Главная >> 5 >> 22

НА ВСЕХ ПАРАХ - В ПРОШЛОЕ

Руины дворцового комплекса "Царицыно" разрушались два с половиной века.


После того как усадьба перестала быть федеральной собственностью и перешла под эгиду столичных властей, началось ее восстановление. О планах Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника "Царицыно" "Гудку" рассказал генеральный директор музея Виктор ЕГОРЫЧЕВ.


- Виктор Васильевич, всех до сих пор поражает печальная судьба Царицына.


- До 1775 года, пока Екатерина II вместе со своим тайным супругом Потемкиным не облюбовали это место, здесь была обычная дворянская усадьба. Владели ею бояре Стрешневы, затем князья Голицыны, Кантемиры. Место отличалось живописностью: пруды, холмы, рощи... Екатерина переименовала село в Царицыно, сделала эту усадьбу императорской резиденцией. Архитектором был назначен Василий Баженов. Спустя 10 лет сюда приехала Екатерина, ей не понравилось, она приказала "переправить". В результате три дворца, построенные для Екатерины, ее сына Павла и внука Александра, были снесены и началось строительство Большого царского дворца. Первоначально он предполагался громадным, трехэтажным, с большим бельведером. Четыре года архитектор Матвей Казаков строил, потом стройка была остановлена. И когда Екатерина II вспомнила о дворце, там было возведено лишь два этажа и башни. Государыня приказала выше не строить, покрыть второй этаж крышей. И вместо прекрасного, огромного, с пышным декором дворца получился тот, который был реально построен Казаковым. Екатерина вопреки существующим легендам казаковского дворца не видела. Полностью построенный дворец увидел уже новый император - Павел I. Он пробыл тут несколько часов, пообедал (кстати, на обед был приглашен и Матвей Казаков), посмотрел дворец. А спустя два месяца царь распорядился всякое строительство в Царицыне прекратить. И вот это решение имело роковое значение: вместо подмосковного Царского села дворец превратился в одну из величайших руин мира. И лишь в 2005 году правительство Москвы приняло решение дворец восстановить в том виде, в котором его построил Казаков.


- Так что сегодня делается в Царицыне - реконструкция или реставрация?


- Что такое реставрация? Это консервация того, что сохранилось от минувших эпох, и воссоздание утраченных фрагментов. Именно на это нацелен замысел зодчих из института "Моспроект-2". Итогом станет превращение дворцового ансамбля Баженова - Казакова в крупнейший музейно-выставочный, культурно-досуговый природоохранный комплекс.


- Правительство Москвы готовится утвердить комплексную целевую программу "Царицыно" на ближайшие три года...


- И первое событие состоится уже в нынешнем году: в День города мы представим москвичам и гостям столицы обновленное здание Хлебного дома Василия Баженова. Посетители смогут увидеть также и то, что придумали современные проектировщики.


- И что же они придумали?


- Поскольку это кухня, здание имеет квадратный внутренний двор. Служил он и для размещения многочисленных повозок с продуктами. Капуста, картошка, уголь, дрова... Проектировщики, учитывая, что это здание будет предназначено для концертов и вернисажей, предложили перекрыть двор стеклянной кровлей и превратить его в теплый атриум. Мы не только согласились с этим, но и предложили Юрию Лужкову встречную идею - использовать это великолепное пространство, обрамлением которого является готическая архитектура Баженова - Казакова, как зал старинной музыки. Установить там орган и клавесин и проводить филармонические циклы. На территории нашего округа вообще нет подобного концертного зала, тем более органа, и я думаю, что это вызвало бы у людей огромный интерес. Но ведь не было органа в XVIII веке, как и стеклянной крыши. По этому поводу те специалисты, которые занимают фундаменталистскую позицию, говорят: раз не было - значит не надо фантазировать. Хотя сторонников более гибкого подхода к этой проблеме большинство. Они считают: не надо вторгаться в архитектуру, не надо ее искажать, деформировать, не надо предпринимать решения, ведущие к гибели сохранившихся фрагментов, но бывают случаи, когда можно вносить дополнения, обусловленные функциональным приспособлением памятника. Архитектура Баженова от этого не пострадает в любом случае, зато выиграют все, приходящие к нам в Царицыно, посетители в первую очередь.


- Вы пришли по этому вопросу к компромиссу?


