Главная >> 5 >> 3

Новый год в кредит, или Какие подарки покупают по кредитным картам

Как приятно получать новогодние дни поздравления: распаковать шелестящую обертку, высыпать мишуру и достать заветный подарок, будь то конфеты, флакончик духов, ювелирное украшение или просто хорошая книга. Никогда не знаешь заранее, что находится под красочной упаковкой. Между тем Ситибанк провел исследование, какие покупки чаще всего делает население в предновогодние дни по кредитным картам.

В праздничный период население особенно активно посещает универмаги и магазины в поисках подарков. Каждый хочет удивить родственников, знакомых, друзей, коллег. Набеги на магазины начинаются в начале декабря и длятся вплоть до закрытия магазинов 31 декабря. В Петербурге ежегодно открываются десятки гипермаркетов, универсамов, активно развиваются розничные сети - и выбор для покупателей становится все шире. Несмотря на это, горожане все равно ежегодно сталкиваются с проблемой: что же купить в подарок на Новый год близким и друзьям?

Между тем вслед за розничными сетями так же активно развивают свой бизнес и банки. Практически в каждом универмаге есть стойка банка, где можно получить потребительский кредит или карту. Ситибанк провел исследование основных покупок в предновогодние дни, которые горожане делают по кредитным картам. Согласно сообщению банка, по кредитным картам люди тратят намного больше, чем наличными или по дебетовым картам.

Исследование, проведенное Ситибанком в России, анализирует потребительское поведение более 100 тыс. клиентов, активно пользовавшихся кредитными картами в течение 2006 года. Все участники исследования - жители Москвы и Санкт-Петербурга. Анализу подверглись наиболее популярные категории покупок: одежда, электроника, бензин, продукты питания, предметы роскоши и другое. Исследование охватывает только покупки, совершенные в России, и анализирует показатели изменения сумм покупок в каждой категории в процентах к предыдущему месяцу.

Наиболее активно к Новому году население покупало ювелирные изделия, часы, а также предметы роскоши. Именно здесь наблюдается большой рост в декабре: у женщин более 125%, а у мужчин - около 184%. В исследовании Ситибанка говорится, что декабрь - единственный месяц, когда отмечается такой беспрецедентный рост в этой категории. Даже в марте, втором по лидерству в этом сегменте месяце, рост в несколько раз меньше. Другим лидером по "покупаемости" в предновогоднее время считается парфюмерия и косметика. Очень сильный скачок по расходам средств на кредитных картах отмечен и у мужчин (96%), и у женщин (78%). Это может объясняться тем, что и те и другие дарят парфюмерию и косметику как "самый распространенный и необременительный подарок". "У мужчин это также связывается с меньшей ценовой чувствительностью к этой малознакомой для них категории товаров", - говорится в исследовании. Такие подарки всегда приятны, правда, можно не угадать с парфюмерией, да и с косметикой возможны подвохи, если плохо знаешь человека. Как правило, подобные подарки дарят близким людям, зная, чему те отдают предпочтение.

Следующей категорией в подарках значится электроника. Причем рост трат отмечен не только у мужчин (78%), но и у женщин (7%). И если популярность данной категории у мужчин вполне ожидаема, то для женщин это новое направление, которое возникло именно в декабре. Приобретаться могут подарки их спутникам либо, например, модные женские модели телефонов для себя или своих родных и подруг.

Популярной категорией в декабре стали покупки, совершенные на автозаправочных станциях, причем рост расходов более чем на 51% у женщин указывает на то, что приобретался не только бензин (у мужчин траты на горючее в этом месяце даже падают на 6%), но и товары в магазинах при АЗС. Это и неудивительно. Все больше женщин садится за руль, а на заправках ассортимент порой не менее разнообразен, чем в универмаге, поэтому устоять совсем не просто.

Следующие две категории покупок относятся скорее не к подаркам, а к покупкам, связанным с праздниками. Это услуги связи и рестораны, кафе, а также развлечения. Так, женщины тратят на телефон и Интернет в декабре на 24% больше, чем в другие месяцы, а мужчины - на 11%. Это естественно: в новогоднее время у людей поднимается настроение, хочется больше общаться с родственниками и друзьями по телефону и даже позвонить тем, с кем давно не общались, слать SMS-поздравления. Траты на рестораны, кафе и развлечения у мужчин вырастают на 6%, а у женщин - на 18%. В новогодние дни люди чаще встречаются с родственниками и друзьями, посещают различные увеселительные заведения.

Значительной и вполне логичной статьей расходов в преддверии праздников также становятся расходы на продукты питания и траты в супермаркетах. Мужчины в декабре в среднем тратят на 25% больше, а женщины снижают свою покупательскую активность более чем на 6%. Забавная подробность: выходит, мужчины предпочитают сами закупать продукты к праздничному столу, а женщины, видимо, занимаются их приготовлением. Одна из самых стереотипных для России категорий покупок - алкоголь - демонстрирует неожиданные результаты. Рост расходов очень серьезный: у женщин значительно больший - 197%, у мужчин - 138%. Кроме того, в новогоднее время отмечается кондитерский бум: расходы и мужчин, и женщин на торты, конфеты и сладкую выпечку увеличиваются более чем на 2000%. Это абсолютный лидер роста.

