста и подготовки к празднику. Теперь же получится, что Рождество станет "поп-


разднеством", похмельем. Бесконечные попсовые концерты и затертые юмористы всю неделю будут насиловать нас с телеэкранов. Под видом подготовки к рождественскому празднику духовная подготовка к нему будет как раз сорвана.


Впрочем, я знаю, как будут вести себя православные в случае появления предрождественских общенациональных каникул: они будут убегать в монастыри. Детей в охапку - и поговеть к святыням, подальше от "народных артистов".


Идея праздновать 4 ноября как День России хороша. Это день освобождения Москвы, а не захвата Варшавы. День народного порыва, а не просто властного решения. Лишь одно смущает меня в этом празднике: ведь это победа над поляками. Неужто для России это равновеликий противник? Вот он, итог века революций: мы оказались в стране, которая самой славной страницей своего прошлого считает победу над Польшей, а свое будущее освещает мечтой о том, чтобы догнать Португалию.


Но самое странное в предлагаемой праздничной реформе - это ее половинчатость: отменяя День Октябрьской революции, предлагается праздновать день революции Февральской.


Речь идет о празднике 23.02/8.03. Это одна и та же дата, просто переданная в двух календарных стилях - "старом" и "новом". Как 13 января - "Старый Новый год", так 8 марта - "старое 23 февраля".


А в 1917 году именно 23 февраля началась Февральская революция. Но поскольку большевики в ней участия не принимали, то праздновать ее годовщину не хотели. Но как революционеры и уклониться от празднования дня "свержения самодержавия" не могли. Вот и был создан миф о боевом крещении в этот день непобедимой и легендарной Красной Армии.


Это именно миф. Не было еще ни Красной Армии, ни тем более ее побед. Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводы первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 году 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии.


Так что 23 февраля и 8 марта - не просто "мужской" и "женский" праздники. Для тех, кто желает помнить родную историю дальше, чем на 30 лет, это напоминание о все той же Русской Катастрофе XX века.


Еще одно разделение России с Украиной (Белоруссией и т.д.) произошло 12 июня 1991 года - когда Ельцин провозгласил "суверенитет РСФСР", а по сути - выход возглавляемой им республики из состава СССР. И почему же этот день мы должны считать праздником? Логичнее день суверенитета России отмечать в память о венчании на царство первого русского царя -Ивана Васильевича Грозного... Конституции приходят и уходят. А Москва впервые стала столицей самостоятельного ("самодержавного") государства именно в тот день.


Россия - страна с непредсказуемым прошлым. Каждая новая власть стремится взять под контроль школы, а значит, учебники и, следовательно, историю. И поэтому в качестве общенационального дня надежнее было бы избрать день без исторического предисловия, без конкретного событийно-символического сюжета, который может быть перетолкован так или иначе. В этом празднике главным стала бы идея, а не историческое событие. Не то, что произошло в прошлом, а то, что происходит и есть всегда. Общенациональным мог бы стать, например, День Матери. Дату для него можно было бы избрать с тем, чтобы хотя бы у части людей были особые ассоциации с ним. Например, 21 сентября. День Рождества Богородицы. Это еще и день Куликовской битвы. Так что разным людям была бы дана возможность выбрать в спектре значений этого дня. Но государство от своего имени предлагало бы участие только в его "общечеловеческой" составляющей.


Я бы хотел видеть в нашем календаре два праздника: День русского народа и День народов России. Их могла бы разделять неделя. И в этой неделе умещались бы детские осенние каникулы.


Смысл первого праздника вполне понятен: сегодня русский народ - это, говоря языком ООН, "разделенная нация". Нация, разрезанная границами и разбросанная по всему миру. Нация вымирающая, утратившая веру в свое будущее. Федеральные СМИ до сих пор слово "русский" произносят запинаясь, с чувством смущения, предпочитая иметь дело с "россиянами". Мы не радуемся друг другу, потеряли чувство естественной национальной солидарности и традиции взаимопомощи. 52 процента женщин имеют право на свой праздник (я не против Женского дня, но мне хотелось бы, чтобы это был день женщин, а не революционерок). А 75 процентов русских жителей России могут ли иметь свой день?


Ну а объяснять необходимость праздника, который напоминал бы о федеративном устройстве нашего государства и о его многоликой национальной структуре, излишне. Как праздновать дни интернациональной дружбы, нас учить также не надо. Это как раз в нашей школьно-государственной традиции.


В общем, хорошо, что в поисках поводов для государственных праздников стали смотреть за рамки советского периода в истории нашей страны. Но признать нынешнюю праздничную реформу логичной и целостной трудно.


Андрей КУРАЕВ. Диакон.