Главная >> 5 >> 30

Арбузный маршрут

Астрахань во все времена славилась отменными осетрами, черной икрой, особо пахнущей воблой и самыми сладкими арбузами. А как теперь?


Что касается икры да деликатесной рыбы сегодня, это, будьте любезны: в местных магазинах они почти по московским ценам. А вот пудовые и поменьше весом арбузы на городском рынке по- прежнему доступны всем: по два с полтиной за килограмм. Ешьте на здоровье. На оптовом рынке - по полтора рубля, если покупаете много.


Права поговорка: "За морем телушка - полушка, да рубль перевоз". Пока эту сахаристую ягоду довезут до Москвы или Питера, цена на нее вырастает в 6 - 7 раз. Почему таким дорогим приходит арбуз через полторы - две тысячи километров, и попытался разобраться ваш корреспондент.


Деликатный груз


В не столь давние времена, в 60 - 70- х годах минувшего XX века, "праздник арбуза" в столице начинался в конце июля, с прибытием в Южный и Северный порты Москвы первых барж из Астрахани и Ростова- на- Дону. Потом к перевозке бахчевых и томатов подключалась железная дорога. С каждой неделей арбузно- дынный конвейер набирал обороты. По тряским дорогам за 1500 - 2000 километров на малотоннажном в ту пору автотранспорте перевозили совсем не много этой нежной продукции.


- Вот уже лет 10 речники не участвуют в сезонной перевозке арбузов и дынь из нашей и Волгоградской областей, - рассказал в беседе со мной коммерческий директор Астраханского речного порта Олег Шадрин. - Многовато отходов получается при дополнительных перегрузках. Поэтому в конкуренции мы отошли на второй план. Железнодорожники и автомобилисты приглашают нас помочь им в транспортировке овощей и фруктов и прочих скоропортящихся товаров из Ирана, Индии и Китая лишь в зимнее время.


- А железная дорога, как и прежде, возит все подряд как на ближние, так и на дальние расстояния, - говорит начальник отдела грузовой и коммерческой работы Астраханского отделения Приволжской магистрали Дмитрий Горох. - В прошлом году, например, с июля по октябрь в северные и восточные районы страны из Астраханского отделения было отправлено 17160 тонн скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. В этом году за тот же период планируем отгрузить 21300 тонн овощей и бахчевых. Ежедневно со станций отделения уходит по 3 - 4 тысячи тонн арбузов на Свердловскую, Западно- Сибирскую, Красноярскую, Восточно- Сибирскую,


Октябрьскую, Забайкальскую железные дороги.


Конечно же, первым конкурентом железнодорожников в доставке этой деликатной продукции на северо- запад и в центральные регионы страны ныне являются автомобилисты. Многотонные грузовики заезжают прямо на бахчу - поле, где выращивают арбузы, - загружаются ими и не мешкая везут товар заказчикам за 1 - 2 тысячи километров. Доставка ограничивается всего двумя операциями: погрузкой и выгрузкой. Правда, этот сервис в отличие от железнодорожного обходится потребителям втридорога...


Недавно наши коллеги с телевидения попытались расследовать, отчего арбузы в европейской части России, куда эти ягоды привозят за двое- трое суток на автомобилях, остаются стабильно дорогими в течение нескольких месяцев. Эти рейды, съемки скрытой камерой мздоимцев в системе ГИБДД настолько напугали перевозчиков и посредников, живущих арбузным промыслом, что теперь при одном упоминании слова "журналист" их лица искажает недовольная гримаса. Какое уж тут содействие нашему брату? Будучи на бахче в Харабалинском районе, я попытался сфотографировать арбузную пирамиду просто так, на память. Какое там! Побросав свои дела, ко мне тотчас подскочили четверо тружеников арбузной нивы и, выхватывая из рук фотоаппарат, грозились "сделать мне фото не на память, а на памятник".


