Главная >> 5 >> 22

Валерий МЕЛЬНИКОВ: "ИДЕАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ НЕТ, НО ЕСТЬ ОЧЕНЬ НУЖНЫЕ"

Было время, летних праздников некоторым товарищам катастрофически не хватало, поэтому День металлурга и День города праздновали как бы порознь, хотя все наперебой отмечали их неразделимость. Нынче, когда деньги научились считать, власти всех уровней окончательно утвердились во мнении: отметим как полагается, день в день, ведь металлург - главная профессия в Норильске. Опять же объединение финансовых усилий снизит нагрузку и на городской бюджет, и на казну ОАО "ГМК "Норильский никель". Решили и записали в протоколе: так тому быть отныне и навсегда.


Превращение политиков в хозяйственников - процесс достаточно болезненный и долги и, но в конце концов всегда доходит до логического завершения, когда верх берет здравый смысл. Тем более что задача консолидации усилий всех ветвей власти поставлена на высшем уровне, и с дороги этой уже не свернуть.


"Норильский никель" не скрывает: конечная цель компании - стать лидером в мировом производстве. Отсюда плавно вытекает и задача местной власти - соответствовать мировому лидерству не только в экономике, но и во всех других сферах. Одним словом, Норильск должен стать городом, в котором хочется жить. И жить - хорошо.


Вспомним недавнюю историю - десять лет назад, в 1995-м, началась реформа местного самоуправления. Но законом оказались не удовлетворены ни органы власти, ни общественность. Впрочем, вряд ли писан такой закон, который потрафил бы всем и сразу. Сейчас вот на слуху так называемый 131-й закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. До его вступления в силу осталось времени всего-ничего, а дел предстоит... Борис Грызлов, председатель Госдумы Федерального собрания страны, откровенен: "Вполне понятно, что интересы и задачи всех муниципалитетов и субъектов Федерации не могут быть реализованы в полном объеме. Необходим разумный компромисс. Хотел бы призвать всех руководителей и в дальнейшем избегать попыток решить сугубо частные проблемы путем внесения поправок в базовый федеральный закон. В Госдуму поступало немало проектов поправок, сводившихся к предложениям "в нашем регионе сохранить все, как есть", были и предложения о предоставлении особого статуса отдельным субъектам Федерации. Не думаю, что такая позиция поможет делу..."


Норильск, Красноярский край, а теперь еще Эвенкия не являются исключением из общего ряда регионов, где не задаются вопросом, как мы будем жить дальше. "Но у нас есть могучий партнер, - заявляет мэр города Валерий Мельников, - с которым решение любых проблем по плечу".


С этого, собственно, и началась наша предпраздничная беседа с главой администрации Норильска.


- Вообще, вы не могли не обратить внимания на то, что город стал жить лучше, хотя в России и происходят глобальные перемены. Сегодня нам просто грех жаловаться на отсутствие средств в казне. Продукция "Норильского никеля" ликвидна, пользуется спросом на мировом рынке, а это, в свою очередь, приносит в бюджет дополнительные средства, и мы можем расходовать их на различные социальные программы, которых прежде не было. Один из последних примеров - выделение пятисот квот для переселения работников бюджетной сферы в места с благоприятными климатическими условиями. Людям предлагается сдать жилье (за достаточно приличную сумму, кстати) вне зависимости от места проживания в Большом Норильске. Не секрет, что его рыночная стоимость в Кайеркане, скажем, ниже, чем в центре. Плюс к тому, человек будет получать по две тысячи рублей ежемесячно к пенсии. Мы в этом отношении использовали опыт нашей горно-металлургической компании, помогая людям адаптироваться на материке.


- Учитывая, что сейчас в городе практически не ведется строительство домов, можно считать это, во-первых, вариантом решения жилищной проблемы, во-вторых - проблемы выезда из региона...


- Насчет строительства вы правы, но - частично. В планах Заполярного филиала "Норникеля" возведение домов на улице Пушкинской. Мы сами не оставляем тему использования ростверков и уже имеющихся "коробок", строительство которых было в свое время "заморожено" из-за отсутствия финансирования. Опять же ждем окончательного решения по 131-му закону. В том виде, в котором он существует сейчас, - рискуем лишиться налога на прибыль. Однако депутаты вышли с предложением к правительству доработать этот нормативный акт до 2008 года. Если предложение будет принято, все останется так, как есть, мы постепенно начнем возрождать строительство. По крайней мере, в Норильске и Талнахе.


- Об Оганере речь уже не идет? Неужели не жалко миллиардов "потерянных" в вечной мерзлоте народных рублей и никто за эту халатность не ответит?


- Когда строительство микрорайона только задумывалось, планировалось: в Большом Норильске будет проживать 350 тысяч человек. Начинать сейчас по новой - все равно что работать в зоне рискованного земледелия. Мало того, что погода может любой фортель выкинуть, так еще не знаешь, какой "подарок" поднесут из Москвы в виде того же 131 -го закона, жилищно-коммунальной реформы и так далее.


Не спорю, денег жаль, но с этим придется смириться. Строительство у нас очень дорогое. Когда-то Лев Владимирович Кузнецов, в бытность свою исполняющим обязанности главы города, очень образно оценил ситуацию: "Скажите, вы уверены, что кто-то будет жить в квартире стоимостью в миллиард? А платить за нее? " Поэтому, я считаю, мы уделим больше внимания развитию инфраструктуры жилого образования. Мы взяли сейчас на себя почти девяносто процентов доплаты за жилье. Компания, в свою очередь, нашла вариант, как уйти от болезненной темы: в тарифную часть заработка сотрудников заложены на эти же цели дополнительные средства, и теперь не надо будет изыскивать сложные пути решения проблемы в виде ЖКВ и прочих вариантов компенсаций. На осенней сессии будет рассматриваться аналогичный вопрос. Так что, как видите, мы с "Норникелем" идем в ногу, опасаясь только одного - слишком уж неожиданных и неоправданных действий федерального центра.


- Но ведь тот же центр утверждает: наделение существующих административно-территориальных единиц правами муниципальных образований может и должно дать новый импульс развитию территорий, не нарушая сложившихся хозяйственных связей. Предполагаются договорные механизмы, и они могут применяться достаточно широко...


- Да, концептуальные положения закона меняться не будут. Но по ряду вопросов изменения возможны. Госдума, поддерживая инициативы, одобренные президентом страны, идя навстречу предложениям регионов, значительно расширила их возможности влиять на структуру органов местного самоуправления. Но это не снимает ответственности за результаты реформ. Какой отсюда следует вывод? Инициатива может быть воспринята как со знаком "плюс", так и со знаком "минус", пока мы не получили ЗАКОН в его окончательном варианте со всеми изменениями, дополнениями, разъяснениями и так далее.


Еще одна проблема связана с вопросами финансирования. На сегодняшний день даже самые большие оптимисты не могут не признать недостаточность доходных источников большинства региональных и муниципальных бюджетов. Правительство вроде бы преследует благую цель: выровнять в целом ситуацию по стране. Но вот делается это очень часто псевдореволюционными способами: отнять и разделить...


- Да, не верится, что если у Красноярска, как региона-донора что-то "отобрать", то и в Сибири, и в дотационном Коми-Пермякском автономном округе люди станут жить лучше.


- Мы тоже на это не очень надеемся, поэтому мне лично больше верится в обещания губернатора, связанные с приданием городу особого статуса со всеми вытекающими отсюда последствиями. До конца года, пока есть средства, хотим увеличить, например, базовую часть зарплаты работников бюджетной сферы с тем, чтобы уже на нее "накручивать" все (в том числе и федеральные) надбавки, "кавэшки" и так далее. С января будущего года полномочия власти на местах будут расширяться. Вот мы и хотим, как говорится, сыграть на опережение, заручившись поддержкой Александра Геннадьевича Хлопонина. Он отлично знает условия жизни в Норильске, равно как и Лев Владимирович Кузнецов, но вот проблема: здесь живет двести с небольшим тысяч людей, а в крае (особенно, извините, в умирающих сельских районах) три с лишним миллиона. И именно поэтому в первую очередь будут решаться их проблемы, к их голосу будут вынуждены прислушиваться руководители региона. Наша общая задача - определить самые необходимые направления расходования средств. В ходе работы над бюджетом депутаты непременно будут ставить эти вопросы в том числе и перед правительством, добиваться увеличения финансирования соответствующих статей бюджета.


- Я читал выступление Бориса Грызлова на семинаре-совещании руководителей законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Нижнем Новгороде, и там он высказал схожую мысль: "На федеральном уровне нельзя забывать, что большинство вопросов социального плана реализуются непосредственно на местах... Все социальные программы должны быть в большей степени согласованы с реформированием местного самоуправления, и мы будем ставить этот вопрос при рассмотрении бюджета на 2006 год. Наша цель - создать и развивать условия для полноценного участия граждан в решении проблем местного значения. Наша цель - сформировать систему, где изменение финансового положения муниципалитета будет зависеть в первую очередь от результатов его работы..." Выходит, вам все карты в руки!


- Так мы же и не отказываемся от работы. Только бы по рукам не били... В конечном счете у всех органов власти, у тех, кто живет и трудится на территории, одна общая цель - достойная жизнь людей, развитие экономики, укрепление государственности и гражданского общества.


Тот же самый генеральный директор "ОАО "ГМК "Норильский никель" Михаил Дмитриевич Прохоров открытым текстом заявляет, что компания не может облагодетельствовать всю Россию, весь край, но посильную помощь городу оказывала и будет оказывать. Впервые в прошлом году были выделены средства на реконструкцию и строительство семи объектов социального назначения - библиотека, зал "Гармония", ледовый Дворец спорта, детские садики, стадион... Уже есть предварительная договоренность о встрече, на которой мы обсудим, какие еще проекты требуют совместного финансирования.


Я хочу обратить внимание вот на какой нюанс. Да, компания вкладывает свои средства в строительство, ремонты и так далее. Но ведь потом все эти объекты переходят в муниципальную собственность, и содержать их нужно городу. Вот тут и вступает в дело психология. К сожалению, многие наши сограждане остались еще в далеких бес платных социалистических временах. Нет, они прекрасно понимают, что за дискотеку, за обучение, за кино, музей и театр надо платить. Но упорно не хотят платить, например, за собственное здоровье. Объясните, почему музыкальная школа должна быть платной, а спортивная, к примеру, - нет?


Есть две аксиомы. Даже самый большой бюджет складывается из сотен больших и маленьких потоков. Это первое. Второе. В любой момент любой проверяющий задаст тот же самый вопрос и сделает вывод: ага, вы, значит, можете содержать на муниципальные средства один объект, другой... тридцать пятый - значит, вам ни федеральные, ни краевые дотации не нужны. Поэтому я не считаю озабоченность Счетной палаты, которая постоянно ставит вопрос о контроле за расходованием средств на местах, чем-то надуманным, лишним в выстраивании четкой системы получения доходов и их использованием.


- И все же, Валерий Владимирович, давайте вернемся к вопросу о совместных с компанией проектах...


- Одним из самых успешных можно считать создание управляющей компании "Заполярная столица", которая курирует работу всех "оошек", обслуживающих жилищный фонд. Раньше они сами себе заказывали работу, сами у себя принимали ее и сами же с собой расплачивались. Теперь все находится под четким контролем, подчинено единому плану, поскольку имеется развернутый паспорт на каждый объект: что-то подлежит капитальному ремонту, где-то можно обойтись косметическим и так далее.


В свое время поспешили с закрытием некоторых детских садиков. Сейчас их институт начинает возрождаться, и, надеюсь, в будущем году мы проблему окончательно решим. То же самое можно сказать о спортивных объектах. О строительстве нового Дворца спорта и покрытии стадиона куполом говорилось достаточно много, так что ограничимся констатацией факта принятия такого решения. Спорткомплекс в Талнахе уже отремонтирован, на очереди "Арктика", которую по праву считают одной из визитных карточек города.


Очень осторожно отношусь к большому совместному проекту городской и краевой администраций и "Норильского никеля" по переселению граждан в благоприятные для проживания районы. Будем считать, что он есть, а вот о деталях говорить пока рано. Думаю, на первое время и без того дел достаточно.


Что ж, остается пожелать успеха в начинаниях и поздравить со всеми СОВМЕСТНЫМИ праздниками!