Главная >> 5 >> 22

Театральная нить в музейном пространстве

Четыре года назад на базе Ростовского областного музея краеведения был создан исторический театр «Клио», который объединил молодых людей, увлеченных историей и, конечно, театром. Первоначально, основной задачей театрального коллектива было участие в традиционном празднике посвященном Дню города. Именно к этому празднику был написан первый сценарий «Привет из старого Ростова», познакомивший гостей музея с историей нашего города начала XX века


В музейном дворике, при несложных декорациях оживали страницы старого Ростова. Здесь можно было увидеть и встречу двух купцов, приехавших в город на весеннюю ярмарку, полюбоваться своеобразием ростовских базаров, узнать о культурных новостях из старых газет.


Ко Дню города, посвященному юбилею ростовского джаза, был подготовлен сценарий спектакля «Когда не хватает джаза», который предложил своим зрителям совершить путешествие по тем местам старого города, откуда 100 лет назад доносились звуки музыки — на минуту остановиться у гостиниц «Централь», «Сан-Ремо», «Большой Московской», погулять по Городскому саду, а из разговоров двух знакомых дам узнать — какие знаменитости посещали наш город в прошлом.


Затем последовали другие сценарии. Музыкально-поэтический спектакль «Я подарить хочу вам степь в ее лазурном покрывале» пригласил в гости тех, кому мил Донской край с его вольной казачьей песней. А молодые артисты, студенты ростовского ВУЗа, сами с удовольствием на репетиции усваивали особенности речи казаков станицы Багаевской.


Эти театрализованные мероприятия, проходившие большей частью во дворе музея, собирали, в основном, взрослую публику, семейных посетителей. Музейные выставки ждали юных волшебников, способных оживить страницы донской истории. Так появилась идея создания нового представления для самых маленьких «Когда в музее оживают экспонаты».Выйдя», благодаря юным артистам, из мира безмолвных музейных предметов, музыкальные инструменты «разговаривали» друг с другом, музицировали и даже сочиняли загадки про себя, которые ребята помогали разгадывать музейному мышонку Нюше.


Очень торжественно в прошлом звучал,


Слушал его с замираньем весь зал.


Баха на нем исполнял мальчуган.


Тот инструмент называют? ..


И дружный ответ «орган» подсказывал мышонку, где находится самый «серьезный» инструмент зала. Ну, а загадка про городского шарманщика оказалась потруднее. И лишь только тогда, когда «настоящий» шарманщик вошел в город музыки со своим музыкальным ящиком и ноты подарили детям грустные и веселые мелодии, стало понятно — отчего так называют нового гостя.


Недолго грустили дети и когда музыкальные инструменты «расстроились» в прямом и переносном смысле загадочная Фея Музыки с помощью своего волшебного камертона быстро смогла всех успокоить. В ходе представления юные зрители запомнили не только названия старинных музыкальных инструментов, но и то, что все они называются в музее экспонатами. В этом убедился сам мышонок Нюша, когда услышал дружный ответ «экспонат» на загадку:


В залах музейных живут все предметы.


Портить нельзя их — запомнили дети.


С каждым из них подружиться я рад.


Как называют музейный предмет?


А дальше звучала музыка, и цилиндр пригласил на танец перчатки. При свете керосиновой лампы было видно, как белые перчатки опустились на плечи черного фрака и закружились в танце. И лишь шаги музейного смотрителя заставили «ожившие» экспонаты вспомнить, что на дворе уже утро, а значит, пора отряхнуться и занять свои места, ведь скоро их будут разглядывать дети. Такой вот разговор вышел на выставке «Музыкальная жизнь Ростова XIX — начала XX вв. ». Воспринимая, благодаря театрализованному представлению, этот исторический отрезок времени эмоционально, юные зрители становятся как бы очевидцами этих событий. А музейные предметы, которые обыгрываются в ходе представления, помогают входить во внутренний мир давно ушедших людей.


Есть и еще одна задача подобных представлений — сформировать у ребенка не только историческое сознание, но и музейную культуру — культуру отношения к предметному миру, умение выделить в нем предметы музейного значения, ярко отражающие исторические процессы, духовный облик людей определенного времени. Известно, что восприятие музейной выставки значительно активизируется в том случае, когда человеку, а особенно ребенку, не просто дают информацию о выставке, но он получает определенную социальную роль. Ведь существует психологический эффект лучше запоминается то, что тебя непосредственно касается.


Такую роль, роль ростовцев конца XIX века получили дети, пришедшие в музей на театрализованную экскурсию «Похищение волшебных звуков из старого Ростова», охватывающую сразу несколько музейных выставок по истории Ростова-на-Дону. Опережающее обучение помогало нашим гостям без труда перемещаться по главной улице старого города. Совсем как взрослые, в цилиндрах и шляпках, дети побывали в магазине Великанова, восхищаясь его разнообразной посудой и вниманием со стороны приказчиков. А в магазине купца Каялова юные горожане смогли узнать точное время, глядя на стрелки самых разных часов — каретных, карманных, настольных. Убедившись, что время для прогулки еще осталось, все дружно отправились в булочную, где с удовольствием отведали душистые бублики, изготовленные из лучшей муки Елпидифора Парамонова. А подкрепившись, навестили и магазин Хаджаяна, где выбирали подарки для своих мам.


Тут фонарщик зажег свет на главной улице Ростова, и духовой оркестр пригласил всех в Городской сад...