Между тем ежедневно из Астраханского, Харабалинского, Ахтубинского, Лиманского и других районов этой южной области России на север страны отправляются до 80 грузовых автомобилей с овощами и арбузами. Однако ни в одном из них в течение нескольких дней вашему корреспонденту, находившемуся на выезде из города, не удавалось обрести местечко, чтобы добраться с арбузовозами до Рязани, Тулы или Подмосковья. И тогда пришла идея. Я представился товароведом некоей московской коммерческой фирмы, арендующей с будущего года большое поле под бахчевые культуры в Харабалинском районе. Естественно, поведал о желании руководителей фирмы изучить маршрут доставки арбузов, подыскать надежных перевозчиков. Вскоре один из местных оптовиков, Фейзула, согласился мне помочь как потенциальному заказчику на перевозку арбузов. Он был старшим каравана из двух "КамАЗов" , направлявшегося в Подмосковье.


Прощай, "коровник"!


На северной окраине Астрахани, где я безуспешно ловил попутчиков, рядом с шоссе, ведущим на Волгоград, находится крупная стоянка грузовых машин - "коровник" , или "привоз" , как ее называют шоферы. Сюда в ожидании заказов на перевозку ежедневно съезжаются десятки грузовых машин.


В тот день мои новые знакомые по "коровнику" , азербайджанцы Фейзула, Рашид и Сабир, возвратились из Ульяновска, куда они возили арбузы и помидоры. Поспав часа четыре прямо в машинах, они связались с кем- то по мобильному телефону. Вскоре к нам подрулил старенький "Москвич". Парень и пожилая женщина вынесли из него харчи в дорогу и теплую одежду. Перекусив, мы сели в "КамАЗы" и отправились на погрузку арбузов для подмосковных городов Ступино и Домодедово. Фейзула, управлявший ведущей машиной по очереди с Сабиром, принял меня в свою команду с уговором, чтобы я, находясь в ведомой машине, не давал дремать Ра- шиду: его напарник вот уже две недели был болен.


Рашид, смуглолицый крепыш лет тридцати, оказался весьма словоохотливым. Расспросив меня о Москве и моей семье, принялся рассказывать о своей жизни, о планах хорошенько заработать и жениться. Он с похвалой отозвался о намерениях "хозяев моей фирмы" арендовать здесь поля под арбузы.


- Что же ты этим не займешься сам, а возишь чужой товар? - спрашиваю.


- Так ведь капитала нет, чтобы начать дело. Я только- только себе на жизнь зарабатываю, коплю деньги на квартиру в Астрахани. Мы, водилы, не миллионеры. Богаче всех, конечно, Фейзула. Вот приедем в Домодедово, я тебе покажу настоящего миллионера.


Не прошло и часа, как я знал уже многое из жизни этих трех азербайджанцев. Как оказалось, старший из них, 45- летний Фейзула, происходит из древнего рода персов. По профессии он искусный портной в третьем поколении. С перестройкой, когда в Баку хлынули "челноки" с дешевыми товарами из Ирана, Индии и Китая, их семья буквально разорилась, не находя заказчиков. Продав почти все швейное оборудование, подались в Россию. Сабир был ветеринаром в колхозе под Дербентом. Рашид до этого работал механиком на трикотажной фабрике в Махачкале. Вот уже четыре года они "кормятся" шоферской профессией. Берут в аренду грузовики и возят товары из Астрахани по всей России, в Казахстан и на Украину.


Стой! Что везешь?


Загрузив под Астраханью, в районе Камызяка, по 20 тонн арбузов в каждый "КамАЗ" , въезжаем с пыльной проселочной дороги на шоссе. Жарко. На выезде из Астрахани сразу две остановки. Служащий пункта весового контроля, проверив документы, предлагает проехать на весы. Взвесились - все в пределах нормы: менее 7 тонн на ось. Можно, по словам Рашида, грузить и до 10 тонн, но не на всех дорогах это допустимо. А потому может стать лишней причиной для вымогательства со стороны дорожных служб.