Покупая продукты в супермаркетах, многие предпочитают бросать в корзину и другие товары. Объем покупок в универсальных магазинах в среднем и у мужчин, и у женщин в это время года растет примерно одинаково - на 20%. Так, покупки кожгалантереи (в частности, сумок) у женщин увеличиваются на 20%, а у мужчин - на 30%. "Что касается товаров для дома, то здесь тенденция обратная. Люди предпочитают закрыть все хозяйственные вопросы до праздников, чтобы расслабиться и не думать о бытовых проблемах. Поэтому, несмотря на серьезный рост расходов на мебель, светильники, сантехнику и другие промышленные товары (более 30-40%) в октябре-ноябре, в декабре наблюдается самый большой спад за год", - говорится в исследовании банка.

К традиционным подаркам, судя по исследованию, можно также отнести спортивные товары. В декабре у мужчин рост весьма незначительный - около 3,5%, хотя в ноябре и октябре рекордные траты в этой категории - рост в среднем около 25-30%, что объясняется подготовкой к зимнему сезону. У женщин вообще не наблюдается каких-либо изменений в этой категории товаров.

На одежду население в декабре тоже не сильно тратится. Расходы на обувь и пополнение гардероба у мужчин в этот период растут примерно на 4,5%, у женщин - чуть более чем на 24%. Это может быть связано с сезоном распродаж, однако темпы роста несравнимо меньше, чем в весенние и осенние месяцы. Для женщин одежда является куда более актуальным подарком, чем для мужчин. К тому же во время распродаж многие покупательницы просто теряются в окружении гор одежды и магазинного шума и скупают все подряд.

Поскольку Новый год в России семейный праздник, существенный рост в такой категории расходов, как детские игрушки, на 127,16% у мужчин и 120% у женщин вполне оправдан. Объемы покупок школьных принадлежностей также показывают в декабре серьезный рост: у женщин - 48%, у мужчин - 121%. А вот траты на покупку билетов в кинотеатры увеличиваются только у мужчин, при этом более чем на 200%, в то время как у женщин отмечен даже небольшой спад. На музыкальные диски и видеофильмы траты растут на 23% у мужчин и на 5% у женщин. При этом рост в сегменте книг и прессы куда более значительный: у мужчин - 60%, у женщин - более 135%. Да это и неудивительно, не зря россиян называют самой читающей нацией. К тому же, учитывая развитие печатной продукции в России, это логично: сейчас в любом магазине полки ломятся от книг в ярких и красочных обложках.

"Интересная статистика у мужчин. Траты на предметы искусства в течение года - это именно их прерогатива, однако в декабре эта категория показывает небывалый рост - более 388%. Также только у мужчин значительно возрастают расходы на почтовые и курьерские услуги - более 80%, в то время как женщины в течение всего года пользуются ими одинаково мало", - говорится в исследовании. При этом именно женщины тратят в несколько раз больше мужчин в декабре на услугу доставки еды и кейтеринг. Также интересно, что только у женщин в декабре растут суммы снятия наличных - на 5%, в то время как у мужчин они на столько же снижаются.

Примечательно, что рост расходов в декабре на покупки в специализированных магазинах подарков значительный, более 100% и у мужчин, и у женщин, но мало отличается от других праздничных месяцев в году. Зато расходы на цветы возрастают на 30% у мужчин и 65% у женщин - третий результат в году после марта и сентября. Между тем за границей пик трат приходится в основном на январь, когда люди отправляются на новогодние каникулы и в отпуска. В январе траты на одежду у мужчин вырастают на 169%, а у женщин на 152%; на универсальные товары - у мужчин на 129%, а у женщин на 85%; на покупки в магазинах duty free - у мужчин на 70%, у женщин на 57%; на кафе, рестораны и развлечения - на 154% и 150% соответственно; на ювелирные украшения, часы и другие предметы роскоши - у мужчин на 134%, а у женщин на 214%.

В исследовании отмечается, что в новогодних тратах по кредитным картам наблюдается существенная зависимость от дохода клиента и его кредитного лимита. Так, несмотря на то что рост наблюдается во всех сегментах, у людей с кредитной линией более 100 тыс. рублей он незначительный - около 4,5%, а в сегменте менее 45 тыс. и сегменте между 45 тыс. и 100 тыс. - рост равный и составляет около 9,5%. У более обеспеченных людей рост продолжается в течение всего января и добавляет еще 3% к росту в декабре, в то время как у менее обеспеченных категорий населения он падает примерно на столько же, говорится в исследовании банка. Это означает, что более обеспеченные люди продолжают активно тратить на свой отдых, развлечения и покупки во время каникул в России и за границей, в то время как менее обеспеченные входят в режим экономии.