Десантников недаром считают армейской элитой. На долю воинов в голубых беретах в последнюю четверть века выпало воистину столько лиха! Не было ведь в это время такой войны или вооруженного конфликта, где бы не являли свое мужество наши десантники. Именно войска, чьей традицией стало принимать на себя первый удар врага, первыми объявили войну и бездуховности, начав возрождение института военных и полковых священников. Не все, скажем прямо, разделяли точку зрения командования ВДВ, решившего 3 года назад пойти на это трудное богоугодное дело. А ведь духовный пастырь в воюющих полках - исконно русская, идущая еще со времен Куликовской битвы, традиция. Вот уж и правда, противиться этой ратной традиции мог кто угодно, но не десантники. Наверное, потому что на войне, как сказал когда-то генерал-десантник Владимир Шаманов, атеистов не бывает.
Сегодня, когда в воздушно-десантных войсках, по сути, создана модель будущего военного духовенства России - в войсках трудится 16 военнослужителей, действует 6 часовен и полковых храмов, хотелось бы сказать о людях, стоявших у истоков этой богоугодной миссионерской работы. О прежнем командующем ВДВ, ныне милостью Божьей губернаторе Рязанской области Георгии Ивановиче Шпаке, офицерах штаба ВДВ, вот уже 7 лет возглавляемого генерал-лейтенантом Николаем Викторовичем Стаськовым.
Когда в августе 2001 года я по благословению Святейшего Патриарха и с разрешения Министра обороны впервые прибыл в штаб воздушно-десантных войск, то сразу же встретил полное понимание всех своих начинаний. Особо чутким было отношение начальника штаба генерал-лейтенанта Стаськова. Прошедший дорогами первой чеченской войны генерал Стаськов не понаслышке знал, как не хватает на войне Слова Божьего. Как укрепило бы оно солдатский дух в минуты адского противостояния с врагами.
Когда Русская Православная Церковь и командование ВДВ подписали договор о сотрудничестве, для организации в войсках душепастырской деятельности был создан координационный совет РПЦ и ВДВ, который генерал-лейтенант Николай Стаськов и возглавил. А я - священник ВДВ отец Михаил Васильев стал, как говорят военные, на него замыкаться. С тех пор Николай Викторович - добрый христианин и высочайший профессионал своего дела - стал помогать мне в моей миссии. Николай Викторович, не считаясь со временем, а занятость у него огромная, вводил меня в курс дела, рассказывая, что такое десантные войска и показывая изнутри сложную работу руководимого им штаба. Трудами генерала Стаськова в штабе ВДВ сложился профессиональный и, что не менее важно, сплоченный коллектив офицеров-десантников. Зримое тому подтверждение - проведение операции по вводу войск российского контингента в Косово летом 99-го. Именно генерал Стаськов в сложной внешнеполитической ситуации взял тогда на себя ответственность и ночью дал приказ на выступление наших десантников из Боснии в Косово, приказав занять стратегически важный аэродром в Слатине под Приштиной. Проявив при этом, кстати, истинно русскую изобретательность и смекалку. Была разработана операция под названием "Напоить американцев". Все командование американской дивизии под благовидным предлогом пригласили в нашу бригаду в Боснии. И тогда под командованием полковника, сейчас уже - генерал-майора Воздушно-десантных войск, героя России Николая Ивановича Игнатова была проведена дружеская вечеринка, после которой американцы еще несколько дней не могли оправиться. И пока несколько наших офицеров составляли американцам дружескую компанию, в нескольких шагах от них шла напряженная работа по подготовке батальонной тактической группы, которая на 13-ти бронетранспортерах скрытно выдвинулась в направлении Сербской границы, а оттуда через всю Сербию (около 800 километров) они за 8 часов на предельной скорости совершили тот нашумевший марш в Косово. Вошли туда, заняли стратегически важный аэродром, опередив американцев и англичан. Все это происходило ночью, и к середине дня аэродром был уже наш. И Россия смогла совершенно по-другому вести внешнеполитический диалог со странами НАТО по Балканской проблеме.
В работе штаба ВДВ для меня, как для священника, было много нового еще и потому, что я не являюсь профессиональным военным. До рукоположения в священники был преподавателем философии в университете, хотя и закончил военную кафедру, но конечно, азов штабной работы не знал, поэтому многому мне приходилось учится. И в этой учебе я всегда встречал дружескую поддержку офицеров управления ВДВ. За эти годы мы отладили не только реальную модель будущего военного духовенства, но и создали под руководством офицеров штаба ВДВ внештатную систему полковых священников. Сегодня в частях ВДВ трудится 16 священнослужителей, и их деятельность координируется из штаба десантных войск. Работа священников встроена в систему воспитательной работы частей и соединений ВДВ и по соответствующей вертикали входит в систему работы штаба войск, из которого она координируется и направляется. Особенно важно это стало в последние годы, когда размыты традиционные ценности и молодое поколение не только солдат, а порой уже и молодых офицеров является, к сожалению, поколением "пепси". Это понятие для многих офицеров-воспитателей стало не газетным сленгом, а, увы, горькой реальностью. Молодые, к сожалению, не знают порой азов российской истории. Не знают, кто такой император Петр I и когда была Отечественная война с французами. Поэтому для них служба в армии из почетной обязанности превращается едва ли не в тюремное бремя. Вот почему основной задачей священнослужителей, кроме душепастырской работы, заботы о спасении душ верующих, является работа по пропаганде военно-патриотического воспитания воинов среди десантников и молодых офицеров. В штабе войск при планировании мероприятий по нравственному и патриотическому воспитанию военнослужащих всегда особое место отводится участию в них священнослужителей. Наши священнослужители воспитывают в молодых воинах даже десантный патриотизм! Лучший тому пример - мемориальная работа по увековечиванью памяти погибших воинов. На базе 76-й воздушно-десантной псковской дивизии под руководством настоятеля воинского дивизионного храма протоирея отца Олега Теора создан мемориальный центр, который уже выпустил несколько книг памяти погибших воинов десантников. В храме созданы мемориальные доски с именами погибших воинов, заложена аллея памяти, где родители погибших воинов дивизии посадили в память о сыновьях деревья.
Работа по увековечиванью памяти погибших во все времена и сейчас является одной из главных задач священников. Не менее важной для военных священников является работа с ранеными, находящимися на излечении в госпиталях. К праздникам Пасхи и Рождества Христова священнослужители всегда привозят раненым подарки. Важной составляющей нашей работы является и помощь в обеспечении морально-психологической подготовки. На проводимых штабных тренировках на мнимых театрах военных действий мы являемся консультантами, рассказываем о соответствующем религиозном факторе в регионе боевых действий. Все это также является работой священника. Кроме этого священники выступают и консультантами по религиозно-правовым вопросам, дают реальную экспертизу по религиозным организациям, так называемым тоталитарным сектам, опасным и деструктивным религиозным организациям, которые, кстати, отрицательно относятся к службе в Вооруженных Силах и запрещают попавшим к ним в зависимость людям служить в армии.
Пять священников ВДВ, кстати, уже прыгали с парашютом. А один наш батюшка имеет черный пояс по каратэ и ведет спортивную секцию.
Особо стоит сказать о работе наших священников на войне, ведь не секрет, что с 1979 года десантники постоянно где-то воюют. Не погрешу против истины, сказав, что вторую Чечню мы, священнослужители ВДВ, прошли вместе с войсками. Сменяя друг друга, мы постоянно работали в боевых порядках, укрепляя души наших прихожан в их справедливой борьбе. И здесь опять нельзя не сказать о той роли, которую сыграл в этом вопросе начальник штаба Воздушно-десантных войск генерал-лейтенант Николай Стаськов. Николай Викторович лично отслеживал передвижения всех священников по Чечне, оказывая нам в нашей деятельности всестороннюю помощь. Сейчас в Чечне, где по-прежнему находится группировка ВДВ, действуют три часовни и один полевой храм. Но главным показателем нужности нашей миссии на войне является, пожалуй, тот факт, что за эти несколько лет мы крестили в Чечне более трех тысяч десантников. На войне люди, наверное, особенно тянутся к Богу. Словом, сегодня есть все основания утверждать, что милостью Божией, нашими стараниями и стараниями офицеров штаба ВДВ, возглавляемого генералом Николаем Стаськовым в Воздушно-десантных войсках создана модель будущего военного духовенства России. Только боевые стяги десанта - штандарт командующего и знамена семи полков - освещены Патриархом. А прошлым летом именно в ВДВ (впервые после 1914 года) на базе Рязанского училища были проведены сборы военных священников, которым опять-таки самое пристальное внимание оказал генерал Стаськов. Заботясь о священниках, не жалеющих себя в заботе о своих прихожанах, он включил в эти сборы занятия, обучающие священников правилам поведения на войне. Куда, например, лучше садиться на БМП во время движения колонны бронетехники по опасным местам, что делать при подрыве машины на фугасе и т.д.
Хорошие отношения и полное взаимопонимание сложились у нас и с новым командующим ВДВ генерал-лейтенантом Александром Петровичем Колмаковым, а значит, сложившееся за последние 3 года единение Русской Православной Церкви и десантных войск и дальше будет только крепнуть. Особую благодарность за вклад в это единение хочется выразить заместителю командующего по воспитательной работе полковнику Гулевичу Александру Дмитриевичу, бывшему заместителю начальника штаба ВДВ полковнику Горскому Юрию Борисовичу, заместителю командующего по воздушно-десантной подготовке генерал-майору Борисову Вячеславу Николаевичу, начальнику разведки ВДВ полковнику Яхновцу Валерию Адамовичу, начальнику пресс-службы полковнику Брагину Николаю Александровичу, многим другим офицерам и генералам штаба ВДВ, возглавляемого подлинным патриотом России, настоящим генералом русского духа генерал-лейтенантом Николаем Викторовичем Стаськовым. Многие лета, вам, воины-десантники, храни вас Господь и слава ВДВ России!.
Заведующий сектором ВДВ Синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями священник Михаил ВАСИЛЬЕВ.