Чуть поодаль - будка ДПС. Там из открытого окна знаком дают понять, что надо навестить и представителей ГИБДД. Фейзула, забрав у Рашида документы на машину, отправляется с "визитом" к автоинспекторам. Минут через десять возвращается. Судя по тому, что идет не один, а с гаишником, который приветливо помахал нам на прощание рукой, без "финансовых потерь" с нашей стороны не обошлось. Ну а насчет того, что мы везем, видимо, поверили на слово. Под брезент наших фур так никто и не заглянул.


Тут же, через полсотни метров, сворачиваем на какую- то невзрачную заправку. На будке надпись "Бензин" , а нам нужно дизельное топливо. Допотопные колонки со стрелками, в наше время такие редко где встретишь. Встаем под раздатчик "Дт" - дизтопливо и заправляем по полной все баки и еще три 60- литровые пластиковые канистры.


- Это что, какая- то корпоративная заправочная? - спрашиваю у Рашида.


- Да, точно, корпорация "дружба народов" ее содержит, - смеется. - Это просто "хитрая" заправка...


Следующая, судя по всему, серьезная проверка предстояла через полторы сотни километров в Енотаевке. Шоссе перегорожено барьерами. Милиционеры с автоматами. По обеим сторонам дороги выстроилось более дюжины крытых брезентом грузовиков. ДПС, КПМ - Контрольный пункт милиции.


- О, это часа на два, - заключил Рашид.


- Почему так?


- Потому что гаишники принимают не всех сразу, это же не театр, а по одному, без свидетелей. Видишь, тут много машин с чужими номерами. Их шмонать будут дольше, и, может быть, приведут собак наркоту искать или "калаши". У тебя в сумке, - смеется, - случайно нет "калаша" - Калашникова складного?


Фейзула привычно побрел с документами к автоинспекторам. А к нам подошел худощавый капитан милиции. Усталое обветренное лицо. Поздоровался, неразборчиво представившись, попросил предъявить паспорта.


- А что делает здесь Москва? - спросил, обращаясь ко мне. Я говорю:


- Вот, по просьбе хозяина фирмы смотрел арендованное под будущие посевы поле...


- Да, и тут москвичи подсуетились, - ответил он с горькой усмешкой, возвращая мне паспорт. - Мало вам места на землях губернатора Громова, так вы еще и на наши солончаки позарились. Вот что деньги с людьми делают...


Мы не стояли тут и получаса. Здесь также никто не изъявил желания полюбоваться нашими арбузами. Фейзула вышел от гаишников, вместе с одним из стражей порядка отодвинул барьер, освобождая путь для проезда машин, и мы покатили дальше на север, в сторону Волгограда. До города- героя оставалось километров 300.


Эх, дороги...


Кстати сказать, от Астрахани до Москвы шоссе в основном однорядное, лишь в предместьях больших городов оно "расклешено" двумя, а то и тремя рядами в обоих направлениях. Скорость можно держать приличную, поскольку дорога тут не слишком загружена автомобилями.


Замечу, что первые три- четыре часа езды в кабине груженого "КамАЗа" не замечаешь особых неудобств, если дорога более или менее ровная. Однако за 200 километров до Волгограда, после Соленых Займищ, начинаешь всем нутром ощущать неудобства отечественных грузовиков и "шершавость" российских автострад. А от Черного Яра ехать становится просто невозможно. Скорость не более 30 километров в час. Дорога разбита вдребезги. Такое впечатление, что здешняя шоссейка лет двадцать не видела ремонтников. Одни оспины и колдобины. На дорожном полотне то и дело попадаются блестящие предметы. Это самораскрутившиеся болты и гайки от проходящего транспорта. Все чаще встречаются стоящие на обочине с "нагнувшейся" кабиной, с раскрытой пастью капота грузовики и легковушки, в том числе и иномарки.


При такой тряске- вибрации в арбузах точно начинается распад мякоти.