Но прежде наши путешественники побывали в гостях у мудреца, который извлек из старинного комода ключ от Страны Волшебной Музыки. Однако попасть туда, предсказал мудрец, можно лишь в том случае, если ключ попадет в руки самого доброго из присутствующих детей. Удивительно, но в этой части мероприятия происходила первая заминка. Выбрать доброго человека оказалось делом не из легких. Иногда ключ даже оказывался в руках у учительницы (кстати, так и появляются темы для новых спектаклей). Но когда смущенный избранник все-таки открывал желанную дверь — начинались чудеса.


А вы любите путешествовать? Такой вопрос уже звучал на другом театрализованном мероприятии с названием «Народы, жившие когда-то на Дону». С помощью машины времени дети попадают в IV век до н. э. где их встречает прекрасная скифская царица: Милые гости, уж долгие годы


Храню я сокровища древних умельцев,


К вам я пришла, чтоб напомнить о том.


Как в древности жил мой свободный народ


На просторах Подонья,


И пригласить вас хочу к тем богатствам,


Какие храню я веками с любовью.


Пусть же они вам помогут наполнить


Знанием ваши сердца молодые.


И этот символ немеркнущих знаний


Передам я тому, кто придет мне на смену.


И вот уже мы в зале «Сокровища донских степей» любуемся ювелирными украшениями древних мастеров, а глядя на оружие скифских воинов, восхищаемся их смелостью и отвагой. А потом Символ Знаний переходит из рук царицы к жителю древнего Танаиса, и наши путешественники принимают новое приглашение:


«Эй, житель XXI века, вступи на берег Танаиса, и ты увидишь, как оживает древний город, и жизнь как будто вновь возвращается на его узкие улочки!»


А потом неожиданно ожила главная площадь древнего города — Агора. Но шумная толпа собравшихся мгновенно стихла, когда стратег, подняв руку, торжественно обратился с речью:


О, граждане степного Танаиса!


Сегодня предстоит вам выбрать тех,


Кому доверить вы смогли бы


Судьбу детей своих и внуков.


Чьи имена достойны будут


Счастливым сделать город наш прекрасный


И у крепить могущество его


По очереди выходили жители Танаиса на площадь, опуская в глиняный сосуд остракон с именем достойного. Причем каждый из выступающих пытался убедить гостей, пришедших на площадь, голосовать за своего кандидата:


Мне сделать выбор свой на этот раз не трудно.


Макарий — мой избранник, сын Мастуса.


Он славный воин, защитивший город!


О храбрости его и силе духа


Наслышан Танаис и вся его округа!


Но вот процесс голосования окончен, все отправляются в храм, где жрец после принародного подсчета голосов, оглашает имена кандидатов, победивших на выборах.


Между тем машина времени уносит нас в век XVIII, откуда доносится вольная казачья песня. То возвращаются из трудного похода казаки...


А век XIX шлет путешественникам открытки с видами Ростова-на-Дону, посылая привет с берегов Тихого Дона и приглашение побывать в этом самом лучшем городе мира — «Маленькой Москве» — как любовно называли свой город ростовцы.


Благодаря машине времени встречали гостей народы Дона и в XX и в XXI веках. А вот о том, как встретят их в веке XXII, дискутировали долго. Хорошо, если это будут добрые люди.


Особый интерес у детей вызывают мероприятия, на которых предметы истории можно увидеть не только в строгих витринах. На рождественском представлении «Волшебный сундучок» школьники получают в руки настоящие музейные экспонаты — ступку, деревянную солонку, кофемолку кофейник... Уже в самом начале праздничного действа мы словно замыкаемся в исторический круг, который переносит всех в мир прошлый именно благодаря собственному ощущению музейного предмета.


К числу основных задач подобных мероприятий относится формирование на фундаменте исторического сознания нравственности, эстетических начал — и все это с помощью экспоната. Ведь до этого дня все, что находилось за стеклом витрины, казалось детям не совсем реальным, и уж во всяком случае, далеким от жизни. И сразу этот мир без школы, без уроков, мир необычных и интересных вещей делает детей участниками нашего театрализованного действа. А что хранится в нашем «волшебном сундуке», кому он мог служить и как часто в него заглядывали? Ответы на эти вопросы получают юные зрители по ходу спектакля, когда из сундучка извлекаются знаменитая донская шуба, сапожки-гусарики, теплая барашковая шаль. Здесь уже сами дети пытаются подсказывать хозяевам — какие вещи надевались в праздничные дни, для чего служила та или иная посуда. Это погружение в былое развивает у ребенка воображение и фантазию, творческое начало. И именно творческое начало это то звено, ухватившись за которое можно вытянуть все остальное.


Наши гости после мероприятия с удовольствием рассказывают, что похожую шаль или накидку еще хранят некоторые из их бабушек. Такое участие в спектакле помогает в формировании чувства истории, понимание ее становится конкретнее, а главное, оно теперь связано и с миром чувств, а значит, может быть прочнее и основательней. И уж, конечно, никакая из детских групп, пришедших в музей, не откажется погадать на старинных зеркалах, вспомнить загадки, еще раз заглянуть в волшебный сундучок.


Конечно, игра юных артистов в музейном пространстве далека от совершенства, но та искренность и чистота, которая присуща только детям, буквально захватывает зрителей и ровесников «актеров», и людей взрослых. Хочется верить, что театрализованные представления являются одной из перспективных форм работы в музее.


Разыгранные спектакли дают понимание того, что музей бездонен и что сюда можно приходить не один раз за новыми впечатлениями, даже при отсутствии новых выставок.


***


фото: