Главная >> 5 >> 30

Украина и крымские татары: новые вызовы истории

ФОТО РЕЙТЕР


ВЕСНА 2004-го. ОДИН ИЗ МИТИНГОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГОДОВЩИНЕ ДЕПОРТАЦИИ КРЫМСКИХ ТАТАР


Сегодня в Симферополе начинает работу третья сессия IV курултая крымскотатарского народа. Парадоксально, но несмотря на всю сложность истории крымских татар, в ней, видимо, еще не было периода более противоречивого, чем нынешний. Конечно, это совсем другие сложности, чем в то время, когда часть лидеров народа сидела в застенках ГУЛАГа, а другая часть, несмотря на угрозы попасть в те же застенки, из которых только что и вышла, создавала все новые и новые инициативные группы, требующие возвращения народа на родину. Но если тогда "задачи были ясны, а цели определены", то сложность нынешнего времени заключается в том, что она на порядок сложнее, что это уже не арифметика национального движения, а алгебра саморазвития народа, и чтобы найти ответы на новые вызовы истории, нужны усилия совсем иного рода - политическая мудрость и прозорливость, умение верно оценить сложнейшую политическую ситуацию и просчитать историческую перспективу, выстроить стратегию и тактику поведения на политической арене, суметь убедить в своей правоте весь народ. И хотя в повестке дня очередного собрания курултая главным стоит вопрос об отношении крымских татар к выборам президента Украины, но это именно такой вопрос, который вытягивает за собой и все остальные наболевшие проблемы, сдерживающие интеграцию народа в украинское общество.


Как утверждают некоторые политики, 15 лет - время достаточное для успешной интеграции репатриантов в новое государство. Однако, как отмечает национальная пресса крымских татар, во-первых, элита народа и после 15 лет интеграции в украинское общество не выработала состоятельной в нынешних условиях национальной идеологии. Она должна дать ответы на вопросы о том, чего хотят крымские татары: если национальной автономии, то какой она должна и может быть, какими должны быть роль и содержание народного образования, что именно должна давать народу практика участия в органах власти, в конце-концов - какие праздники народ должен отмечать. Ответы на эти вопросы есть пока только на уровне абстрактных политических требований, годящихся для митинга, но которые очень сложно, а порой и невозможно, применить на практике. И меджлис теперь в силу ряда причин, несмотря на то, что есть демократически избранным органом, не является общепризнанным лидером, народ остается расколотым на множество политических лагерей, каждый из которых представляет будущее по-своему. Вину за отсутствие внятной и реальной национальной идеологии и существующий раскол многие национальные представители возлагают на, возможно, самых ярких его деятелей Мустафу Джемилева и Рефата Чубарова, которые, будучи избранными (что вполне логично) в состав Верховной Рады Украины, в силу этого же оказались оторванными от самого народа, пребывающего в Крыму в условиях намного более сложных, чем зал заседаний парламента. Другие же лидеры - кто был в опале, кто на вторых ролях, кто надеялся на Джемилева и Чубарова, кто занимался совсем другими делами, наверное, очень важными, но не главными...


С другой стороны, разработкой проблемы крымскотатарского народа в составе Украины не занимались и теоретики Украинского государства. Нет нужды говорить, что до сих пор дискутируется вопрос о статусе крымских татар в Украине - это коренной народ (со всеми вытекающими из этого правами, как явствует из его реального состояния и действительной истории) или национальное меньшинство, как десятки других, как вытекает из нашего законодательства? Нет и ответов на вопрос о том, что может Украина предоставить народу: если автономию, то какую, какими - теперь уже с точки зрения государства! - должны быть его национальное образование, участие крымских татар в органах власти, как должна решаться проблема наделения репатриантов землей, как решать проблему занятости, топонимики, и многое-многое другое. Например, очень актуальный вопрос, вызывающий сейчас судебные разбирательства и силовые столкновения в Крыму: каким образом вернуть народу все его культовые сооружения и святыни, которых на полуострове тысячи? Все это пока решалось "эмпирическим путем", принесло больше ошибок, чем удач, и отнюдь не было оптимальным. Даже вопрос о расселении крымских татар в Крыму, хотя он постоянно натыкается на практические проблемы, не решен еще и в теории: разработанная еще при коммунистах схема расселения репатриантов в степном Крыму привела к сотням конфликтов, а декларируемая в теории схема расселения по принципу места происхождения и репатриации - не работает на практике. С третьей стороны, все больше подвергается критике сам характер нынешней территориальной по форме, но русской национальной по содержанию, крымской автономии. Власти отказываются даже обсуждать этот вопрос, который все обостряется, и, несомненно, со временем приведет к конфликтной ситуации. Где широкие "круглые столы", семинары, конференции, диссертации, коллоквиумы, социологические и другие научные исследования, общественные и научные дискуссии по всем этим вопросам? С одной стороны, мы говорим, что Крым - самая сложная точка в Украинском государстве, с другой - поразительное равнодушие и спокойствие.


Таким образом, проблема адаптации крымскотатарского национального движения и народной практики оставалась эти 15 лет как бы законсервированной в крымской среде. Эта среда отнюдь не являлась оптимальной как для интеграции крымских татар в крымские реалии, так и для укрепления позиций украинского государства в своей автономии. В результате имеем запущенность крымскотатарской проблемы, как со стороны крымских татар, так и со стороны украинского государства.


Причем эти проблемы, которые надо было решить еще вчера, сегодня уже застарели. В силу этого они начинают обостряться и приводить к сложным противоречиям, которые решить будет еще сложнее, чем саму проблему. Полк спецназа, расквартированный в Кизил-Таше под Судаком, как утверждают, в противовес крымскотатарским экстремистам, вовсе не инструмент для их решения. Толчок для частичного продвижения вперед, для диалога в свое время дало создание при Президенте Украины Совета представителей крымскотатарского народа в составе избранного народом меджлиса, но и его работа в последнее время зашла в тупик и заглохла, перестала давать ответы на поставленные жизнью вопросы. Поэтому сегодня ситуацию с положением крымскотатарского народа в Украине можно оценить как обоюдное кризисное состояние - с одной стороны это кризис национального движения, с другой стороны - кризис государственной национальной политики в отношении этого народа в Украине.


Это и привело к сложной ситуации, вылилось в затягивание и не решение многих проблем интеграции, вызвавших ряд конфликтов, - с землей на ЮБК, с занятостью, с культовыми сооружениями, с кадровым вопросами. А главное - потеря контакта и былого взаимопонимания между крымскими татарами и органами власти. В результате имеем политический хаос, который грозит перерасти в большее противостояние. С одной стороны, меджлис рекомендует в состав правительства Крыма Эдипа Гафарова и Сервера Салиева, с другой - требует их отзыва, с одной стороны меджлис выступает за поддержку Виктора Ющенко, с другой - ряд общественных крымскотатарских организаций и деятелей - за Виктора Януковича, с одной стороны - в составе меджлиса формируется группа радикалов, которые требуют ужесточения требований к украинскому государству, с другой стороны - их освобождают от должностей. Одни крымские татары захватывают землю на ЮБК и в Тихой бухте, другие вступают против того, чтобы 150-летие Крымской войны отмечалось на государственном уровне, третьи - требуют ротации меджлиса, четвертые - выступают против нее, одни - поддерживают мусульманских радикалов, которые на стороне экстремисткой мусульманской организации "Хизб-ут- Тахрир", другие изгоняют из мечети "Кебир-Джами" имама Мустафу-эфенди, поддержавшего их. Одни собирают средства на народное издание книги писателя Валерия Возгрина об этнической истории крымских татар, другие - угрожают акциями гражданского протеста и неповиновения. В результате, имеем расколотый меджлис, расколотый муфтият, расколотое духовное управление мусульман Крыма.


Картина дополняется тем, что и со стороны другой части крымского общества наблюдается такой же раскол: одни критикуют крымское правительство и парламент за слишком большую, по их мнению, лояльность к крымским татарам, другие - за необоснованную неуступчивость, и те и другие - за нерешение проблемы народа и обострение ситуации. А правительство и парламент просто не имеют инструментов для этого и, порой, просто не знают, как правильно и безболезненно решить ту или иную проблему, чтобы не наткнуться на зубодробительную критику если не с одной стороны, так с другой, если не сверху, так снизу...


Самое неприятное в этой ситуации то, что растет неверие народа - как крымских татар, так и других крымчан - в то, что наше государство вообще способно решить эти проблемы. С одной стороны, у крымских татар это вызывает глухое сопротивление всему украинскому, некоторые из них уже говорят, что украинское государство есть продолжение бывшего СССР, изгнавшего их с родной земли и неспособного решить их проблемы. Среди них есть политическое течение, выступающее за возвращение геополитической ситуации 1921- 1945 годов. С другой стороны, это вызывает недоумение и разочарование и у крымчан, ведь обстановка с каждым годом становится все более острой и уже чревата разными осложнениями. Особенно при активизации "третьей силы", которая старается не дать ее упростить, а толкнуть и Украину на опасный путь конфронтации государства с тюркской и мусульманской частью его граждан.


Что делать? Курултай, конечно, продлись он хоть шесть дней вместо запланированных трех, всех проблем не решит, даже с уже традиционным участием представителей органов власти. Как предполагают наблюдатели, вопросы о ротации членов меджлиса, дискуссия о поддержке того или иного кандидата в президенты Украины, вопрос о расколе в муфтияте, о дальнем статусе радикального крыла меджлиса, могут вызвать настоящие скандалы, которые отнюдь не будут способствовать росту взаимопонимания между крымскими татарами и населением Крыма, органами власти Украины. С другой стороны, откровенное и ответственное обсуждение назревших проблем народа совместно с представителями Госкомнаца, крымских парламента и правительства, центральных органов власти Украины дают потенциальную возможность хотя бы обозначить направления, в которых надо работать. Вместе с тем, нынешняя позиция крымских татар, выражающаяся словами "за Ющенко, но не против власти", способна только законсервировать ситуацию неопределенности и обоюдного кризиса. И это требует превентивного принятия решений с обеих сторон по всему спектру проблем, которые "сегодня болят", а завтра могут стать конфликтными...