Перед Волгоградом, отстояв часовую очередь на посту ДПС, уже при свете фонарей прошли тщательную проверку. Сердитый старлей с сержантом просили показать то один документ, то другой, потом тщательно обследовали двигатели, кузова и кабины грузовиков. Полчаса гаишники объяснялись с Фейзулой и Рашидом в помещении поста. В конце концов оба вышли хмурые. Едем дальше.


- Рашид, нам тоже придется возить арбузы. Скажи, пожалуйста, к чему быть готовыми? Сколько средств уходит на транспортные расходы, на посредников, на человеческий фактор в милицейской форме?


- О, это такая комедия с трагедией, что не знаешь, как себя вести. Если берут много - плохо и когда не берут ничего "из принципа" - тоже кошмар, потому что машину могут загнать на штрафную стоянку за любое "несоответствие". Вот сейчас ничего не взяли, а сколько "несоответствий" нашли, что у Фейзулы голова заболела...


Длиннющий, сверкающий мириадами огней вечерний Волгоград. Город как бы серебристой шалью наброшен на правый берег Волги. На выезде опять посты ДПС и КПМ, проверки. На этот раз нас осматривали не так тщательно, и Фейзула с документами вернулся в хорошем настроении. Послышался голос из полутьмы кого- то из стражей порядка: "...А за ночлег мы не берем. Пожалуйста, устраивайтесь вдоль трассы и отдыхайте..." Я насчитал на нашей стороне в направлении на Поворино и Борисоглебск 35 грузовых машин, стоящих с зажженными габаритами. Аккуратно пристыковываемся к "голове" этой спящей автоколонны.


Каскадерская рулетка"


Туманное утро. Сабир чуть поодаль подогрел на крохотном примусе эмалированное ведро с пловом. Приглашает к столу. Каждый достает свою ложку. В ответ на мой недоуменный вопрос: мол, мусульмане, обычно руками плов едят, Сабир поясняет:


- Нельзя, вокруг гепатит бродит.


После Волгограда километров тридцать зеркально- гладкое шоссе с классической разметкой, а потом опять узкая однорядная "трясучка". Парадокс: море нефти в стране, а гудрона для нормального шоссе не хватает. Все в молочном тумане, видимость не более 80 метров. И так все 385 километров (!) до Борисоглебска. Чуть ли не весь световой день пришлось ехать крадучись.


- Здесь почти всегда так, - говорит Рашид. - Сколько аварий тут видел, попутно доставлял в Поворинскую больницу людей с переломами и даже погибших в морг.


Тем не менее и в таких условиях находятся "каскадеры" , которые с риском для себя и для нас перестраиваются. В последний момент, увидев встречную, резко тормозят, подрезают...


После очередной проверки ДПС и взвешивания на контрольных весах опять спрашиваю Рашида:


- Так сколько же стоит "пропуск" автоинспекторов?


- Слушай, а ты не прокурор случайно?


- Нет. Не прокурор. Я думаю, может, предложить своим фирмачам по железной дороге возить арбузы?


- Зачем по железной? Это дольше и отходов будет больше. Нас пригласишь, мы все перевезем. А давать надо по норме: сейчас дают "кусок" - служивые не обижаются.


- Тысячу, стало быть.


- Стало быть, так. Можешь и полкуска, русский у русского много не возьмет. Тут как- то на посту одном было, когда в Ульяновск ездили. Узбеки на фурах приехали. Им сказали, видимо, что надо на "пропуск" собрать "мани". Они собрали, принесли и дают капитану 400 рублей с четырех машин. Тот фуражку снял, лысину погладил и говорит: "Господа узбеки, вы в школе учились?" Те говорят: "Уцилися, уцилися". - "Долго?" Те молчат. А мы тут стоим, уже "кусок" отдали, ждем, когда лейтенант документы вернет, все слышим. "Идите, - говорит, - и учите арифметику"...


