Главная >> 5 >> 22

ТВОИ ПРАЗДНИКИ, РУСЬ

Город яблочного Спаса


"Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви - не протолкаться... Проплывают над головами узелочки - все яблоки, просвирки... В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным: свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, даже на хоругвях присунуты. Необыкновенно весело - будто гости, и церковь - совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает о яблоках... Ему-то и принесли их: посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: "Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки! " И будут есть, уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть Преображение"... Так, как описывает в "Лете Господнем" Иван Шмелев, праздновали Преображение и у нас в Сибири, освящая не только яблоки, но и всякий плод, что произрастал на земле. И вчера, 19 августа, на праздничных богослужениях в православных храмах было много яблок, винограда, огурцов, помидоров и других плодов, которые принесли красноярцы на освящение. И вслед за медовым открыл преображенские праздничные дни яблочный Спас.


День яблочного Спаса.


В огне не сгорела...


Этот красивейший из христианских праздников был долгое время главным для красноярцев - престольным, ибо первый соборный храм в Красноярске, возле которого возникло старинное казачье кладбище, был освящен в честь Преображения Господня. Но страшный общегородской пожар 25 июня 1773 года, уничтоживший почти все строения, съел и деревянный собор. Чудом спаслась лишь одна из святынь его - главная икона собора, изображающая преображение Христа на Фаворской горе, где явился Он ученикам перед крестными страданиями во всей Своей Божественной славе с ликом, просиявшим словно солнце. Эта икона была написана в 1728 году специально для иконостаса Преображенского собора.


Пожар все-таки повредил святыню, но обгоревшую часть отреставрировали, дописали, и уже в 1776 году воскресшая икона Преображения Господня заняла свое место в только что построенном каменном Воскресенском соборе на Стрелке. Без сомнения, почиталась она горожанами особо. В 1795 году ее поместили в богатый серебряный оклад весом 13 фунтов 66 золотников. Надписи гласили о ее истории и сообщали имена благотворителей, одевших икону в серебряные одежды. То была администрация города, вложившая в украшение святыни личные средства, есть там даже имена благотворителей - "служащих 1795 году в Красноярском магистрате" Бургомистрова и Ратманова.


Но ее ограбили


Новая советская власть взглянула на историю города и на его святыни по-новому. Иконы сдирали со стен храмов, машинами вывозили и сжигали, их растаскивали для растопки печей и даже для благоустройства стойл в коровниках и телятниках. Но пережившая уже однажды стихийный пожар, красноярская икона Преображения Господня уцелела и в огне революции и гражданской междоусобицы. В 1922 году как историческая реликвия и "памятник церковной археологии" (! ) она со стен Воскресенского храма попала в стены музея Приенисейского края. Поклон тем неведомым нам благотворителям, которые спасли городскую святыню от уничтожения, отстояли ее. Но не в силах музейных работников было спасти ее от ограбления. Серебряные ризы содрали с 200-летней иконы Преображения Господня в 1935 году. Сказали, что серебро пойдет на нужды индустриализации. Так что послужила она и делу индустриализации.


Освященные яблочки.


Правда, после такого неблагоговейного обхождения, без молитвенного благоухания храма и без одежд икона стала пропадать. Кстати, с прежним местом ее обитания - Воскресенским собором - тоже расправились круто, и камня от него не осталось на Стрелке. Чтобы остановить стремительное разрушение красноярской святыни, музейщики покрыли поверхность иконы так называемой профилактической заклейкой. Но реальная надежда на спасение реликвии появилась именно в праздник Преображения Господня - 19 августа 1991 года, когда вспыхнул так называемый путч, с бесславной кончиной которого на удивление быстро рухнул и богоборческий режим в России.


И вот в начале 90-х годов 13 икон из фондов Красноярского краевого музея отправились на реставрацию в Москву. Кстати, начало собранию икон в музее положили не советские грабители, а монахи Троицкого монастыря в Туруханске, которые в 1904 году подарили музею створку от деревянного складня с изображением святого Василия Мангазейского. Содержать этот фонд в надлежащем виде в советские времена было просто невозможно. Но и в годы перестройки - тоже. Все 13 икон вернулись из Москвы домой не отреставрированные, за неимением средств.


В гостях на Ордынке


- Сюжета иконы было уже практически не разобрать, - рассказывает Валентина Ивановна Парамонова, бывшая в ту пору заместителем директора краеведческого музея. - Только на ее реставрацию требовалось около двух тысяч долларов. Но за каждым экспонатом из нашего фонда церковного наследия стоит не менее значительная история. И их тоже надо спасать. Что было делать? Мы направились к главе администрации Центрального района Александру Михайловичу Суворову. Он и нашел благотворителей. Все расходы по реставрации иконы взяла на себя фирма "Партнер", возглавляемая Юрием Поповым. Долгое время главная красноярская святыня находилась в Москве, на Ордынке, в стенах Марфо-Мариинской обители - той самой, которая была основана Елизаветой Федоровной, великой княгиней и сестрой императрицы Александры Федоровны, мученически погибшей в шурфе алапаевской шахты в 1918 году и причисленной к лику святых.


Возведенный ее усилиями по проекту архитектора Александра Щусева и расписанный другом В.И. Сурикова Михаилом Нестеровым Покровский храм на Ордынке не возвращен пока Церкви, здесь находится Всероссийский художественно-научный реставрационный центр имени Игоря Грабаря. Реставрационные работы по возвращению к жизни красноярской святыни выполнила известный специалист, реставратор высшей квалификации Лариса Миронова.


Возвращение домой


И вот - торжественная встреча иконы Преображения в Красноярске. Генерал-губернатор Александр Иванович Лебедь, писатель Виктор Петрович Астафьев... очень многие прибыли поклониться красноярской святыне. С тех пор общегородская святыня пребывает в Красноярском краеведческом музее. Но каждый год в День города (правда, его уже не в августе празднуют почему-то) икону Преображения Господня несут крестным ходом от берегов Енисея к Покровскому кафедральному собору, и она на время остается в стенах храма. И всех она одаряет небесным фаворским светом. Для этого она и прошла невредимо через века. А Преображение Господне и по сей день многие считают днем рождения Красноярска. Так что это не просто город на Енисее, но это еще и город яблочного Спаса. С днем рождения города, дорогие красноярцы!


***


Верующие печалятся, что 19 августа - на свой праздник Преображения - находится икона в стенах музея. Некоторые горожане предлагали, в том числе и на страницах "СГ, установить указом градоначальника праздновать День города в первую субботу или воскресенье после праздника Преображения.


"А-то нелепица получается, - пишет Николай Селезнев из Базаихи, - в июне несут из музея в собор крестным ходом на поклонение икону Преображения Господня, когда до праздника остается почти два с половиной месяца. А на сам праздник, который отмечается 19 августа, икона остается в музее, и верующие люди, для которых она написана, не имеют к ней доступа".


Конечно же, есть резон в эти рассуждениях. Стоит над ними подумать. Но главное, несмотря ни на что, произошло: святыня осталась вместе с нами. Город яблочного Спаса не потерял главную свою икону.