- Тут спор уже по технологии. Среди тех, кто поддерживает идею перекрытия внутреннего двора, есть разногласия. Все упирается в высоту стеклянного перекрытия. Проектировщики пытаются найти оптимальное решение, не забывая о том, что важнее всего - безопасность этой современной конструкции и удобство эксплуатации. Думаю, компромисс будет найден.


- Что собой представляет нынешняя стройплощадка?


- Хлебный дом - пять тысяч квадратных метров, Большой дворец - около двадцати тысяч. К этому надо добавить одну крупную затею проектировщиков - связать Хлебный дом и Большой дворец в единый комплекс, используя при этом не только сооруженную еще Баженовым галерею, но и подземное пространство. Таким образом, весь внутренний двор между домом и дворцом под землей будет использоваться как вспомогательное помещение для приема публики. Там будут гардеробы, туалеты, сувенирно-книжный киоск, кафе.


Там, где был домик управляющего, появится входной павильон, возможно, даже с эскалатором.


- Хлебный дом откроют в сентябре. А что на очереди?


- Парадная входная зона от станции метро "Царицыно". Сегодня там абсолютный "шанхай": рынки, гаражи, склады... А тот участок территории для нашего ансамбля чрезвычайно важен: ведь именно с этих точек Баженов некогда проектировал генеральную панораму дворцово-паркового ансамбля. Именно там начинался Царицынский проспект, соединявший Царицыно с Коломенским. А на будущий год, к роковому юбилею закрытия проекта строительства Царицына, откроем Большой дворец и всю территорию дворцового ансамбля, примерно двадцать гектаров, вокруг творений Баженова - Казакова приведем в полный порядок на основании сохранившихся чертежей и планов.


- Огласите весь список, пожалуйста...


- Все постройки Баженова: Оперный дом, Средний и Малый дворцы, кавалерские корпуса, фигурные ворота и мост. Затем центральная парковая часть, подъезд к дворцовому ансамблю через плотину верхнего пруда. Кстати, мы хотим кое-что изменить в топонимике нашего округа, увековечив имена выдающихся архитекторов - Баженова, Казакова и Еготова.


- Виктор Васильевич, а нет ли у правительства Москвы планов по объединению двух зон отдыха - Царицына и Коломенского?


- Есть мнение соединить их транспортной линией, сделав единый экскурсионный маршрут. Этот вопрос уже обсуждался правительством Москвы. Возможно, даже использовать и артерию Москвы-реки. Но самое простое наше соединение - это Луганская улица, дорога, проложенная по воле Екатерины Великой, которая и называлась Царицынским шоссе. Но Луганская упирается в так называемый "прокол" Курской железной дороги. И там никакой экскурсионный автобус пройти не сможет. Постоянные пробки, аварии, да еще и рынок, который, как я знаю, находится в ведении Курского отделения Московской железной дороги. Хотелось бы убрать все это безобразие, существующее вокруг Царицына, привести в царственный вид, чтобы люди, приезжая сюда, могли двигаться лишь в трех направлениях: в ближайшие микрорайоны, на пригородную станцию Царицыно и в музей-заповедник. Нам бы хотелось продлить подземный переход от станции метро "Царицыно" под насыпью Курского отделения Московской железной дороги, расширить этот "прокол" , а может быть, сделать иную транспортную схему. И тогда этот переход мог бы стать пешеходным и уже оттуда бы открывался вид, влекущий вас к прекрасным архитектурным творениям.


- Через два года все сторонние организации освободят вашу заповедную территорию, откроется Большой дворец, как вы предполагаете его использовать?


- Археологическая экспозиция займет центральное место. Потом у нас составлена огромная программа исторических и современных музейных выставок, на которых будут демонстрироваться шедевры русского и мирового искусства. Конечно же, нас интересует XVIII век, императорская Россия. Нам бы хотелось организовать выставки, посвященные Екатерине II и ее эпохе. Уже есть проект "Парад дворцов".


- Историю Царицына, кроме всего прочего, вы предполагаете представлять в фольклорных праздниках, на импровизированных балах...


- Нас интересует не просто театральное представление. Нам сейчас важно придумать собственный сценарий, отличающийся от многих подобных музеев-заповедников. Нарядить актеров в костюмы XVIII века слишком просто. Мы должны поймать ощущение желанного, но не сбывшегося.