- А вообще я тебе скажу, азербайджанцы гаишников приучили к большим взяткам. Раньше, говорят, пару арбузов дашь и на пол- литра. Все. Теперь арбуз даже не предлагаем, боимся обидеть. Если только сами попросят.


- Понимаешь, - продолжал Рашид, - все автоперевозки в Центральной России после русских держат азербайджанцы. Не армяне, не узбеки, не грузины, а азербайджанцы. Милиция так привыкла к тому, что мы никого не заложим, что не опасается нас. Вот приди ты, русский водитель, на пост ДПС - с тебя ничего не возьмут, если не к чему придраться. Потому что боятся, что ты на них заявишь. Ну если у твоей машины фары не горят, или дверца кабины не закрывается, или еще что- то серьезное, то да, а так нет. Вот и считай: сколько постов ГИБДД до Москвы, столько и плати. Если, конечно, они в одном районе, то могут созвониться и сказать: номер такой- то "нормальный". Это значит: с него взяли, а такой - "требует досмотра". Или по- другому на своем языке...


- Осторожно, Рашид, сбавь скорость, слева машина инспектора на обочине...


- Ха- ха- ха, это фанера. На испуг берут.


Подъехали ближе, действительно - муляж раскрашенного автомобиля на коротких стойках. А что, правильно. Может, лишнего придурка- каскадера спасет от гибельных трюков.


Монолог офицера милиции


Дело было несколькими днями раньше в фирменном поезде "Лотос" , на котором я ехал в эту командировку. Часа за два до Астрахани, поглядывая на бескрайние степи с жухлой травой от горизонта до горизонта, разговорились с пассажиркой из соседнего купе, возвращавшейся домой из отпуска. Оказалось, что она - офицер милиции с довольно большим стажем работы. Женщина рассказывала о своем городе, о сложностях жизни в нем, о трудностях своей профессии и прочем.


Неожиданно по протянувшемуся параллельно железной дороге шоссе, обгоняя поезд, промчался "Икарус" с надписью "Газпром" на борту, за ним второй, третий... Женщина пояснила:


- Вы знаете, это у нас каждое утро происходит. С полсотни автобусов "Газпрома" везут из Астрахани на объект газопромышленного комплекса своих рабочих и служащих. По нашим меркам платят этим газпромовцам неплохо: по 7 - 12 тысяч рублей. Но за работу во вредных цехах, где некоторые в респираторах проводят всю смену, этого, конечно, мало. А наши автоинспекторы ГИБДД, работая в таких же условиях и даже хуже, получают всего 4, 5 тысячи рублей. Выстаивает он, бедолага, по многу часов на загазованной дороге, в пыли, на солнцепеке. А представьте, когда выезжает на дорожное происшествие. Бывает, замеряют для протокола на месте ЧП температуру асфальта. Она около +48 градусов. И вот работает мужик за такие деньги.


Разве это справедливо? Конечно, при таком окладе он не устоит перед соблазном взять деньги от нарушителя. Тем более что тот сам навязывает их ему.


Куда ж ему деться, семью кормить надо. Ведь в городе основная масса работающих получает по 1200 - 1500 рублей в месяц. На мой взгляд, надо увеличить милиции оклады как минимум в 2 - 2, 5 раза, но и требовать с нее построже. Влип в историю, сядешь с конфискацией имущества. Только так можно что- то изменить.


Бахчевая бухгалтерия


Перед Тамбовом у ДПС скопилось множество грузовиков. В основном это были перевозчики астраханских и волгоградских арбузов и дынь. Каждая машина подверглась основательной проверке. В ожидании своей очереди на экзекуцию шоферы, действительно в основном азербайджанцы, обменивались информацией. Как рассказал потом Рашид, говорили о том, где и сколько надо дать на лапу, а где вообще ничего не предлагать - иначе хуже будет, поскольку в эти дни на некоторых постах ДПС присутствуют проверяющие. Перед Москвой на постах ДПС "куском" с мотора уже не отделаешься. Надо давать полтора - за риск. После припозднившейся проверки нашему уставшему экипажу оставалось только одно: выспаться.


Ночной дождь смыл остатки чернозема с асфальта от постоянно передвигающейся по дорогам сельхозтехники, и он переливался на солнце разноцветными бликами от пятен горючего. Чем ближе к столице, тем больше машин становилось на дороге.


- Рашид, ты мне обещал про всю арбузную бухгалтерию рассказать.


- Тут кроссворда никакого. Ты видел, что на бахче мы брали груз по полтора рубля за килограмм. Значит, за 20 тонн, что в "КамАЗе" , отдали 30 тысяч. Плюс 2, 5 тысячи за погрузку и столько же отдадим за разгрузку. Возьми в бардачке калькулятор, что ты в уме "щелкаешь". Плюсуй горючку - примерно 7 тысяч рублей в одну сторону. Значит, 14 кусков. Потом, как ты говоришь, на милицейский человеческий фактор добавь 12 - 14 тысяч рублей с мотора.


- Не много?


- Нет. Нормально. Смотря в какой город везешь - везде свои порядки. Но дороже Москвы и Питера, конечно, нет. Там только за въезд фуры с арбузами в город на торговую точку без оформления пропуска сто баксов требуют. А пропуск будешь оформлять - арбузы прокиснут. Сколько получилось?


- 63 тысячи.


- Едем дальше. Перевозчики, то есть мы, берем по 2 рубля за килограмм веса. Значит, машина арбузов уже стоит 70 тысяч рублей. Это, если продать товар по 3, 5 рубля, но так нельзя - минимум по 4 рубля, иначе прогораем. Поэтому хорошо бы продать груз без посредников.


- Так бывает?


- Почти не бывает. Извини, не могу называть под Москвой города, где мэры взяли под свой контроль приходящие товары. Есть даже областные города с таким правилом, но они бедные. Там гайеры, гаишники, по приказу мэра берут нас под охрану и сопровождают до торговой точки. Поэтому, соображай, там все дешевле в 2 - 3 раза. И мы довольны: отдаем товар по 5 рублей. Его продают по 5, 5 - 6 рублей. И всем хорошо. В Москве, в Хорошевских Мневниках, правильно? Ага, и еще в одном районе, забыл, как он называется, арбуз с июля стоит не дороже 6 рублей. Мы туда волгоградские сорта возили. Смекай, вся остальная Москва платила по 10 рублей за кило. Сейчас - по 8. Поэтому отдаем в торговое сообщество, корпорацию, как хочешь назови. Они, конечно, тоже платят за лицензии, за что- то еще. Но это мелочь по сравнению с наваром.


- А как насчет химии в арбузах, особенно ранних?


- С этим строго. Если у меня на фуре 6- 8 арбузов будут с химией, все 20 тонн спишут по акту. Сейчас ни один дурак не станет "химичить" бахчу. Торговцы тоже не будут красители добавлять. Что они, самоубийцы, что ли?


Московская область, Серебряно- Прудский район. Машин на шоссе - тьма. Вдоль обочины вытянулась цепочка автомобилей. Очередная проверка.


- Слушай, - прерывает молчание Рашид. - Я много езжу по России. Почему, чем ближе к Москве, тем толще гаишники? Посмотри, как ему, бедному, трудно в "жигуленок" залезать.


- Видно, аппетит хороший, кушает много, вот и располнел.


- Что аппетит хороший - это точно, - хохочет Рашид.


Впереди появился указатель поворота на Ступино...


Астрахань - Москва.


***


Дороже Москвы и Питера городов нет. Там только за въезд фуры с арбузами в город на торговую точку без оформления пропуска сто баксов требуют.


***


P. S.


В этой публикации изменено всего одно имя, поскольку оно достаточно редкое и по нему можно вычислить всех. Я приношу свои извинения этим водителям за вынужденную "конспирацию" и благодарю их за содействие.